Регулятор рентабельности стоимости финансовых средств в товарно-денежной системе государства

Довгань А.С.1
1 Донецкий государственный университет управления, г. Донецк

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 6 (Март 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Довгань А.С. Регулятор рентабельности стоимости финансовых средств в товарно-денежной системе государства // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 6. – С. 697–712. – doi: 10.18334/rp.17.6.35050.

Аннотация:
В статье рассмотрен вопрос регулирования покупательной способности финансовых средств. В результате проведенных теоретических исследований выявлен регулятор рентабельности стоимости финансовых средств. Определены основные функции и инструменты регулирования исследованного финансового регулятора рентабельности стоимости финансовых средств. Проведен подробный анализ каждого из инструментов исследуемого регулятора. Осуществлена оценка эффективности применения регулятора рентабельности стоимости финансовых средств. Данные теоретические исследования представляют практический интерес для исследователей в области финансово-экономической сферы деятельности государства.

Ключевые слова: рынок, факторы, финансовые средства, валюта, покупательная способность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Теоретически функционированию системы товарно-денежных отношений в свободной рыночной среде нет никаких препятствий. По сути, сама рыночная среда является естественным регулятором, способным решать все экономические, производственные и финансовые вопросы, возникающие в отношениях между участниками рынка. Например, если цена на товар слишком велика, покупатель отреагирует на нее снижением спроса, что приведет либо к уменьшению цены на товар, либо к банкротству производителя товара. С другой стороны, товар может иметь низкую цену, пользоваться спросом, частично удовлетворять потребителя и поэтому успешно продаваться на рынке [1].

На первый взгляд, такая система кажется достаточно устойчивой, эффективной и не требует никаких затрат или внешнего управления. Однако на практике классические экономические учения в настоящее время начинают вызывать большие сомнения в их способности удовлетворять потребностям современной мировой экономики. Это отнюдь не означает, что классические экономические учения не соответствуют современной мировой экономике в результате своего естественного устаревания (хотя, безусловно, какая-то часть из них уже безнадежно устарела, но далеко не все).

Классическая экономическая теория становится бесполезной в той части экономической модели, когда появляется сговор между участниками рынка. Именно сговор участников рынка приводит к изменению функционирования всей экономической системы, где старые правила больше не действуют, а новые не соответствуют принципам честной конкуренции. Однако несоответствие новых правил ведения бизнеса международному законодательству вовсе не исключает их успешного функционирования, поскольку эти правила не препятствуют (а наверное, даже помогают) достижению главной цели любого производителя – получению максимальной прибыли.

Таким образом, обычный сговор участников рынка приводит к изменению функционирования всей экономической системы товарно-денежных отношений (системе приходится самой подстраиваться под участников рынка). Подобный сговор можно наблюдать в каждой стране (в том числе в каждой из стран группы общего, или единого экономического пространства), его индикатором является товарное ценообразование.

Не секрет, что сегодня все производители продукции и услуг существенно завышают их общую рыночную стоимость, что приводит к получению дополнительной прибыли. Такие сговоры участников рынка настолько сильно вошли в наше сознание, что воспринимаются обществом как норма жизнедеятельности. Между тем завышенное товарное ценообразование негативно влияет на покупательную способность национальной валюты, уменьшая ее обменный потенциал. Такие действия в последствии приводят к уменьшению товарного потребления, однако производителей этот фактор особо не волнует.

Дело в том, что общий сговор участников рынка товаров можно идентифицировать как становление синдикативной монополии, при которой каждый из участников получает свою долю прибыли. Отличиями от рыночной конкуренции является лишь система квотирования производства, при которой каждый из производителей производит продукцию в соответствии с установленными нормами квотирования с расчетом на постоянный потребительский спрос на рынке. Таким образом, каждый из производителей получает сверхприбыль при относительно малых затратах на производство и конкуренцию. Снизить ценовое давление на потребительский потенциал в данном случае практически невозможно, что негативно влияет на общее развитие рынка товаров и услуг. Также данное негативное влияние распространяется в целом на демографическую ситуацию, которая способствует уменьшению количества потенциальных потребителей в будущем.

Как показывает практический опыт, частный капитал, как правило, не способен решать подобные проблемы, имеющие системный характер действия. Таким образом, перечисленные выше проблемы самостоятельного регулирования участниками рынка товаров и услуг всей системы товарно-денежных отношений ставят под сомнение саму способность саморегулирования системы. Совершенно очевидно, что системе товарно-денежных отношений невозможно эффективно существовать без ручного государственного управления. Таким государственным управлением выступает регулятор рентабельности стоимости финансовых средств в экономической системе государства. Схема экономической модели товарно-денежных отношений изображена на рисунке 1.

Регулятор рентабельности стоимости финансовых средств представляет из себя систему надзора и управления беспрепятственным функционированием наличной и безналичной национальной валюты в экономической среде государства, федерации или конфедерации, которая состоит из нескольких элементов. Данные элементы системы включают: финансовые торги национальной денежной единицы на международном валютном рынке; эмиссию/ремиссию финансовых средств; рост/сокращение национального рынка товаров и услуг; выборочную конвертацию золотовалютных и ресурсных государственных запасов в национальную валюту. Схематично регулятор рентабельности стоимости финансовых средств изображен на рисунке 2.

Регулятор способен осуществлять принудительное изменение стоимости финансовых средств, что оказывает существенное влияние на их обменный потенциал. Режим принудительной приоритетности деятельности регулятора осуществляется в соответствии с текущим состоянием государственной экономики, требующей беспрерывного государственного контроля и управления. Регулятор рентабельности стоимости финансовых средств в экономической системе товарно-денежных отношений государства задействован на постоянной основе в лице Центрального Банка государства.

Рисунок 1. Упрощенная экономическая модель товарно-денежных отношений.

Источник: составлено автором

Рисунок 2. Функционирование регулятора рентабельности стоимости финансовых средств.

Источник: составлено автором

Рисунок 1 показывает, как функционируют финансовые средства в системе товарно-денежных отношений государства. Из рисунка видно, что представленная система работает в циклическом порядке, позволяя товарам и ресурсам совершать промышленное взаимодействие. Двигателем или кровеносной системой здесь являются национальные финансовые средства. Они соприкасаются со всеми элементами системы и участниками рынка, позволяя им работать на пределе возможной эффективности.

Однако, когда становление такой системы происходит окончательно, возникает вопрос количественного предела финансов системы, поскольку существует неутомимая жажда увеличить финансовый оборот системы. Жажда увеличения финансового оборота объясняется желанием получить максимальную прибыль из системы товарно-денежных отношений государства, когда рынок товаров и услуг в государстве заполнен максимально, а государство продолжает нуждаться в дополнительных товарах и услугах. Но беспрепятственное увеличение национальной финансовой массы (в соответствии с защитными механизмами экономики) приводит лишь к инфляционным процессам, которые позволяют сохранить существующую систему товарно-денежных отношений в прежних размерах и масштабах [2].

Сговор участников рынка способен подорвать размерность системы товарно-денежных отношений посредством сокращения рынка ресурсов и товаров из-за отсутствия реальных конкурентных угроз (как известно, в настоящей конкурентной среде производитель не реализовывает весь произведенный товар, поскольку некоторая его часть производится в целях торгового эксперимента, а также в целях противодействия возможному дефициту товаров). Противостоять сговору позволяет как раз механизм изменения стоимости финансовых средств, называемый регулятором рентабельности стоимости финансовых средств.

Изменяя стоимость национальной денежной единицы, государство получает возможность влиять на товарное и ресурсное ценообразование, а также на стоимость труда. Если сговор участников системы товарно-денежных отношений приводит к накоплению финансовых средств в руках одного из элементов системы, остальные элементы подвергаются влиянию недостатка финансов и всем последствиям, которые они за собой влекут. Количественное сокращение таких элементов системы становится неотвратимым, что однозначно приводит к разрушению всей системы товарно-денежных отношений государства.

Противостоять подобным недостаткам системы постоянной финансовой эмиссией неэффективно, потому что через определенный промежуток времени ситуация вновь приведет к деградации элементов системы и их эффективных отношений, стоимость финансовых средств при этом будет безнадежно уменьшаться. Однако увеличение стоимости финансовых средств позволит финансово слабым элементам системы товарно-денежных отношений приобретать ресурсы и оплачивать труд сотрудников в необходимых объемах. Финансово сильные элементы системы товарно-денежных отношений, наоборот, будут ослаблены, поскольку реализуемая ими продукция будет стоить дешевле, что существенно понизит получаемую прибыль в пересчете на паритет покупательной способности.

Регулятор рентабельности стоимости финансовых средств позволяет выработать оптимальную стоимость национальной валюты, при которой система товарно-денежных отношений может функционировать с запланированным эффектом. Рентабельность стоимости финансовых средств подчеркивает их справедливую цену, которая максимально удовлетворяет всех участников системы товарно-денежных отношений. Также рентабельность стоимости финансовых средств может идти вразрез с некоторыми рыночными ожиданиями инвесторов и другими участниками рынка, однако это экономическое явление способствует налаживанию максимально эффективного результата деятельности всей экономической системы государства.

Стоимость финансовых средств может терять свое рентабельное состояние под воздействием регулятора, если того требует экономическая ситуация в государстве [3].

Рисунок 2 показывает функционирование регулятора рентабельности стоимости финансовых средств, который включает несколько видов экономического регулирования.

Финансовые торги национальной денежной единицы на международном валютном рынке

К применению данного механизма государственный управленческий аппарат толкает международная финансовая система, позволяющая использовать международные финансовые резервы в качестве инвестиционных средств. Если покупатель международной валюты в лице государства (Центрального Банка) выходит на торги национальной валютой на валютной бирже, естественно, уже сам этот факт подрывает номинальную стоимость национальной валюты. Однако основной задачей валютных торговых операций является выявление реального обменного курса валют, вследствие постоянно меняющейся экономической ситуации внутри каждого государства.

Существует общее заблуждение о том, что участники валютных торгов могут совершать целый комплекс специальных финансовых операций, в результате которых национальная валюта может существенно обесцениваться по отношению к международной или другим валютам. Этого произойти не может по причине наличия контрольных возможностей над национальной валютой в руках Центрального Банка. Чтобы понять суть такого контроля, достаточно представить аксиоматический процесс международной финансовой системы, присущий любому капиталистическому государству, который предусматривает равенство международных валютных запасов государства и национальных. То есть существующие международные валютные запасы государства определяют эмиссию национальных финансовых средств в государстве. В последующем государство вправе проводить бесконечное количество эмиссионных процессов национальной валюты, однако общая их стоимость всегда будет приравнена к общим запасам международных валютных средств государства. Задача биржевой деятельности – контролировать подобные процессы в каждой из стран и устанавливать реальный обменный курс с периодом обновления каждые 24 часа [4].

Конечно, государство вправе ограничивать валютные торги в любой момент, даже тогда, когда произведена широкая эмиссия национальных финансовых средств. Данный подход позволяет удерживать национальный курс денежной единицы на прежнем уровне во избежание паники среди населения и оттока финансовых средств из банковской системы государства. Применение данного подхода может даже сдержать внутренние инфляционные процессы вопреки проведению широкой эмиссии национальных финансовых средств. Однако отток международной валюты из внутреннего рынка все равно вынудит государство выйти на внешние торги за нее с национальной валютной массой, что в последствии обязательно приведет к девальвации национальной валюты государства. В противном случае дефицит международной валюты в экономике приведет к неспособности государства расплачиваться с основными международными импортерами продукции и последующему дефициту товаров и услуг на внутреннем рынке. Также государство не сможет расплачиваться по своим долговым обязательствам с международными кредиторами (как показывает практика, сегодня практически нет государств, не имеющих задолженности перед международными кредитными организациями). Дефицит международной валюты на внутреннем рынке финансов будет способствовать росту недовольства среди населения государства, которое лишится возможности совершать финансовые операции с субъектами хозяйствования, расположенными в других странах.

Валютные торги способствуют изменению стоимости национальной валюты лишь в двух основных случаях: при проведении широкой эмиссии национальных финансовых средств, а также при привлечении международных кредитов под залог национальной валюты. Другие случаи изменения стоимости национальной валюты на валютных торгах либо малозначительны, либо маловероятны.

Эмиссия/ремиссия национальных финансовых средств

Применение данного механизма становится актуальным тогда, когда экономическая система государства функционирует с отклонениями от нормы. Отклонения могут быть как негативными, так и позитивными.

К негативным отклонениям обычно относится дефицит национальной валюты в непосредственном обращении в экономике государства, вызванный постоянным скапливанием значительной массы данной валюты в руках одного или нескольких субъектов хозяйствования, занимающих монопольное положение в экономике. Во избежание подобных валютных дефицитов государством проводится эмиссия финансовых средств, позволяющая функционировать экономике государства в запланированных масштабах и темпах. Фактическая стоимость национальных финансовых средств при этом уменьшается на долю валютной эмиссии, что одновременно является призывом для держателя значительной массы национальных валютных средств избавиться от них, обменяв на товары и услуги.

К позитивным отклонениям обычно относится профицит (избыток) национальной валюты в непосредственном обращении в экономике государства, вызванный резким выбросом ранее скопленных значительных масс данной валюты на внутренний рынок финансов, при уже проведенной государством эмиссии финансовых средств. Избыток национальной валюты в экономике приводит к внеплановым изменениям ее деятельности, что государством, как правило, пресекается. Пресечение осуществляется путем проведения ремиссии финансовых средств, позволяющей экономике функционировать в плановом режиме. Ремиссия сокращает национальную валютную массу до определенного количества, которое необходимо для эффективного функционирования промышленного сектора экономики и рынка товаров и услуг. Дисбалансы в данном сегменте могут существенно нарушить работу всей государственной экономики и даже спровоцировать глубокие экономические, социальные и политические кризисы.

Изменение количества национальной валютной массы, находящейся в непрерывном обращении в экономике государства, является одним из основных способов регулирования стоимости финансовых средств, к которому прибегает регулятор рентабельности стоимости финансовых средств.

Рост/сокращение национального рынка товаров и услуг

Применение подобного метода регулятором рентабельности стоимости финансовых средств происходит в самых крайних случаях, когда исправить ситуацию эмиссией/ремиссией нецелесообразно.

Влиять на изменение стоимости финансовых средств путем изменения их количества в экономической системе государства заведомо легче, чем прибегать к изменению количественного присутствия товаров и услуг на внутреннем рынке государства. Для количественных товарных изменений в обе стороны требуется огромная масса промышленных усилий, которые пожирают прежде всего все возможные виды ресурсов, что, само по себе, является делом очень затратным и трудоемким.

Однако иногда возникают ситуации, при которых изменение количества товаров и услуг на внутреннем рынке государства является стратегической необходимостью. Под такую необходимость попадает несколько возможных вариантов:

- бурный рост населения страны сопровождается ростом его потребности в товарах и услугах, рост рынка товаров и услуг в таком случае просто неизбежен;

- производство продукции сельскохозяйственного назначения целиком зависит от сезонной урожайности, хороший сезонный урожай значительно увеличивает рынок сельскохозяйственной продукции в данном сезоне;

- увеличение рынка товаров и услуг может осуществляться за счет импортирования международной продукции, соглашение по которому зачастую имеет политический подтекст, предусматривающий отсутствие возможности в отказе от фактически навязанной процедуры;

- увеличение рынка товаров и услуг может быть продиктовано экономической целесообразностью, предусматривающей рост промышленного производства в государстве;

- уменьшение рынка товаров и услуг может осуществляться под давлением международного сообщества и различных организаций, осуждающих производство и потребление продукции и услуг, которые не соответствуют установленным стандартам безопасности;

- другие варианты количественного изменения ранка товаров и услуг, вызванные множеством различных факторов.

Также прибегнуть к подобному способу регулирования рентабельности стоимости финансовых средств склоняет потребность государства в повышении рентабельности отдельных секторов экономики. Например, в большинстве стран группы ОЭП рынок недвижимости имеет показатели низкой ликвидности и слабой активности. Низкий спрос на недвижимость способствует замедлению функционирования целого сегмента экономики государства, что негативно отражается на всей экономической системе. Увеличение/уменьшение валютной массы в экономике не поможет восстановить спрос в данном сегменте рынка. Снижение цены на подобную продукцию будет затруднительно, поскольку рынок недвижимости при слабой активности лишен честной конкуренции, способной формировать справедливую цену на товар. Выходом из подобной ситуации может служить только метод количественного роста рынка товаров (в данном случае рынка недвижимости), позволяющий не только создать конкурентную среду на рынке, но и увеличить предлагаемый ассортимент.

Количественное изменение рынка товаров и услуг, при неизменной валютной массе, однозначно приведет к изменению стоимости национальной валюты, что окажет влияние на экономическую деятельность государства в целом [5].

Выборочная конвертация золотовалютных и ресурсных государственных запасов в национальную валюту

Применение подобного метода регулятором рентабельности стоимости финансовых средств происходит на фоне внутренней экономической потребности государства в обеспечении производственной активности населения национальными финансовыми средствами. Данное утверждение может порождать вопросы относительно теории состоятельности Центрального Банка государства самостоятельно изготавливать национальную валюту для внутренних потребностей экономики.

Современная экономическая система действительно позволяет Центральному Банку государства изготавливать национальную валюту для внутренних потребностей экономики, однако сразу же возникает угроза рассинхронизации удельной массы производственной активности экономики с наличной массой финансовых средств, обеспечивающих производственную активность. Она может возникать в процессе укрупнения валютной массы в экономике, при отсутствии или приостановлении процессов выравнивания стоимости, задерживаемых искусственно.

Данный процесс (при отсутствии инфляционных процессов), конечно же, приведет к накоплению финансов на руках у участников рынка и подорвет их мотивацию к дальнейшей деятельности, нанеся экономике государства существенный удар. Однако спустя некоторое время стоимость национальных финансовых средств можно будет выровнять, а вот промежуток времени, при котором экономика государства просто получила дополнительные финансовые средства, имеющие прежнюю стоимость, можно использовать в корыстных целях на международном рынке.

Государство могло бы осуществлять операции по купле необходимой продукции и услуг именно в предполагаемый промежуток времени за эмиссионные национальные средства. Более того, принцип подобной деятельности легко скрыть малой масштабностью, что позволило бы осуществлять такие операции с периодическим постоянством. Похоже, что подобные операции неоднократно осуществлялись некоторыми государствами в XIX–XX веках, что позволяло им получить дополнительное преимущество обманным путем.

Однако современная международная экономическая система была сформирована с учетом ликвидации подобных недостатков, которая предполагает изготовление национальных финансовых средств государством не только на основе имеющихся золотых государственных запасов, но также и на основе золотовалютных запасов государства [6].

Таким образом, накопленные международные валютные государственные запасы определяют общее количество изготовления национальных финансовых средств. Причем международные валютные средства должны присутствовать в экономике государства на постоянной основе и не должны быть использованы для взаиморасчетов по текущей экономической деятельности.

Из выше сказанного следует, что государство может в одностороннем порядке увеличивать количество национальной валютной массы в экономике без последующих процессов выравнивания ее стоимости, если обеспечит прирост накопления международных финансовых средств.

Однако фактор выборочности конвертации международных средств в национальные основывается на целесообразности количественного укрупнения национальной валюты в экономике. Если экономическая ситуация нуждается в количественном укрупнении финансовых средств, Центральный Банк произведет эту операцию за счет изъятия международных средств из торговых запасов и направит их в неприкосновенные валютные запасы, воспользоваться которыми будет невозможно, пока дублирующая их национальная валютная масса будет находиться в торговом обороте.

Регулятор рентабельности стоимости финансовых средств в данном случае будет выполнять функцию блокирования инфляционных процессов, которые могут быть вызваны природными экономическими явлениями, являющимися реакцией на видимую эмиссию финансовых средств без явного обеспечения ими дополнительных производственных процессов в экономике. Залогом стоимости в таком случае является накопленная международная валютная масса, выпущенная под производственные процессы, которые могут находится не обязательно в рассматриваемой стране.

Заключение

1. Перечисленные способы изменения стоимости финансовых средств являются единственно возможными методами целенаправленного воздействия регулятора рентабельности стоимости финансовых средств. Регулятор ограничен в своих действия только перечисленными выше направлениями, что делает его достаточно ограниченным и предсказуемым инструментом.

2. Опытные инвесторы и брокеры могут использовать предсказуемость данного инструмента в собственных корыстных целях, что может нанести серьезный ущерб всей экономической системе государства. Более того, коррумпированный государственный управленческий аппарат может сам передавать соответствующую информацию третьим лицам, что позволяет им использовать ее в целях собственного обогащения. Как правило, государственный бюджет большинства стран мира недополучает 1–1,5% финансовых средств из-за подобных информационных утечек.

3. На данный момент, к сожалению, не существует эффективных средств борьбы с коррупционными действиями государственного управленческого аппарата, которые подрывают не только экономический потенциал государства, но также приводят к сокращению наличных финансовых средств, направленных на реализацию государственных программ. Исправление ситуации производится только путем дополнительной эмиссии финансовых средств, что, конечно же, снижает покупательную способность национальной валюты.

4. Регулятор рентабельности стоимости финансовых средств оказывает исключительный стабилизирующий эффект на экономическую систему государства в момент серьезных финансовых операций, позволяя ей сохранить потенциал роста. Также он позволяет предупредить деградационные процессы в экономике, обусловленные недостатками работы экономической системы.


Источники:

1. Боцман А.В., Гонтарев И.В. Товарная стоимость. – Минск: Труд, 2015. – 422 с.
2. Аникеенко А.А. Экономическая теория. – Екатеринбург: КЛАС, 2015. – 247 с.
3. Андреева С.И. Финансы. – Ростов: КВАБ, 2014. – 300 с.
4. Валентинов К.Э., Малевник И.В. Биржа и финансы. – М.: Бета, 2015. – 399 с.
5. Бутов Р.С. Экономика и люди. – Воронеж: Мега-А, 2014. – 3001 с.
6. Фадеев С.В., Фадеева О.Г. Международная экономическая система. – Сургут: Югра, 2015. – 420 с.
7. Блоза Ю.В. Товарное ценообразование. – М.: Барк, 2015. – 301 с.
8. Витязь А.А., Малов В.А. Рынок денег. – СПб: Мир, 2014. – 414 с.
9. Портнов С.С. Исследования экономической активности международных инвесторов. – СПб: ДИК, 2015. – 149 с.
10. Ободков В.В., Ряднова А.В. Финансовая теория. – М.: АБВ, 2015. – 298 с.
11. Форд К.А., Форд Е.А. Сырьевой рынок и деньги. – Калининград: Кант, 2015. – 302 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:59:46