Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»19 / 2017
DOI: 10.18334/rp.18.19.38321

Феномен семейного предпринимательства в современной экономической теории

Жук Александр Александрович, профессор кафедры экономической теории, доктор экономических наук, доцент, Южный Федеральный Университет, Россия

Потий Ксения Михайловна, аспирант кафедры экономической теории, Южный Федеральный Университет, Россия

Family business phenomenon in the modern economic theory - View in English

 Скачать PDF

Аннотация:
В статье представлен теоретико-аналитический обзор определений понятий «семейное предпринимательство», «семья» и предприниматель». Приведен ряд основных тенденций в современных исследованиях института семейного предпринимательства. Установлено, что семейное предпринимательство в рыночном хозяйстве РФ предстает в пяти основных дефинициях (сложная экономическая категория, двойственный метод хозяйствования, специфическая социальная форма предпринимательства, тип экономического поведения ячейки общества и способ реализации семьей своего предпринимательского потенциала). Определено, что большая часть научных работ в области исследования современного российского семейного предпринимательства сконцентрирована на проблематике недостаточной проработанности механизмов передачи семейного дела наследникам, а также низкого уровня осознанности важности разработки данных механизмов среди владельцев предприятий. Отмечен низкий уровень внимания отечественных авторов к проблеме исследования специфики организационной культуры и ее отличий от несемейных предприятий, популярной на сегодняшний день на западе, и фокус последних отечественных публикаций на вопросах передачи и наследования семейного дела, что, вероятно, обусловлено пересечением консалтинговых и исследовательских интересов. Представлен авторский подход к определению понятий «семья» и «семейное предприятие».

JEL-классификация: L26, L50, M20

Цитировать публикацию:
Жук А.А., Потий К.М. Феномен семейного предпринимательства в современной экономической теории // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 19. – С. 2891-2908. – doi: 10.18334/rp.18.19.38321


Источники:
Закон республики Узбекистан «О семейном предпринимательстве» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 17, ст. 188; 2013 г., № 18, ст. 233; 2015 г., № 33, ст. 439; 2017 г., № 1, ст. 1
Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Garant. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/637548/.
Бархатова Н.М. Семейный бизнес и семьи в бизнесе. ЭКО: Экономика и орг. пром. пр-ва - Новосибирск. [Электронный ресурс]. URL: http://ecotrends.ru/component/content/article/741-1999/1841-2014-03-06-10-13-03.
4. Беккер Г. Экономика семьи и макроповедение // Сша-эпч. – 1994. – № 3. – С. 93-97.
Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2003. – 672 с.
Бурова С.Н. Социология семьи. / Цикл лекций. - Минск: БГУ, 2011. – 195 с.
7. Волков Д.А. Стадии и жизненные циклы развития семейного бизнеса // Российское предпринимательство. – 2011. – № 2. – С. 11-16.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Эксмо, 2015. – 896 с.
Евстигнеева К.В., Лунева Е.А. Особенности ведения семейного бизнеса в России // Студенческий научный форум: Сборник статей V Международной студенческой электронной научной конференции. 2013.
Захарова О.Д., Рыбаковский Л.Л. Эволюция рождаемости в России в 20 веке. - М.: Изд-во Института социально-полит. исследований РАН, 1993. – 130 с.
Исследование владельцев капиталов. Центр управления благосостоянием и филантропии Сколково. [Электронный ресурс]. URL: http://delovoymir.biz/2012/06/25/lyudi-v-semeynom -biznese.html.
Киренкина Э.С. К вопросу об определении понятия «семейное предприятие». Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского. [Электронный ресурс]. URL: http://be5.biz/ekonomika1/r2010/01704.htm.
Коротаев А.В. Семья в социально-экономической структуре докапиталистических классовых формаций. / История и филология древнего и средневекового Востока. - М.: Наука, 1987. – 3-11 с.
Лепетикова И.Ю. Семья как основа семейного предпринимательства: правовые аспекты // Актуальные аспекты инновационного экономического и юридического развития в условиях роста напряженности вокруг россии: Научно-практическая конференция. Том 1. Ростов-на-Дону, 2015. – С. 165-169.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. / 2 изд.,т. 3. - М.: Политиздат, 1955. – 625 с.
Митрофанова И.В. Есть ли у семейного предпринимательства будущее?. Lex. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lex.uz/.
Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. - М.: Дело, 2003. – 360 с.
Плотникова И.А. Институциональное развитие семейных предприятий в сфере малого бизнеса (на примере Пензенской области). / дисс. … канд. соц. наук: 22.00.04., 2015. – 247 с.
19. Ромаданов М.О. Семейный бизнес вчера и сегодня // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 12-1(41-1). – С. 778.
Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права. - М.: «КАНОН-пресс», 1998. – 416 с.
Савина Т.Н., Щанкина Т.В. Развитие семейного предпринимательства как способ борьбы с бедностью. Консенсус. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kontentus.ru/.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2016. – 1056 с.
Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. Перевод на русский язык. Центр гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6143.
24. Шипицына К.С. Перспективы и проблемы семейного предпринимательства: российская реальность // Экономические науки. – 2015. – № 8. – С. 633-635.
Шнуровозова Т.В. Семейный бизнес по-русски. - М.: Дашков и Ко, 2015. – 208 с.
Шумпетер Й. История экономического анализа. - СПб: Экон. Шк., 2001. – 688 с.
27. Chua J.H., Chrisman J.J., Sharma P. Defining the family business by behavior // Entrepreneurship Theory and Practice. – 1999. – № 12. – С. 19-40.
Drucker P.F. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles, 1985
Hoover E.A., Hoover С.L. Getting along in family business: the relationship intelligence handbook. - New York; London: Routledge, 1999. – 242 с.