Разработка системы формирования предпринимательских способностей

Беляева С.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (33), Сентябрь 2009

Цитировать:
Беляева С.С. Разработка системы формирования предпринимательских способностей // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 9. – С. 96-103.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13085749

Аннотация:
Важная роль в инфраструктуре инновационного процесса принадлежит звеньям, обеспечивающим эффективную связь и взаимодействие между научно-технологическим сектором и производством и предоставляющим возможность продвижения новшеств до конечного потребителя. Главными звеньями, с помощью которых возможно обеспечить эффективную связь и взаимодействие научно-технических структур с производством, а также формирование предпринимательских способностей являются инновационные центры. Об их сути и повествуется в данной публикации. Материал рассчитан на предпринимателей, действующих в производственном секторе и сфере услуг, исследователей различных элементов новой экономики.

Ключевые слова: малый бизнес, инновационные предприятия, малые инновационные предприятия, инновационный центр, наукоемкие технологии

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Инновационными центрами считаются организации, обладающие специализированной инфраструктурой, деятельность которых направлена на содействие созданию, росту и развитию инновационных фирм, а также на развитие инновационной деятельности в регионе, сотрудничества и кооперации между исследователями и промышленностью, оказания услуг наукоёмким фирмам в сфере информационного обеспечения, подготовки и обучения персонала в области менеджмента и предпринимательства.

Автор предлагает рассмотреть модель работы инновационного центра (рис. 1), который может быть создан как самостоятельная организация, как структурное подразделение бизнес-инкубатора, вуза или промышленного предприятия.

Рассмотрим краткую характеристику элементов модели.

Проблема – отсутствие предпринимательских способностей у субъектов, осуществляющих инновационную деятельность.

Конечная цель – формирование предпринимательских способностей у субъектов, осуществляющих инновационную деятельность.

Объект моделирования – инновационный центр.

Рис. 1. Модель инновационного центра

Постановка задач. Основной задачей инновационного центра является подготовка предпринимателей, способных предлагать новые идеи, работать по инновационным проектам, внедрять инновации, осуществлять процесс продвижения инновационных идей на рынок. В качестве других задач можно отметить:

1. Социально-экономическое развитие Омского региона.

2. Поддержка высокотехнологичного предпринимательства через поощрение инновационной деятельности и предпринимательской активности субъектов.

3. Привлечение крупных фирм и частных инвесторов к финансированию проектов, над которыми работают в инновационном центре.

4. Коммерциализация технологий.

5. Создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики.

6. Повышение профессионального уровня малого предпринимательства.

Проектирование объекта заключается в построении организационной структуры и разработке этапов работы инновационного центра. Предполагается, что инновационный центр будет состоять из трёх подразделений: инновационный отдел, организационно-технический отдел и коммерческий отдел.

Рассмотрим краткую характеристику отделов инновационного центра.

Инновационный отдел в целом занимается:

- поиском и отбором предпринимателей и изобретателей;

- отбором лучших инновационных идей из предложенных альтернатив;

- отбором инновационных идей для создания инновационных организаций;

- обучением предпринимателей для работы с инновациями, формированием у них предпринимательских способностей;

- патентованием инновационных идей.

В задачи организационно-технического отдела входят:

- определение юридических форм организаций;

- разработка организационных структур организаций, стратегий развития, бизнес-планов, системы финансирования и оплаты труда и т.п.;

- привлечение инвестиций для создания организаций;

- утверждение документов организаций, разработанных на стадии их проектирования;

- регистрация организаций и аккредитация их деятельности;

- создание инфраструктурных и хозяйственных мощностей организаций;

- подготовка и подбор персонала для организаций.

Основными задачами коммерческого отдела являются:

- проведение маркетинговых исследований и выработка рекомендаций по работе с инновационными идеями на основе результатов исследований;

- отслеживание жизненного цикла инновационной идеи в рамках инновационного центра и определение того, на каком этапе жизненного цикла оптимально совершать продажу инновационной идеи;

- поиск, проведение переговоров и отбор покупателей инновационных идей, инноваций, проектов инновационных организаций и самих инновационных организаций;

- продажа инновационных идей, инноваций, проектов инновационных организаций и самих инновационных организаций.

Этапы работы инновационного центра представлены в табл. 1.

Таблица 1

Этапы работы инновационного центра

Этап
Краткое содержание
Подготовительный
Поиск и отбор предпринимателей, изобретателей, инвесторов
Аналитический
Разработка и анализ инновационных идей
Обучающий
Предоставление образовательных, информационных и организационных услуг
Практический
Разработка проектов и создание инновационных организаций: определение организационно-правовой формы предприятия, системы налогообложения, составление маркетинг-плана и др.
Завершающий
Коммерциализация технологий

Общая продолжительность одного цикла подготовки предпринимателей пять месяцев.

Планирование эксперимента включает в себя описание содержания работы инновационного центра и требуемое технологическое обеспечение.

Содержание работы инновационного центра:

1. ИЦ не будет предоставлять предпринимателям офисные и производственные помещения, так как те в них не нуждаются (данные опроса). Вместо этого специалисты центра проводят тренинги и собеседования с отдельным предпринимателем или командой предпринимателей для развития у них предпринимательских способностей; осуществляют экспертный анализ бизнес-проектов, рассматривают их перспективность и капиталоёмкость.

2. Поиск необходимых ресурсов для осуществления предпринимателем своей деятельности.

3. Поиск новых видов бизнеса для предпринимателей.

4. Информационная и консалтинговая поддержка предпринимателей.

Деятельность инновационного центра осуществляется по направлениям, представленным в табл. 2.

Таблица 2

Направления деятельности инновационного центра

Виды предоставляемых услуг
Характеристика
Образовательные
Развитие креативности предпринимателей; разработка бизнес-идей; составление бизнес-плана; обучение новым технологиям в менеджменте, обучение маркетингу, делопроизводству, основам предпринимательской деятельности; повышение образовательного уровня в области организации сервиса, рекламы, юриспруденции и др.
Информационные
Предоставление информации о банковских организациях, потенциальных инвесторах, новых технологиях, о программах развития предпринимательства, о действующих и вновь вводимых нормативных правовых актах
Организационные
Помощь в составлении бизнес-проектов; помощь в поиске источников финансирования; помощь в регистрации предприятия, составлении типовых договоров; организации налоговой отчетности, консультации юристов, бухгалтеров, аудиторов, психологов, менеджеров; помощь в проведении маркетинговых исследований, рекламных акций, деловых встреч, презентаций, выставок

Получение и обработка экспериментальных данных - ожидаемые результаты работы инновационного центра.

Основными результатами работы инновационного центра должны стать:

1. Создание новых инновационных предприятий.

2. Подготовка успешных предпринимателей по приоритетным направлениям развития региона и формирование у них предпринимательских способностей.

3. Коммерциализация инновационных разработок.

4. Снижение количества закрывающихся предприятий и улучшение показателей их деятельности.

5. Увеличение налоговых поступлений в бюджет Омской области.

Оценка качества модели осуществляется на основе сравнения предполагаемых (ожидаемых) результатов с полученными данными работы центра. Если происходит отклонение, то есть полученные результаты не соответствуют предполагаемым, необходимо пересмотреть содержание работы инновационного центра.

В качестве отличительных особенностей работы инновационных центров можно выделить следующие:

Во-первых, небольшой объём финансовых средств.

Во-вторых, не требуется дополнительная материально-техническая база для предпринимателей.

В-третьих, отбор претендентов осуществляется специалистами инновационного центра исходя из способностей тех к предпринимательству с целью формирования у них соответствующих установок.

В-четвертых, характер предоставляемых услуг подразумевает обучение, информирование и консультирование, что соответствует требованиям новой экономики.

В-пятых, инновационный центр будет обслуживать не только своих резидентов, но и предоставлять услуги внешним предпринимателям, как начинающим, так и действующим. Клиентом инновационного центра может стать выпускник вуза, выпускник президентской программы подготовки управленческих кадров, временно безработные специалисты, а также инновационные организации, нуждающиеся в комплексе образовательных услуг по продвижению конкретной инновационной идеи и ее коммерциализации.

Таким образом, систему формирования предпринимательских способностей в рамках работы ИЦ можно представить в виде схемы (рис. 2).

Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение – это вход и выход системы; 2) внутренняя структура – совокупность компонентов, которые обеспечивают процесс воздействия субъекта на объект.

Рис. 2. Структура системы формирования предпринимательских способностей у субъектов инновационной деятельности

На схеме показаны связи каждого компонента с другими компонентами. Если один из компонентов изменяется, то обязательно должны поменяться другие компоненты и элементы.

Уровень организованности такой системы, которая обеспечивает формирование предпринимательских способностей, формируется на стадии постановки целей и задач, определяется в процессе получения различного рода услуг и реализуется на стадии коммерциализации научных разработок.

Таким образом, инновационный центр будет способствовать появлению новых инновационных предприятий, повышению инновационной активности действующих малых и средних фирм, содействовать освоению новых наукоемких технологий и эффективному использованию научно-технического и инновационного потенциала, а также кадровому обеспечению инновационной деятельности предприятий.


Источники:

1. Кондрашева Т.К. Инновационная модель для российской экономики // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. - 2005. – №6.
2. Чернышев А.С. Формирование инновационной инфраструктуры в регионах России // Инновации. – 2008. - №3.
3. Яковенко Н.Н. Опыт создания инновационного бизнес-инкубатора в Ставропольском крае // Инновации. – 2008. - №3.

Страница обновлена: 18.04.2024 в 10:16:12