Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2009

О государственной политике поддержки малого бизнеса в условиях глобального финансового кризиса

Шестаков Роман Борисович, К.э.н, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики ФГОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
Нарастающий глобальный финансовый кризис, неуклонно переходящий в общеэкономический, в очередной раз указывает на актуальность реформирования многих основ мирового хозяйства. Сегодня необходим поиск новых направлений дальнейшего развития без гипертрофированного отрыва от реальной экономики.
Цитировать публикацию:
Шестаков Р.Б. О государственной политике поддержки малого бизнеса в условиях глобального финансового кризиса // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 2. – С. 27-33.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Возможно, потребуется корректировка всей либеральной постиндустриальной концепции долгосрочного развития мирохозяйственной системы. Особенно это касается развивающихся рынков, которые уже подошли к рубежу, когда старое однополюсное мегаэкономическое устройство типа «центр – периферия» тормозит поступательное движение и инновационный процесс.

Развивающие страны, с одной стороны, в достаточной степени уязвимы перед угрозой кризиса. С другой – они обладают значительным потенциалом (естественным и приобретенным) для преодоления с минимальными потерями последствий приближающейся глобальной экономической рецессии.

Кризис — это рокировка приоритетов

Критичность ситуации, с которой столкнулись экспортно-ориентированные развивающиеся страны, связана с неразвитостью внутреннего рынка и слабым внутренним потреблением (например, Китай с его экспортной зависимостью от развитых стран). Сюда можно и отнести российскую экономику, хотя ее активный торговый баланс складывается в основном из сырьевого экспорта. Недостаточно внутреннее потребление углеводородов ни в качестве топлива, ни в целях дальнейшей переработки, отсутствуют специализированные запасы, которыми можно гибко регулировать предложение отечественных энергоресурсов.

Общая неразвитость внутреннего рынка подкреплена, помимо прочего, критической импортозависимостью, особенно в части продовольствия и высокотехнологичных товаров.

Догматичный монетаризм, проводимый в последние годы, «стерилизация» российской экономики, неразвитость системы доступа к финансовым ресурсам для бизнеса, привели к ситуации, когда средства стабилизационного фонда [1] и валютные резервы необходимо тратить для решения таких задач, как внешний частный долг [1]. В результате – огромные издержки упущенных возможностей развития отечественного реального сектора, в том числе его инновационной составляющей. К тому же, изъятие денег из экономики не спасло от роста инфляции.

В кризисной среде актуальными для России становятся меры, направленные:

1) на поддержку и укрепление реального сектора экономики, препятствие нарастающей тенденции чистого оттока капитала;

2) на активное импортозамещение продовольственных и высокотехнологичных товаров;

3) на стимулирование внутреннего потребления и нивелирование угрозы циклической безработицы;

4) на увеличение «трудовой составляющей» в национальном доходе страны.

Акцент следует перенести на развитие малого и среднего бизнеса

Успешное решение всех вышеперечисленных задач, по нашему мнению, возможно лишь при интенсивном развитии малого и среднего бизнеса страны. Новые экономические реалии требуют корректировки политики в области поддержки данного сектора. Существующий набор мер должен пересматриваться не только в количественном, но и в качественном аспекте.

Как известно, положение малого бизнеса в нашей стране пока не внушает оптимизма (см. рис. 1).


Рис. 1. Динамика числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в РФ (2003-2007) [2].

Стоит полагать, что дальнейшее увеличение количества субъектов малого предпринимательства будет пока происходить в основном за счет расширения категории таких субъектов (в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации). Продолжает оставаться незначительным вклад предприятий малого бизнеса в ВВП, а сильная дифференциация их развития по регионам [3] не способствует отраслевой сбалансированности и социальной стабильности.

Общие направления государственной политики в области поддержки малого бизнеса, по нашему мнению, должны усилиться по следующим важнейшим направлениям. Прежде всего, необходимо поддерживать приоритетное направление развития малого предпринимательства в рамках долгосрочной программы экономического развития.

Финансовая господдержка — идеалистический вариант

Говоря о финансовой поддержке в условиях кризиса, подчеркнем, что механизм помощи реальному сектору через кредитные институты, которые должны были играть роль эффективного дистрибьютора финансовых ресурсов, оказался малоэффективным и, к сожалению, не лишенным злоупотреблений [4].

Финансовая поддержка малых и средних предприятий должна начаться с облегчения налогового бремени. Необходимо снижение НДС и налога на прибыль [2]. Для малых предприятий существенную роль сыграли бы налоговые каникулы [3]. Микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям налоговые каникулы необходимы на срок не менее 3–5 лет.

Процентная ставка по «коротким» кредитам для малых предприятий должна полностью субсидироваться государством. В случае долгосрочного кредитования процент не должен превышать уровень инфляции. Естественно, необходимо усилить контроль за возможностью доступа субъектов к самим ресурсам. Требуется расширение участия на конкурентной основе в программах госзаказов.

Стратегические институциональные и структурные меры, осуществление которых должно начаться незамедлительно, предполагают создание госструктуры по поддержке малого и среднего предпринимательства. Данное ведомство на постоянной основе и при тесном взаимодействии с другими государственными институтами и научными учреждениями будет работать над концептуальными и практическими вопросами поддержания устойчивого развития малого и среднего предпринимательства.

Вопрос мониторинга и определения субъектов государственной поддержки сам по себе является достаточно сложной задачей, требующей не меньших усилий для реализации [5].

Кризисные явления — стимулы для развития

Можно приветствовать тот факт, что наконец достаточно четко обозначена концепция поддержки малого бизнеса, работающего в экспортных отраслях [6]. Однако вступление в ВТО, по нашему мнению, должно произойти, когда основные показатели развития малого предпринимательства достигнут уровня среднеевропейских показателей.

Сельское хозяйство продолжает испытывать прессинг ценового диспаритета, подстегиваемого инфляцией. Слабая защита внутреннего рынка и бесконтрольный рост цен на топливо остаются главным отрицательным фактором развития АПК.

Олигополистический [4] характер топливного сектора должен смениться или полной национализацией, или же, что более эффективно при недостаточной «зрелости» государственных институтов, развитием конкурентного рынка в этой отрасли – увеличением в нем числа средних и малых предприятий.

Важнейшей задачей остается контроль коррупции и злоупотреблений служебным положением ответственных органов власти. Особенно остро этот вопрос стоит на местах, а местная и региональная поддержка играют ключевую роль в жизни малого предпринимательства.

В заключение можно сказать, что, несмотря риски с которыми столкнулся отечественный малый бизнес, уникальность ситуации позволяет использовать появляющиеся преимущества для его развития. Кризисные явления вольно или невольно подтолкнули государство к принятию мер, которые давно назрели. Это и начало финансирования экономики, и более интенсивная защита внутреннего рынка, и поддержка международной деятельности отечественного бизнеса и др.

Глобальный экономический спад создает возможность занимать образующиеся ниши сначала на внутреннем рынке, а впоследствии и на международном. Нельзя допустить, чтобы проблемы кризиса отодвинули на второй план проблемы малого предпринимательства. Ведь оно является тем фактором, который в этот сложный период обеспечит основы социально-экономической стабильности и дальнейшего развития страны.



[1] Стабилизационный фонд (СФ) — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики — прим. ред.

[2] Заметим, что малые предприятия в большинстве своем и так не платят налог на добавленную стоимость и налог на прибыль, так как применяют один из специальных налоговых режимов: упрощенную систему налогообложения, систему уплаты единого сельскохозяйственного налога, систему уплаты налога на вмененный доход. Во всех перечисленных случаях они не признаются плательщиками НДС и взамен ряда общеустановленных налогов, в том числе налога на прибыль, уплачивают единый налог — прим. ред.

[3] Эх, мечты, мечты! При реализации этой идеи все предприятия нашей страны в одночасье реструктурировались бы в малые. И тогда от уплаты налогов пришлось бы освобождать всю страну — прим. ред.

[4] Олигополистический от "олигополия" — то есть рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, и появление новых затруднено или невозможно — прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241