Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2009

О совершенствовании хозяйственного механизма России

Гаврилов Виктор Владимирович, д.э.н., профессор кафедры общей экономической теории Воронежского государственного университета, Россия

Есина Юлия Леонидовна, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 16

Аннотация:
Разрастающийся мировой кризис стимулировал поиски способов защиты от него российской экономики. Предлагаемые меры государственной поддержки в первую очередь ориентированы на оказание финансовой помощи субъектам хозяйствования. Вместе с тем устойчивое функционирование и развитие реального сектора экономики может быть обеспечено изменением структуры и роли составных элементов хозяйственного механизма.
Цитировать публикацию:
Гаврилов В.В., Есина Ю.Л. О совершенствовании хозяйственного механизма России // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 3. – С. 23-28.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Содержание хозяйственного механизма различно у экономических систем разных типов, а также у одной экономической системы на разных этапах ее развития и уровнях организации.

Триада внутрихозяйственного, рыночного и государственного механизмов

В условиях административно-командной экономики монопольно господствует государственная собственность. Это обеспечивает директивность и всеобщность плановой экономической жизни общества, централизованное распределение ресурсов, произведенных благ и перераспределение доходов. Как следствие, хозяйственные процессы регулируются исключительно плановым механизмом.

Рыночная система, основанная на отношениях частной собственности, направлена на создание предпосылок для свободной предпринимательской деятельности и здоровой конкурентной среды. Поэтому для управления экономической деятельностью используется механизм хозяйствования, основанный на системе рынков, цен и конкуренции.

В условиях современной рыночной экономики хозяйственный механизм можно рассматривать как совокупность правовых норм, форм, методов и способов воздействия на различные направления экономической деятельности. Его основными структурными элементами являются хозяйствующие субъекты и отношения, которые они устанавливают и поддерживают внутри себя и между собой. Процесс их взаимодействия основан как на отношениях собственности – формах присвоения результатов хозяйственной деятельности, так и на конкурентных отношениях – борьбе за возможность и наилучшие результаты хозяйственной деятельности.

Общественной системой функционирования и взаимодействия хозяйствующих субъектов является рынок. Он не только обеспечивает, но и регулирует, а также во многом определяет структуру общественного производства, его пропорции и изменения.

Важным составным элементом хозяйственного механизма является институциональная и функциональная общественная организация («третья сила»), в рамках которой решающее значение принадлежит государству. Таким образом, механизм хозяйствования современного общества – триада внутрихозяйственного, рыночного и государственного механизмов.

Взаимодействие рыночного и государственного механизмов

Организация экономических процессов, реализация индивидуальных и общественных интересов предопределяют базовое положение рыночного механизма. Его основным элементом являются цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения.

С помощью ценовых сигналов рыночный механизм осуществляет своеобразное «взвешивание» ценности всех экономических благ, предлагаемых к обмену. Повышение или понижение рыночной цены, а также конкурентная борьба подсказывают хозяйствующим субъектам, что, как и сколько производить. Конечные покупатели на основе рыночных цен принимают решения об объемах потребления продукции.

Однако рыночный механизм наводит в экономике стихийный порядок, так как основывается на принципах самонастройки и самоорганизации, но не способен к самовоспроизводству. Крупные возмущения не могут быть своевременно и без значительных издержек компенсированы автоматически. Как регулятор хозяйственных процессов рынок терпит фиаско, создавая провальные ситуации.

В ситуациях, когда рыночный механизм по различным причинам не срабатывает, появляется объективная основа вмешательства государства в хозяйственные процессы. Современный государственный механизм играет двоякую роль в экономике: регулирование экономической жизни и управление госсобственностью.

Наиболее важное значение имеет регулирующая функция, с помощью которой государство максимально воздействует на рыночный механизм в направлении его корректирования, стимулирования, стабилизации. Вместе с тем эффективность самого государственного механизма во многом зависит от соблюдения рыночных принципов. Государственное регулирование должно дополнять, а не подавлять рыночный механизм.

Внутрихозяйственный механизм

Еще одной силой сознательного регулирования и координации является внутрихозяйственный механизм управления каждым предприятием. Он выступает исходным звеном хозяйственного процесса в экономической системе любого типа и призван избавить общество от случайностей и издержек рынка, обеспечить реализацию экономической политики государства.

Эффективность хозяйственного механизма во многом определяется устойчивостью функционирования данного микроэкономического элемента. В этой связи, исходя из сложившейся необходимости преодоления кризисных явлений, особую актуальность приобретает проблема совершенствования внутрихозяйственного механизма управления.

В рыночной экономической системе внутрихозяйственный механизм имеет неограниченную свободу действия. Его основу составляют экономические методы регулирования, к которым относятся хозяйственный расчет, стратегия, планирование, организация, мотивация, нормирование, контроль.

Любое предприятие является иерархической структурой. Поэтому внутрихозяйственный механизм невозможен без административных форм управления, нацеленных на быстрое и четкое выполнение распоряжений для достижения определенных результатов в минимально короткий период.

Переход к постиндустриальному способу общественного производства, основанному на высококачественном и творческом труде работников, способствовал приоритетному развитию социально-психологических рычагов. Они оказывают воздействие через использование интересов участников хозяйственного процесса, их потребностей и ценностей. Важное значение имеют обеспечивающая и обслуживающая подсистемы внутрихозяйственного механизма, предназначенные для сбора необходимой информации – научно-методической, правовой, ресурсной, маркетинговой.

Функциональные элементы внутрихозяйственного механизма ориентированы на три сферы деятельности предприятия: операционную, инвестиционную и финансовую. Для обеспечения устойчивого развития необходимо выделение инновационной составляющей.

Кризисные явления в экономике можно преодолеть посредством:

– внедрения прогрессивных технологий, создающих новые производственные возможности;

– разработки и реализации принципиально новых образцов и видов продукции;

– использования социально-экономических и мотивационных методов управления.

Экономическая политика

Функционирование хозяйствующих субъектов происходит не изолированно. Оно взаимосвязано с рыночным окружением и обусловлено государственной экономической политикой. Как следствие, в условиях негативного воздействия современной рыночной среды необходимо усиление взаимодействия внутрихозяйственного и государственного механизмов.

Важнейшей задачей экономической политики должна быть поддержка развития инновационной составляющей внутрихозяйственного механизма. Основным инструментом, обеспечивающим ее реализацию, может стать формирование национальной инновационной стратегии, направленной:

– на поиск приоритетных направлений инновационного развития с выделением национально значимых инноваций, соответствующих новейшим технологическим укладам;

– на выделение отраслей, определяющих инновационное развитие народного хозяйства и их приоритетное финансирование;

– на ресурсное обеспечение национальных инновационных проектов за счет ассигнований из бюджетов;

– на формирование благоприятного инновационного климата и развитие инновационной инфраструктуры;

– на создание структур и использование эффективных инструментов, обеспечивающих реализацию инновационной стратегии и приоритетных проектов.

Важной задачей является ужесточение антимонопольной политики и содействие формированию эффективной рыночной конкуренции, стимулирующей технологическое и продуктовое обновление хозяйствующих субъектов.

Таким образом, реорганизация элементов механизма хозяйствования и увеличение удельного веса инновационной составляющей позволят экономике России с минимальными издержками преодолеть фазу кризиса и выйти на путь устойчивого развития.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241