Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2009

Значение малого предпринимательства в зависимости от его влияния на экономическое развитие

Кошелева Татьяна Николаевна, Доцент кафедры Экономика предприятия и предпринимательства факультета Менеджмента Санкт-Петербургской Академии управления и экономики, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 24

Аннотация:
Значение малого предпринимательства можно рассматривать с различных точек зрения. Например, в зависимости от его влияния и степени этого влияния на экономическое развитие отрасли, региона и государства в целом. Малое предпринимательство автор предлагает рассматривать с управленческой, экономической, социальной, экологической и стратегической точек зрения.
Цитировать публикацию:
Кошелева Т.Н. Значение малого предпринимательства в зависимости от его влияния на экономическое развитие // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 3. – С. 106-110.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Малое предпринимательство в Российской Федерации призвано решить следующие задачи:

– определить факторы, влияющие на повышения уровня и качества жизни населения;

– выявить факторы инновационного роста предпринимательства, а также определить силу влияния каждого фактора;

– охарактеризовать возможности расширения среднего класса в России, а также сформировать приоритетные направления инновационного развития малого предпринимательства.

Управленческая трактовка малого предпринимательства

Для решения поставленных задач необходимо:

– определить составляющие инновационного роста;

– охарактеризовать пути расширения среднего социального слоя в Российской Федерации;

– обеспечить создание условий для инновационного развития предпринимательства, в том числе малого.

По мнению Виленского А.В., отличительная черта управленческой трактовки категории «малое предпринимательство» заключается в том, что малые формы бизнеса рассматриваются с позиции степени заинтересованности общества в функциях, которые они выполняют в экономике. Сама же категория «малое предпринимательство» рассматривается в основном с экономико-правовой точки зрения [2].

В управленческой, связанной с проблемой реализации национальных интересов, экономико-правовой трактовке субъекты малого предпринимательства – это особая группа субъектов хозяйствования, работающих под патронажем государства и общества в особом, специально для них законодательно и организационно созданном благоприятном режиме [2].

С управленческой трактовкой малого предпринимательства связано и определение его значения для экономического развития и укрепления позиций государства, повышения его конкурентоспособности на мировых рынках. В этих целях выявляются объем продукции малого бизнеса в ВВП и ВРП [1], доля занятых и т.п.

Государство и малое предпринимательство

Многие авторы, в том числе и Виленский А.В., в управленческую трактовку категории «малое предпринимательство» включают также социальную и экономическую составляющие. С общественной точки зрения эта группа хозяйствующих субъектов играет одну из ведущих ролей в решении определенных социальных проблем. Но с государственной точки зрения основной целью малого предпринимательства является его экономическое значение. И именно поэтому государство заинтересовано в развитии малого бизнеса и в его поддержке.

Решение же социальных задач, с точки зрения государства, по отношению к его экономическому значению играет важную, но не главенствующую роль. В связи с разными задачами можно по-разному и трактовать само понятие «малого предпринимательства» – исходя из его социального и экономического значения для государства.

Но, на наш взгляд, эти подходы необходимо выделить в самостоятельные трактовки понятия «малого предпринимательства». Такое разделение вызвано тем, что общественные и государственные интересы часто не совпадают, более того, они даже противостоят друг другу.

В условиях финансового кризиса, с точки зрения интересов общества поддержка малого и среднего предпринимательства, в том числе и в плане кредитования, должна была сыграть огромную стабилизирующую роль с целью снижения социальной напряженности. Но с экономической точки зрения поддержка государством градообразующих предприятий и ведущих отраслей народного хозяйства, в том числе и ведущих банков страны, была более оправдана и целесообразна.

С экономической точки зрения «малое предпринимательство» можно охарактеризовать как группу хозяйствующих субъектов, которая играет очень важную роль в решении определенных экономических задач. При этом они выполняют в экономике существенные функции, поэтому их деятельность поощряется целой системой мер государственной поддержки.

Социальный подход к понятию «малое предпринимательство» характеризует его как малые предприятия, которые выполняют общественно значимые функции, играют очень важную роль в решении определенных социальных проблем государства.

Социальная значимость малого бизнеса может рассматриваться с двух позиций:

– с точки зрения значения для экономического развития государства (увеличение числа налогоплательщиков и повышения уровня стабильности);

– с точки зрения общественного развития (снижение уровня безработицы и снижение уровня преступности).

Экология и малый бизнес

Значение малого предпринимательства с экологической точки зрения определяется:

– используемыми источниками местного сырья;

– близостью предприятий к потребителю;

– влиянием на непосредственное окружение;

– небольшими финансовыми возможностями платить штрафы за несоблюдение экологических норм.

С экологической точки зрения малое предпринимательство можно охарактеризовать как малые предприятия, использующие инновационные технологии, которые позволяют не загрязнять окружающую среду, перерабатывать отходы или внедрять безотходные технологии. Экологическая значимость малого бизнеса может также рассматриваться с двух позиций:

– с точки зрения значения для экономического развития государства (снижение себестоимости и рост прибыли – рост налогооблагаемой базы);

– с точки зрения общественного развития (создание новых рабочих мест и улучшение экологической обстановки в регионе).

Формирование так называемого «класса» малых предприятий или, если их можно так назвать, «связующей прослойки» между потребителями и крупными компаниями в виде малых фирм, является фундаментом или основой экономического развития государства, как это показывает опыт развитых стран. Именно так определяется роль малого предпринимательства с точки зрения формирования стратегии развития.

Новая трактовка понятия «малое предпринимательство»

Стратегию развития малого предпринимательства также можно рассматривать с двух позиций:

– с точки зрения значения для экономического развития государства (предпринимательская деятельность – источник средств к существованию, прибыль направляется на личное потребление и для государства только повышает уровень стабильности; укрупнение и развитие фирмы увеличивает прибыль и налогооблагаемую базу);

– с точки зрения общественного развития (создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы).

Как мы видим, в вопросе об отнесении предприятий и соответствующего вида предпринимательства к малому на сегодняшний день существуют различные точки зрения.

Традиционно малое предпринимательство определяется как целенаправленная деятельность, связанная с повышенным риском, основанная на использовании инновационной идеи. Основной ее целью является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения различных работ и оказания разнообразных услуг с обязательным соблюдением норм федерального законодательства.

Автор предлагает свою трактовку понятия «малое предпринимательство», которая, кроме численности работников, включает критерии социальной, экологической и стратегической значимости, а также экономической необходимости стать связующим звеном между крупными и средними предприятиями и потребителем. К критериям также стоит отнести цели предпринимательской деятельности, то есть социальную и экологическую значимость бизнеса для государства и общества.



[1] ВВП — валовый внутренний продукт, ВРП — валовый региональный продукт — прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241