Корпоративное управление в условиях инкорпоративной экономики муниципальных образований

Быкова Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (129), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Быкова Е.А. Корпоративное управление в условиях инкорпоративной экономики муниципальных образований // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 2. – С. 27-32.

Аннотация:
За прошедшее десятилетие в мире произошли значительные изменения в процессе выработки стратегии экономического развития на местном уровне. Наблюдается тенденция к сокращению многих крупных корпораций в развитых странах мира и размещение их в других государствах. Одновременно в муниципалитетах создается большое число новых рабочих мест инновационными компаниями местного уровня.

Ключевые слова: корпоративное управление, крупный бизнес, малые инновационные компании

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В современных условиях, в рамках формирования инкорпоративной экономики в муниципальных образованиях (МО), целесообразна реализация стратегических целей корпоративного управления. Это необходимо для реализации имеющегося потенциала ускорения развития МО, повышения конкурентоспособности и эффективности российской экономики.

Инкорпоративная экономика и решаемые ею задачи

Инкорпоративная экономика – это интеграция собственности жителей муниципального образования для достижения результатов, которые не могут быть получены, если каждый из участвующих субъектов будет действовать самостоятельно [1]. Для получения интегрального эффекта эти отношения обличаются в юридическую форму корпоративной собственности.

Предполагается, что основными взаимосвязанными элементами формирования и развития корпоративного управления в условиях инкорпоративной экономики с позиции макромодели развития муниципального образования можно выделить следующие:

– цели развития;

– ключевые макропропорции;

– потребление важнейших ресурсов и их объемы;

– приоритеты развития;

– развитие по сферам деятельности, направлениям;

– формирование инкорпоративных финансово-промышленных групп.

Корпоративный интерес достигается путем реализации местным сообществом инкорпоративного метода хозяйствования и решения задач социального, экономического и политического своего развития [1].

Для разработки стратегии корпоративного управления развитием инкорпоративной экономики муниципального образования целесообразно использовать комплексный подход, позволяющий решать следующие задачи:

– совершенствование структуры местного самоуправления;

– снижение стоимости товаров (работ, услуг), сокращение непроизводственных расходов и потерь, увеличение и более рациональное использование собственных оборотных средств хозяйствующими субъектами;

– привлечение средств местного населения;

– развитие инициативы и предприимчивости, повышение заинтересованности населения в расширении торговой и производственной деятельности;

– совершенствование системы поддержки предпринимательской деятельности;

– органическое сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности;

– развитие институциональной базы, регулирующей отношения в сфере оптимизации хозяйственных связей в муниципальной инкорпоративной экономике путем обеспечения сбалансированности прав и законных интересов ее участников.

Стратегические перемены

Цель процесса формирования корпоративного управления развитием инкорпоративной экономики муниципального образования состоит в повышении эффективности воспроизводственных процессов и создании условий для повышения уровня качества жизни каждого его участника. Отношения участников строятся на принципах формирования инкорпоративной собственности:

– договорного и добровольного участия;

– совместного и равного долевого владения;

– профессионального управления на конкурсной и контрактной основах [5].

Собственники, одновременно выступающие наемными работниками, сами для себя разрабатывают правила отношений, нормы поведения и механизмы их реализации. Все это в совокупности составляет институциональные основы развития инкорпоративной экономики МО.

Раскроем суть предстоящих стратегических перемен в институциональной среде формирования корпоративного управления развитием инкорпоративной экономики МО:

– постепенное изменение неформальных норм и на этой основе изменение действующего законодательства в области формирования инкорпоративных отношений в обществе и бизнесе, так как именно неформальные нормы создают легитимную основу для действия законов;

– для успешного перехода на эффективный инкорпоративный тип хозяйствования предстоит изменить инсти­туциональную систему, обусловливающую модификацию норм поведения, поддерживающих и легитимизирующих законы корпоративного разви­тия. Это обеспечивает формирование у работников и собственников на­мерения создать надежное инкорпоративное устройство той или иной промышленной группы;

– в свою очередь, инкорпоративный подход к устройству финансово-промышленной группы формирует гибкие институциональные структуры. Институциональные условия инкорпоративного типа хозяйствования определяют характер муниципальных экономических изменений.

Формирование инкорпоративного управления базируется на фундаментальных экономических отношениях. Имеются в виду взаимовыгодные отношения собственности, формируемые посредством создания собственных финансовых институтов и коммерческих организаций, и корпоративные рыночные отношения, регулируемые местным сообществом.

При разработке механизма инкорпоративного управления организационным развитием муниципального образования и формировании с его помощью инкорпоративных отношений необходимо решить следующие задачи:

– освоить инкорпоративные механизмы;

– сохранить все ценное в теории и практике управления экономической и социальной сферами.

Экономическое саморазвитие

Сегодня сложилась ситуация, при которой жители в результате проведенной приватизации были отчуждены от собственности [3]. И только при инкорпоративном типе организации хозяйственной деятельности пользоваться ее результатами может каждый участник той или иной финансово-промышленной группы, так как в ее основании находится инкорпоративная собственность. Она является для участников групп источником дополнительных доходов.

Доходы, полученные от управления инкорпоративной собственностью, образуют социальный стандарт уровня качества жизни человека. Этот стандарт может соответствовать уровню достатка, то есть отсутствию нужды в питании, жилье, одежде, а также наличию определенного оптимального уровня комфортности жизни.

Владельцы создаваемых финансово-промышленных групп становятся активными участниками их эффективного экономического саморазвития. При этом цели экономического саморазвития финансово-промышленной группы и механизмы их реализации соотнесены с интересами экономически активной части населения. Это, в свою очередь, мотивирует к повышению производительности труда, к установлению прочных социально-экономических связей.

Постепенно выстраивается механизм зарабатывания средств на собственные нужды. Увеличивается количество рабочих мест, создаются условия для приложения сил и реализации способностей каждого. Появляются такие социально-финансово-промышленные группы, в структуре которых – малые предприятия, начинающие работать в интересах местного сообщества [2].

Инкорпоративные менеджеры

В целенаправленной подготовке инкорпоративных менеджеров следует выделить три основных компонента:

– люди (специалисты различных категорий и уровней), которые готовы взять на себя ответственность за решения конкретных задач развития конкретной корпорации. Возлагая на себя ответственность за собственные действия, они переходят к самоуправлению и начинают проявлять инициативу, а не ищут рекомендаций сверху;

– метод, с помощью которого решаются конкретные социально-экономические задачи по достижению намеченной цели – высокого уровня и качества жизни;

– команда, принципы которой объединяют менеджеров для достижения инкорпоративных целей.

Формирование инкорпоративной экономики муниципальных образований является существенным источником дополнительных доходов жителей-собственников. Аккумулированные денежные средства в инкорпоративных финансовых институтах жителей муниципальных образований являются надежным ресурсом развития местного производства. Поэтому необходимо создать условия, при которых муниципальные образования могут использовать все свои ресурсы для развития местной экономики.


Страница обновлена: 17.04.2024 в 19:07:50