Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2009

Разработка стратегии конкурентоспособности туристско-рекреационных предприятий

Симонян Гарник Айкарамович, Заместитель директора Сочинского научно-исследовательского центра Российской академии наук, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
Важнейшим фактором конкурентной среды являются потребители услуг. Анализ структуры и предпочтений потребителей служат основой для правильного выбора стратегии конкурентоспособности. В условиях монополистической конкуренции предпочтения потребителей влияют как на установление цен, так и на качественные характеристики предоставляемых услуг.
Цитировать публикацию:
Симонян Г.А. Разработка стратегии конкурентоспособности туристско-рекреационных предприятий // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 151-154.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Общие подходы к организационно-экономическому обеспечению конкурентоспособности услуг туристско-рекреационной организации заключаются в постановке и решении следующих задач:

‑ определение целей;

‑ анализ факторов внутренней и конкурентной среды;

‑ выбор стратегии конкурентоспособности;

‑ разработка комплекса конкретных мероприятий;

‑ мотивация исполнителей и реализация мероприятий;

‑ контроль над реализацией мероприятий;

‑ корректировка целей и стратегии в зависимости от изменения факторов внутренней и конкурентной среды [3, 6].

Внешняя среда

На функционирование каждой туристско-рекреационной организации влияют спрос и предложение, прямо или косвенно воздействующие на конкурентоспособность ее услуг.

На динамику затрат, связанных с обслуживанием отдыхающих, оказывают наибольшее влияние цены на материальные ресурсы (продукты питания, товары народного потребления, электроэнергию, воду и другие). При этом некоторые поставщики имеют возможность устанавливать монопольные цены на предоставляемые ресурсы (например, на водоснабжение и канализацию), а также в некоторых случаях отказывать в предоставлении услуг.

Помимо поставщиков материальных ресурсов, определенное влияние на функционирование организации туристско-рекреационной сферы, возможность обеспечения их конкурентоспособности оказывают также поставщики трудовых и финансовых ресурсов.

Возможности организации по обеспечению привлекательности ее услуг в конкурентной среде под воздействием указанных сил во многом определяются эффективностью организации управления, процесса обслуживания, продвижения услуг на рынке и другими факторами внутренней среды.

Внутренняя среда и показатели ее оценки

Существуют различные подходы к классификации факторов и характеристики внутренней среды организации [8, 1, 2, 3, 6]. На наш взгляд, применительно к туристско-рекреационной сфере, к числу таких факторов относится система управления, система реализации услуг, система обслуживания отдыхающих, система снабжения и обеспечения.

Экономические показатели деятельности предприятия включают рентабельность, платежеспособность, уровень заработной платы, объем капиталовложений и т.д. Для оценки факторов внутренней и конкурентной среды функционирования туристско-рекреационной организации целесообразно использовать метод экспертных оценок [3]. При этом для оценки указанных факторов необходимо провести опрос специалистов и потребителей услуг [6].

Для оценки внутренней среды функционирования туристско-рекреационной организации мы предлагаем использовать следующие группы показателей:

1) группа экономических показателей;

2) группа показателей, характеризующих систему управления;

3) группа показателей, характеризующих систему реализации услуг;

4) группа показателей, характеризующих систему обслуживания;

5) группа показателей, характеризующих систему снабжения и обеспечения деятельности всех других систем.

Конкурентоспособность и конкурентная стратегия

Для определения внутренней конкурентоспособности услуг данного предприятия необходимо проведение аналогичной процедуры оценки функционирования предположительно наиболее опасных конкурентов [6]. Самым сложным этапом в решении этой задачи является сбор информации о конкурентах. На наш взгляд, поскольку получение достоверных данных по всем группам показателей затруднено, целесообразно сконцентрировать усилия на изуче­нии двух наиболее значимых.

На основе выбора и оценки двух параметров можно наглядно представить позиции основных конкурентов в двухмерном пространстве [3]. В дальнейшем можно более углубленно изучить ближайших конкурентов, вычислить коэффициенты эффективности их функционирования и определить, по каким группам показателей они имеют преимущества.

Анализ факторов внутренней и конкурентной среды предшествует разработке стратегии конкурентоспособности услуг организаций туристско-рекреационной сферы. На основе проведенного исследования осуществляется выбор базовой стратегии конкуренции. В общем случае он зависит от целей организации, состояния рынка, а также от положения предприятия на рынке [3, 6].

Выделяются следующие виды конкурентных стратегий [2]:

‑ стратегия минимизации издержек;

‑ стратегия дифференциации, основанная на уникальности и высоком качестве предоставляемых услуг;

‑ стратегия сегментирования рынка, то есть специализация на определенном сегменте спроса;

‑ стратегия инноваций, основанная на внедрении принципиально новых технологий, товаров и услуг, методов сбыта и т. п.;

‑ стратегия немедленного реагирования на потребности рынка.

Реализация выбранной стратегии конкурентоспособности услуг предприятия туристско-рекреационной сферы осуществляется с помощью системного проведения организационно-экономических мероприятий, которое возможно при выполнении ряда условий. Обеспечение реализации стратегии осуществляется при помощи эффективной мотивации персонала, или системы моральных и материальных стимулов.

Корректировка стратегии в зависимости от изменения факторов внутренней и конкурентной среды производится по мере необходимости на основе данных маркетинговых исследований и управленческого учета.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241