Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2001

Основы формирования и использования прибыли

Топурия Наталья Левановна, соучредитель ООО “Алазани-Эдем”, генеральный директор ООО “Алазани-Эдем Консалтинг”, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Обратившись к любому учебнику или справочнику терминов, мы можем узнать, что любое предприятие представляет собой самостоятельную хозяйственную единицу, образованную одним или группой предпринимателей, с целью организации производства продукции или выполнения работ по оказанию услуг для получения от этих действий определенной финансовой отдачи, т.е. прибыли. Являясь одной из основных целей деятельности предприятия, прибыль одновременно имеет огромное значение в удовлетворении общественных потребностей. Стремясь к повышению прибыли, предприниматели идут на увеличение объема выпуска продукции, пользующейся спросом у потребителя, снижение затрат на производство, инвестирование в развитие своего бизнеса.
Цитировать публикацию:
Топурия Н.Л. Основы формирования и использования прибыли // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 5. – С. 12-15.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Обратившись к любому учебнику или справочнику терминов, мы можем узнать, что любое предприятие представляет собой самостоятельную хозяйственную единицу, образованную одним или группой предпринимателей, с целью организации производства продукции или выполнения работ по оказанию услуг для получения от этих действий определенной финансовой отдачи, т.е. для получения прибыли. Являясь одной из основных целей деятельности предприятия, прибыль имеет огромное значение в удовлетворении общественных потребностей. Стремясь к повышению прибыли, предприниматели идут по пути увеличения объема выпуска продукции, пользующейся спросом у потребителя, снижения затрат на производство, инвестирования в развитие бизнеса. Немаловажную роль играет прибыль в рыночной экономике в целом, ибо она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Прибыль – наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики.Её простота определяется тем, что она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей в этой экономике. В то же время её сложность определяется многообразием сущностных сторон, которые она отражает, а также многообразием обличий, в которых она выступает

 Характеристики прибыли, отражающие ее сущность

 1.Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определённый вид деятельности. Эта внешняя, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для её полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность политическая, благотворительная и т.п.).

2.Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определённого коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала - особым фактором производства - и в усреднённом виде характеризует цену функционирующего капитала.

3.Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является только результатом умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль в определённой мере является и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности.

4.Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесённых затрат на осуществление этой деятельности. Иными словами, в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

5.Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщённого стоимостного учёта всех связанных с ней основных показателей - вложенного капитала, полученного дохода, понесённых затрат и т.п., а также с действующим порядком ее налогового регулирования.

Финансовая результативность деятельности предприятия характеризуется интегрирующим показателем – балансовой прибылью. Хотелось бы определить составляющие балансовой прибыли в условиях современного рыночного хозяйствования.

Это прибыль, образующаяся из финансового результата от реализации продукции (в нашем случае -  от реализации комплектов бортового питания), а также иных материальных ценностей, как разница между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции или суммой расходов; и прибыль, полученная от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов на них (обычно это доходы от участия в деятельности других предприятий, по ценным бумагам и от курсовых разниц по валютным счетам и по операциям с иностранной валютой, а так же, как это происходит у нас – это прибыль подсобных и обслуживающих производств, не связанных непосредственно с основной производственной деятельностью предприятия).

Руководство каждой фирмы должно стремиться к оптимизации использования полученной прибыли. Во многом это определяет дальнейшее развитие предприятия, а так же его темпы.

 Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той её части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

- прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

- прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

- величина прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объёма производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь, направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление.

На примере нашего предприятия можно сказать, что наибольшие возможности по максимализации прибыли были достигнуты путем маневрирования затратами. Подобное утверждение рассматривается на основе системы «издержки - объем реализации - прибыль». Суть этой системы в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

 Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление её распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчётного года это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий её формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1.Зайцев Н.Л. «Экономика организации» - М.:«Экзамен», 2000.
2. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма / Под редакцией профессора В.Е. Рыбалкина. – М.: «Международные отношения», 1999.
3. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.:«Инфра-М», 2001.
4. Слепов В.А., Галанов В.А., Быкова Е.В., Хоминич И.П. Финансы и цены – М.: ИД «ФБК-Пресс», 1999.