Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2009

Оценка и мониторинг ресурсов стратегического назначения как эффективное обеспечение экономической безопасности промышленного предприятия

Казмина Ольга Александровна, Мурманский Государственный Технический Университет (МГТУ), кафедра “Менеджмент, коммерция, маркетинг и реклама”, должность ассистента, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 27

Аннотация:
На сегодняшний день, в условиях экономической и политической нестабильности, становятся все более актуальными вопросы обеспечения экономической безопасности предприятия. Данное понятие сегодня трактуется по-разному. С нашей точки зрения экономическую безопасность предприятия можно определить как состояние защищенности всех стратегических ресурсов, когда оценены все угрозы внешней среды и разработаны «ответные ходы», способные нейтрализовать надвигающуюся опасность.
Цитировать публикацию:
Казмина О.А. Оценка и мониторинг ресурсов стратегического назначения как эффективное обеспечение экономической безопасности промышленного предприятия // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 80-85.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Вероятность попадания деятельности предприятия в зону экономической безопасности будет намного выше, если в плане стратегического развития учтены инновационные вливания как реакция на негативные проявления внешней среды. Действительно, согласно теориям Кондратьева [4], Шумпетера [5] без инновационных вливаний рынок не развивается, а лишь функционирует. Таким образом, уровень экономической безопасности резко снижается (рис. 1).

Уровни экономической безопасности

От грамотного стратегического планирования зависит деятельность предприятия в будущем. Если рассмотреть и обобщить существующие последовательности этапов стратегического планирования, данный процесс можно представить в следующем виде:

1) исследование и анализ внешней среды;

2) комплексная оценка инновационного потенциала;

3) выявление конкурентных преимуществ и «узких мест»;

4) формирование миссии;

5) разработка целей и задач;

6) разработка и анализ стратегических альтернатив;

7) выбор стратегии;

8) разработка различных вариантов развития организации в рамках выбранной стратегии;

9) разработка системы принятия управленческих решений при различных вариантах развития организации

10) контроль, оценка и корректировка стратегии.

Действительно, для обеспечения высокого уровня экономической безопасности недостаточно полностью владеть информацией о внешней среде. Ключевым фактором, на наш взгляд, должна стать комплексная оценка инновационного потенциала организации. А.А. Трифилова [9] выделяет четыре типа инновационного потенциала предприятий в зависимости от финансовых средств. Мы, в свою очередь, определяем соответствующие уровни экономической безопасности.

Таблица 1

Зависимость уровня экономической безопасности от типа инновационного потенциала

Инновационный потенциал

Характеристика

Уровень экономической безопасности

Высокий

Высокая обеспеченность собственными ресурсами. Реализацию инновационных стратегий можно осуществлять без внешних заимствований

Высокий. Стабильность, готовность персонала, технологий, производства к изменениям. Достаточный стратегический запас финансовых средств

Средний

Нормальная обеспеченность необходимыми ресурсами. Для вовлечения новых технологий в оборот необходимо использование некоторого объема заемных средств

Средний. Имеется запас финансовых средств «на черный день»

Низкий

Удовлетворительная обеспеченность ресурсами. Для реализации инновационной стратегии требуется привлечение значительных финансовых средств из внешних источников

Низкий. Большая вероятность потери потребителей, опережения конкурентами и т.д.

Нулевые

Дефицит или отсутствие источников формирования затрат

Критический. «Гибель» предприятия

Рис. 1 Зависимость экономической безопасности от инновационной деятельности.

Представляя оценку инновационного потенциала в виде процесса, имеющего вход-выход, руководство-исполнение (рис. 2), выявляется проблема отсутствия самого механизма оценки.


Рис. 2. Процесс оценки инновационного потенциала.


Цели и задачи регламента оценки инновационного потенциала

Механизм оценки инновационного потенциала промышленного предприятия представляет собой систему последовательных процессов с четким ограничением времени, объема необходимой информации, количеством ответственных лиц. Данным механизмом может стать четко разработанный регламент, целями которого будут являться:

– формирование итоговой картины текущего состояния промышленного предприятия;

‑ разработка мер по устранению недостатков и способов поддержки конкурентных преимуществ;

‑ финансовое оздоровление;

‑ корректировка или полное изменение стратегии развития предприятия.

Задачами могут быть:

‑ выявление уровня профессиональной подготовки кадрового состава к возможным изменениям;

‑ определение наиболее эффективных методов стимулирования работы персонала;

‑ выявление причин неудовлетворенности персонала;

‑ определение возможностей увеличения финансовых затрат;

‑ оценка уровня используемых информационных технологий и т.д.

Примерный вариант регламента

Примерный регламент может выглядеть следующим образом:

1. Основные положения регламента: название, список соответствующих лиц, имеющих доступ к регламенту. Перечень основных целей и задач. Условия использования регламента.

2. Описание порядка создания экспертной комиссии. Требования к экспертам.

3. Распределение ответственности между членами комиссии: работы с конкретной составляющей инновационного потенциала предприятия, запас рабочего времени, возможность взаимодействия с другими членами комиссии.

4. Определение требований к информации, необходимой для оценки инновационного потенциала. Определение сроков сбора, анализа и предоставления информации, возможность временных разрывов.

5. Назначение времени заседания экспертной комиссии, организация рабочих мест, обеспечение необходимым оборудованием, определение необходимости привлечения независимых экспертов.

6. Определение способов предоставления итоговой информации.

7. Контрольные мероприятия и мониторинг. Определение повторного заседания, заключительная оценка.

Особую роль при оценке стратегических ресурсов играет периодичность. С нашей точки зрения, мониторинг изменений интегрального показателя позволит сделать выводы об уровне экономической безопасности предприятия на текущий момент. Причем, мониторинг каждой составляющей в отдельности позволит оценить правильность разработки управленческих решений, скорректировать движение финансовых средств.

ИП(hist) = ИП(t) / ИП(t-1)*100%, где:

ИП(hist) – изменения показателя инновационного потенциала (%),

ИП(t) – показатель инновационного потенциала в текущем году;

ИП(t-1) – показатель инновационного потенциала в предыдущем году.

Таким образом, в целях постоянного развития промышленного предприятия необходимо четко знать свои инновационные возможности. Регламент оценки инновационного потенциала, а также мониторинг изменений его составляющих позволят эффективно реагировать на изменения внешней среды, своевременно подстраиваться под текущие рыночные условия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241