Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2009

Инновационно-инвестиционная структура системы «градообразующее предприятие – населенный пункт»

Трифонов Владимир Александрович, Аспирант Отделения кафедры ЮНЕСКО Томского университета, председатель Юргинского городского Совета народных депутатов, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 18

Аннотация:
В современных условиях важно выявить факторы развития градообразующих предприятий и территорий, разработать систему управления их инновационным развитием в условиях рыночной экономики.
Цитировать публикацию:
Трифонов В.А. Инновационно-инвестиционная структура системы «градообразующее предприятие – населенный пункт» // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 2. – С. 158-162.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


На рис. 1 представлена схема организационно-управленческих связей в инвестиционно-инновационной деятельности градообразующего машиностроительного предприятия, в номенклатуре изделий которого традиционная и наукоемкая продукция.

При создании схемы использована методология инновационного управления процессами создания наукоемкой продукции на основе оценок конкурентоспособности – интеграционно-инновационный подход. Он включает [1]:

– методы управления, обеспечивающие параллельность и взаимосвязанность осуществления технологических операций традиционной и инновационной продукции;

– методики прогнозирования уровней конкурентоспособности наукоемкой продукции.

Концепция инновационного управления

Для использования интеграционно-инновационного подхода в структуре современных средних и крупных предприятий должны существовать специализированные подразделения по управлению процессом создания продукции, конкурентоспособной на мировых рынках.

Менеджмент градообразующего предприятия должен функционировать в соответствии с предложенной концепцией инновационного управления. Она предполагает:

– последовательное внедрение конкурентоспособных новшеств (научно-технических и технологических, организационно-управленческих и социальных и т.п.) в производство наукоемкой продукции на всех этапах жизненного цикла;

– параллельную и взаимосвязанную с внедрением оценку конкурентоспособности новшеств на момент внедрения с последующей коррекцией принятых решений с целью стабилизации уровня первоначальной конкурентоспособности собственной продукции.


Рис. 1. Схема организационно-управленческих связей в инвестиционно-инновационной деятельности градообразующего предприятия.

Пользуясь системным подходом, анализ развития градообразующих предприятий выполняется исследованием системы «градообразующее предприятие – населенный пункт», представленной как механизм преобразования входов. К ним относятся:

– материально-техническое обеспечение;

– финансирование;

– трудовые и информационные ресурсы (рис. 2).



Рис. 2. Инновационно-инвестиционная структура системы «градообразующее предприятие – населенный пункт».

Для анализа, на основе определения направлений обновления и модернизации изделий, исследованы и систематизированы критерии, определяющие градообразующие предприятия как основной инновационный объект малых городов.

Соотношение частей прибыли, получаемой от реализации инновационной и традиционной продукции ассортиментного ряда предприятия [2–4], должно быть не менее чем один к шести (порядка 15–18% и 75–72%) соответственно.

Соотношение между ценой и качеством инновационной номенклатуры ассортиментного ряда изделий предприятия должно позволить его продукции быть конкурентной среди аналогов. Это отражается в формуде:

(К соб. прод. > К прод. конк. > 1)

Иными словами, коммерциализация продукции должна происходить без применения ценовой конкуренции, а исключительно на основе функциональной (с новыми технико-эксплуатационными характеристиками) [1].

Стратегия инновационного развития градообразующего предприятия

Разработана стратегия инновационного развития градообразующего предприятия, максимально интегрированная со стратегией социально-экономического развития населенного пункта, включающая:

– Формирование инновационно-инвестиционной структуры системы «градообразующее предприятие – населенный пункт». Она включает муниципальные органы управления, градообразующее предприятие, образовательные учреждения, бизнес-окружение и инновационный центр. Система интегрирует материальные, трудовые, информационные ресурсы и капитал населенного пункта для инновационной деятельности. Это позволяет получить дополнительную прибыль от внедрения инноваций и инвестировать ее в развитие экономики и инфраструктуры населенного пункта;

– Создание внутренней среды градообразующего предприятия, благоприятной для инновационной деятельности. Формируемые условия должны способствовать оптимальному использованию научно-технического и технологического потенциала. Это необходимо для внедрения организационно-управленческих, технологических и социально-экологических новшеств в производство выпускаемой продукции, повышающих ее конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках.

Синергетический подход в управлении инновационно-инвестиционной структурой системы «градообразующее предприятие – населенный пункт», указанной на рис. 2, фокусирует внимание менеджеров на тех ситуациях, в которых поведение системы изменяется качественно при изменении управляющих параметров. Управляющими параметрами этой системы являются ресурсы экономики, обеспечиваемые поставщиками:

1) муниципальные органы управления обеспечивают финансовые и правовые ресурсы (информацию по налогообложению, трудовому законодательству и т.п.);

2) бизнес-окружение (градообразующее предприятие, малый и средний бизнес) обеспечивает финансовые, материально-технические и технологические ресурсы;

3) образовательные учреждения обеспечивают информационными (знания и т.п.) и трудовыми ресурсами (выпускники).


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241