Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2009

Совершенствование системы стратегического управления предприятиями молочно-продуктового комплекса

Горюнова Лариса Александровна, Соискатель Финансово-экономического института Дальневосточного государственного аграрного университета, доцент кафедры экономической кибернетики, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 25

Аннотация:
Центральным звеном стратегического управления является стратегическое планирование, под которым отдельные авторы понимают «процесс разработки и реализации стратегии развития предприятия на основе прогнозирования тенденций, представляющих угрозу или благоприятные возможности для расширенного воспроизводства производственно-экономического потенциала, приоритетных направлений и методов целенаправленного постоянного поддержания динамичной пропорциональности и эффективного использования стратегических ресурсов». В данном случае речь пойдет о стратегическом управлении молокоперерабатывающим предприятием.
Цитировать публикацию:
Горюнова Л.А. Совершенствование системы стратегического управления предприятиями молочно-продуктового комплекса // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 3. – С. 136-140.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Стратегическое планирование основано на стратегическом мышлении и действии, опережающих изменениях экономических, технико-технологических, экологических, социальных, политических и других условий окружающей среды, предвосхищающих опасность и возможности для ускорения развития.

Принципы и процесс стратегического планирования

Известен ряд принципов стратегического планирования [1,2]:

— обеспечение стратегической ориентации, что предполагает использование стратегической информации при анализе окружающей среды, определение ключевых проблем, существенно влияющих на деятельность предприятия, анализ стратегических альтернатив развития, выявление возможности изменения существующих и появления новых тенденций и т.д.;

— ориентация на использование адаптивной к изменениям во внешней и внутренней среде функционирования предприятия системы хозяйствования;

— необходимость обоснования временного горизонта решения стратегических задач;

— ориентация на стратегические точки роста и приоритетные направления развития предприятия и его подразделений;

— обеспечение максимальной децентрализации в сочетании с элементами необходимой централизации и интеграции при организации планирования;

— обеспечение взаимосвязей между стратегическим и тактическим планированием.

Анализ экономической литературы по вопросам планирования и прогнозирования показал, что процесс стратегического планирования на молокоперерабатывающем предприятии может включать реализацию следующих взаимосвязанных действий [3,4]:

— определение целей и задач развития предприятия;

— создание стратегических хозяйственных подразделений;

— обоснование и уточнение основных целей маркетинговых исследований рынка молока и молокопродуктов;

— выполнение ситуационного анализа и выбор направления экономического роста предприятия;

— разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства молочной продукции;

— выбор тактики и уточненное планирование способов и средств выполнения поставленных задач;

— контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.

Организационно-экономический механизм стратегического управления

Существующие подходы к формированию механизма стратегического управления предприятиями не обеспечивают желаемого конечного результата, поскольку они исходят из прошлого опыта. Возникает необходимость не управлять предприятием в сложившихся условиях, а изыскивать способы и инструменты, позволяющие предприятию самостоятельно и целенаправленно формировать свое будущее. Прежде всего, для отечественных молокоперерабатывающих предприятий целесообразно разрабатывать организационно-экономический механизм стратегического управления. Главная цель такого механизма – создание инновационного подхода к стратегическому управлению, который бы отвечал специфике отечественных предприятий и был практически применим для любых видов технико-технологических, организационно-экономических и социально-экологических преобразований.

Исследованиями установлено, что в настоящее время основные потери на отечественных молокоперерабатывающих предприятиях происходят не вследствие недостаточной минимизации издержек, а вследствие недостаточной минимизации упущенной выгоды. На наш взгляд, упущенная выгода должна минимизироваться за счет преодоления инерции административного управления путем преобразования вертикальных структур в органические, развития горизонтальных связей и перенесения на них акцентов. Подобная органичность в структуре может быть достигнута путем образования отдела комплексного развития.

В последние годы ученые, занимающиеся исследованиями стратегического управления предприятиями, все больше ориентируются на устойчивое развитие, под которым понимают «планомерно организуемый, мотивируемый, контролируемый и корректируемый процесс организационных изменений, представляющий собой совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, преобразующей входящие элементы (структуры, технологии, продукты, производственные отношения и др.) в выходящие, характеризующиеся новыми свойствами» [3, С. 63]. Устойчивое развитие осуществляется в рамках реализации стратегии предприятия и направлено на обеспечение его экономической, социальной и экологической безопасности.

Как добиться устойчивого развития?

Процесс устойчивого развития представляет собой систему непрерывных мероприятий по управлению организационными изменениями. Поэтому на современном этапе для молокоперерабатывающих предприятий необходимо разрабатывать алгоритм проектирования их устойчивого развития. Этот алгоритм является основным инструментом организационно-методического обеспечения управления организационными изменениями и связывает воедино все действия, предусмотренные подготовкой изменений на предприятии. Его содержание включает реализацию следующих этапов:

1-й этап — обоснование программы организационных изменений;

2-й этап — разработка программы нейтрализации сопротивления изменениям;

3-й этап — подготовка ресурсного обеспечения процесса управления изменениями;

4-й этап — создание системы контроля за процессом изменений.

При этом каждый из этапов должен включать совокупность мероприятий, обеспечивающих пошаговое выполнение данного алгоритма.

Мы полагаем, что сам организационно-экономический механизм стратегического управления устойчивым развитием предприятия является самостоятельным и востребованным инструментом управления. Занимая особую нишу в системе управления на предприятии, он должен выполнять следующие функции:

— определение приоритетов в целях развития;

— выявление законов и закономерностей управления развитием;

— формулирование принципов управления развитием;

— создание соответствующего методического обеспечения и инструментария;

— осуществление процесса проектирования устойчивого развития;

— проведение анализа потенциала развития;

— формирование методики определения стратегии развития и реализация самой стратегии;

— определение эффективности проводимых изменений на предприятии.

Таким образом, нами выявлены теоретические основы и особенности формирования стратегии управления устойчивым развитием предприятия, что позволяет более качественно подойти к диагностике функционирования и обоснованию проекта стратегического управления молокоперерабатывающим предприятием.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241