Участие ТНК КНР в реализации стратегии «Морского Шелкового пути XXI века»

Шелухин А.А.1
1 Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 13 (Июль 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шелухин А.А. Участие ТНК КНР в реализации стратегии «Морского Шелкового пути XXI века» // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 13. – С. 1549–1568. – doi: 10.18334/rp.17.13.35401.

Аннотация:
Китай является крупнейшей в мире торговой нацией, на его долю приходится около 10% мировой торговли товарами. Большая часть товаров транспортируется на кораблях, и, как следствие, Китай стал главным пунктом назначения и отправки международных судоходных маршрутов. Семь из десяти самых оживленных контейнерных портов расположены в Китае, а самым крупным в мире является порт в Шанхае. На этом фоне не удивительно, что Китай играет активную роль в международных грузовых перевозках. Три китайские судоходные компании входят в число двенадцати крупнейших контейнерных перевозчиков. Китай является третьей страной в мире по количеству кораблей и крупнейшей судостроительной нацией. Кроме того, китайские амбиции в международном судоходстве выходят за рамки данной области. Все чаще китайские фирмы принимают активное участие в строительстве и управлении портами по всему миру. Это обстоятельство в особенности актуально с европейской точки зрения, поскольку китайское правительство в настоящее время разрабатывает масштабную программу по строительству морской инфраструктуры вдоль основного морского маршрута Азия  Европа. Инициатива Китая в так называемом «Морском Шелковом пути XXI века» направлена на развитие портов Юго-Восточной Азии в регионе восточного Средиземноморья и Индийского океана. Эта статья призвана дать оценку вовлеченности китайских портов азиатско-европейского морского коридора – от Южно-Китайского до Средиземного моря – в мировую торговлю. Такая оценка имеет немаловажное значение для Европейского союза, в частности при рассмотрении с точки зрения концепции «Один пояс, один путь». Одним из последствий функционирования азиатско-европейского морского коридора может стать усиление влияния Китая на торговые пути между Китаем и ЕС. В особенности это может повлиять на транзитные страны и компании, которые занимаются вопросами транспортировки и инфраструктуры не только внутри ЕС, но и в коридоре между Восточной Азией и Европой.

Ключевые слова: Морской Шелковый путь XXI века, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), транснациональные корпорации КНР, экономическая экспансия

JEL-классификация: F40, F21, F23

Источники:

1. Lennane A. Hewlett Packard-Cosco deal spurs optimism in Greek logistics [Electronic resource] // The Loadstar. – 2013. – November 7. – Mode of access: http://theloadstar.co.uk/hewlett-packard-cosco-deal-spurs-optimism-in-greek-logistics/
2. Mihalakas N. Chinese “Trojan Horse”: Investing in Greece or Invading Europe? (Part I). – Washington: Foreign Policy Association, 2011. – 252 p.
3. Chinese nationals to evacuate from warring Libya [Electronic resource] // China Daily. – 2014. – July 31. – Mode of access: http://www.chinadaily.com.cn/china/2014-07/31/content_18223061.htm
4. Greece, China explore maritime ties [Electronic resource] // Ekathimerini. – 2014. – July 14. – Mode of access: http://www.ekathimerini.com/161539/article/ekathimerini/news/greece-china-explore-maritime-ties
5. Piraeus port container handling breaks new record [Electronic resource] // Ekathimerini. – 2015. – February 6. – Mode of access: http://www.ekathimerini.com/167043/article/ekathimerini/business/piraeus-port-container-handling-breaks-new-record
6. Egan C. China helps fill Africa port infrastructure vacuum [Electronic resource] // JOC.com. – 2014. – December 12. – Mode of access: http://www.joc.com/port-news/international-ports/china-investing-big-africa-build-%E2%80%98maritime-silk-road%E2%80%99_20141212.html
7. Артур Чилингаров: Арктика дает России уникальный шанс [Электронный ресурс] // Viperson. – 2005. – 4 октября. – Режим доступа: http://surkov.viperson.ru/wind.php?ID=239152&soch=1
8. Review of Maritime Transport – 2013 [Electronic resource] // UNCTAD. – 2013. – Mode of access: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/rmt2013_en.pdf
9. Massot P. Rough sailing in the iron ore shipping business [Electronic resource] // East Asia Forum. – 2014. – October 3. – Mode of access: http://www.eastasiaforum.org/2014/10/03/rough-sailing-in-the-iron-ore-shipping-business/
10. Chinese antitrust regulator prohibits P3 shipping alliance [Electronic resource] // DLA Piper Global Law Firm. – 2014. – June 14. – Mode of access: https://www.dlapiper.com/it/netherlands/insights/publications/2014/06/chinese-antitrust-regulator-prohibits-p3/
11. Global Business [Electronic resource] // Hutchison Port Holdings Limited. – Mode of access: http://www.hph.com/globalbusiness/ports.aspx?selgid=20#section20
12. Projects [Electronic resource] // China Harbour Engineering Company Ltd. – Mode of access: http://www.chec.bj.cn/zg/tabid/66/Default.aspx
13. Making In-Roads into the Future: Annual Report [Electronic resource] // China Communications Construction Company Limited. – 2015. – P. 66–86. – Mode of access: http://asia.cdn.euroland.com/arinhtml/CN-CYY/2015/AR_ENG_2015/index.htm
14. Excellence through Specialisation: Annual Report [Electronic resource] // COSCO Pacific Limited. – 2015. – P. 33–34. – Mode of access: http://www.coscopac.com.hk/admin/upload/ir/financial_report/E_COSCO019_2015AW.pdf

Страница обновлена: 06.10.2023 в 17:22:16