Формирование профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации

Магомедгаджиева Р.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-1 (126), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Магомедгаджиева Р.Д. Формирование профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 114-116.

Аннотация:
Одной из центральных проблем действующей государственной системы пенсионного обеспечения остается острая необходимость реформирования существующего порядка установления досрочных пенсий по старости для отдельных категорий застрахованных лиц, работавших в особых условиях труда.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионное обеспечение, пенсионный фонд

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Пенсии, назначаемые в данном случае, с уменьшением установленного пенсионного возраста призваны компенсировать воздействие неблагоприятных условий труда, ответственность за которые должен нести работодатель. Это позволяет решать проблему укомплектования рабочих мест в производстве с вредными и опасными условиями труда.

Наряду с производствами, где условия труда объективно неблагоприятны, нередко встречаются и такие, в которых они не выходят за рамки допустимых санитарно-гигиенических норм. Однако при этом работники пользуются правом на начисление пенсий с уменьшением установленного пенсионного возраста.

Основанием для установления пенсий в связи с особыми условиями труда является принадлежность работника к профессии, включенной в списки, дающие право на досрочный выход на пенсию. Сложился широкий круг льготных оснований установления пенсий, связанных с особыми условиями труда, работой в неблагоприятных климатических условиях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также с определенной трудовой деятельностью.

Важным фактором является то, что многие работники, занятые на производствах с особыми условиями труда, получали низкую пенсию по сравнению со своей зарплатой. По существующей статистике есть ряд вредных производств, где пенсия составляет 10-15% от заработной платы. А в среднем по стране пенсия составляет 35-40% от доходов наемных работников [8].

Нерешенные вопросы профессионального пенсионного страхования

Важнейшими вопросами развития профессионального пенсионного страхования (ППС) являются:

‑ отсутствие источников финансирования;

‑ недостаточное стимулирование формирования дополнительных профессиональных пенсий;

‑ недостаточно проработанные вопросы методического обеспечения финансирования, в частности, дефицит бюджета Пенсионного фонда России;

‑ ущемление прав обычных работников по старости, вынужденных оплачивать досрочные пенсии за счет распределения части внесенных ими страховых взносов в связи с отсутствием обособленных источников финансирования;

‑ ущемление прав работников, в настоящее время занятых на производствах с вредными и тяжелыми условиями труда, в связи с неясными гарантиями в отношении их будущих пенсий и их размеров.

Все вышеперечисленное – это последствия нерешенности вопросов финансирования досрочного пенсионного обеспечения в рамках проводимой пенсионной реформы.

Инициаторами добровольного ППС, как правило, являются работодатели. Их основными целями при этом являются:

‑ социальная защита работников отдельного предприятия или целой отрасли;

‑ проведение определенной кадровой и налоговой политики;

‑ расширение инвестиционных возможностей.

Далее, в рамках классификации ППС, можно выделить два основных вида: досрочное и дополнительное профессиональное пенсионное страхование.

Лицам, занятым на производствах с особыми условиями труда и отдельными видами деятельности, а также работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, сохраняется право на назначение пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста [3, с. 46]. Данный вид пенсионного страхования существует при минимальной поддержке государства и связан со сравнительно низкими административными и управленческими затратами.

Организационные проблемы

Рассмотрим основные проблемы организации дополнительного ППС:

‑ Финансово-методологические проблемы. Они связаны с определением форм, методов, принципов и схем организации и формирования профессионального пенсионного страхования. Проблемы возникают в связи с отсутствием четкой классификации ППС, позволяющей учесть особенности различных видов профессиональной пенсионной системы при организации данного элемента в рамках единой пенсионной системы;

‑ Институциональные проблемы. Связаны с развитием существующей инфраструктуры пенсионной системы в целях ее эффективного функционирования при организации профессионального пенсионного страхования. В данном случае речь идет в первую очередь о необходимости осуществления дополнительных затрат ресурсов вследствие отсутствия отчетливых взаимосвязей между функционирующими элементами пенсионной системы;

‑ Проблемы переходного периода: от льготного пенсионного обеспечения к досрочным профессиональным пенсиям. Связаны с изменением принципов и источников финансирования данных пенсий, а также с конвертированием прав современных работников на получение досрочных профессиональных пенсий и с уточнением категорий работников, имеющих такие права.

Решение данных проблем должно способствовать эффективному развитию и функционированию ППС в Российской Федерации.

Перспективы, но пока что долгосрочные

В долгосрочной перспективе в России необходимым условием для формирования законодательства и проведения организационной работы по созданию ППС является моделирование проектируемых условий и норм деятельности ППС на предприятиях различных отраслей, имеющих различные финансово-экономические параметры.

Таким образом, пенсионные системы России являются важнейшими элементами социальной защиты населения, а их ресурсы – одними из наиболее значимых на финансовых рынках. Следовательно, выработка государственными органами единых и целостных норм позволит в итоге создать современные профессиональные пенсионные системы. Последние, в свою очередь, будут способствовать уменьшению налогового бремени, снижению нагрузки на бюджет и притоку инвестиций в экономику России.


Страница обновлена: 29.03.2024 в 02:17:12