Коррупция и уголовно-правовая борьба в сфере лицензирования и контроля деятельности малых предприятий

Гладких Р.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (13), Январь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гладких Р.Б. Коррупция и уголовно-правовая борьба в сфере лицензирования и контроля деятельности малых предприятий // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 1. – С. 74-79.

Аннотация:
Сегодня в России экономика развивается преимущественно на основе частной собственности. В связи с этим можно говорить о больших группах людей, занятых предпринимательской деятельностью.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, частная собственность, коррупция



Сегодня в России экономика развивается преимущественно на основе частной собственности. В связи с этим можно говорить о больших группах людей, занятых предпринимательской деятельностью.

Понятие предпринимательской деятельности дается в ст. 2 Гражданского кодекса России. Это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнению работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательскую деятельность гражданина определяет также статья 23 ГК России. Гражданское законодательство называет и подробно раскрывает виды и правомочия всех иных предпринимателей (гл.4 и 5 ГК).

В связи с этим можно четко выделить три уровня предпринимательства: крупное, среднее и малое. Одной из характеристик, ставящих малое предпринимательство на особое место, является многочисленность субъектов его осуществляющих.

Указанный сектор экономической деятельности сегодня составляет 1/10 часть отечественной экономики. В стране работают около 850 тыс. малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек. Вместе с тем отмечается несовершенство существующего учета хозяйствующих субъектов, относящихся к сфере малого предпринимательства, поэтому следует отметить, что с учетом работающих по договорам, по совместительству, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве занято около 14 млн. человек. Если учесть предприятия, которые фактически являются малыми, но не могут быть отнесены к таковым по тем или иным формальным признакам, можно говорить о большем значении приведенных показателей.

Согласно экономическим расчетам, выполненным специалистами Фонда законодательной поддержи предпринимательства, в ближайшие три года, при благоприятных условиях, будет происходить устойчивый рост численности малых предприятий с доведением их общего количества до 2-2,5 млн., а суммарная численность занятых в них составит около 20 млн. чел. Через 5-6 лет прогнозируемая численность составит 4-5 млн. малых предприятий с количеством занятых на них около 35 млн. человек, которые будут обеспечивать производство не менее трети валового национального продукта.1

В Российской Академии государственной службы при Президенте РФ в марте 2000 года проходила Всероссийская конференция представителей малых предприятий. Выступая на пленарном заседании данной конференции, В. В. Путин отметил, что в настоящее время “невозможно защититься как от бандитского рэкета, так и от административного произвола”, у чиновников существует неистребимое желание обогатиться за счет предприятий малого и среднего бизнеса2.

Указанные негативные явления стали одним из основных предметов обсуждения секций “Безопасность предпринимательства”, “Бизнес и власть” на 2 Всероссийском съезде представителей малых предприятий, состоявшемся 27-28 октября 1999 года в Москве.

Очевидно, что наряду с недостаточным нормативно-правовым обеспечением деятельности малых предприятий, отсутствием надежных механизмов защиты прав предпринимателей, трудностями организационного характера для представителей малого предпринимательства остро стоит проблема коррупции в органах власти и управления (одного из признаков организованной преступности) и безопасности деятельности малых предприятий.

Тезис о крайне слабой защите прав и законных интересов предпринимателей малого бизнеса подтверждается результатами социологического исследования, их которых следует, что половина предпринимателей сталкивается с нарушением своих прав и законных интересов со стороны криминальных элементов более половины – со стороны государственных органов.

Нормальное же функционирование малых предприятий, как известно, способно смягчить кризис в экономике и социально-политической сфере. Экономическое значение развития малых форм бизнеса велико в силу того, что они способны:

  • значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для беднейших слоев, составляющих большинство населения), с использованием местных источников сырья;
  • принимать активное участие в конверсии через подключение к сети кооперационных связей и использование высвобождающихся ресурсов;
  • приближать производство товаров и услуг к потребителю;
  • помогать выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов;
  • вовлекать в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного использования;
  • создавать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;
  • ускорять демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию структуры рыночных субъектов;
  • получать источники ощутимых бюджетных поступлений;
  • выступать позитивной альтернативой подпольному бизнесу, ликвидировать его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих индивидуальных производителей и различных форм их объединений;
  • вовлекать в производство (особенно в сфере услуг) такой резерв рабочей силы, который не может быть использован в крупном производстве из-за его технологических или иных особенностей (пенсионеров, учащихся, домохозяек, инвалидов, а также лиц, желающих получить дополнительный легальный доход);
  • более полно и эффективно использовать уникальные способности, знания и трудовые навыки отдельных граждан, для которых условия организации и оплаты труда на крупных предприятиях не стимулируют самоотдачи.
  • Именно такие возможности, по мнению многих ученых-экономистов, криминологов, социологов, ставят сферу малого предпринимательства на особое место в экономической деятельности государства.

    Отмечается также не менее важное социально-политическое значение развития малого предпринимательства. Такие выводы делаются из того, что малые предприятия служат основой развития “среднего” класса, выступающего в экономически развитых странах гарантом стабильности в обществе. В этой связи важно привести следующие данные. По классификации Н. М. Римашевской, богатые в России составляют 3-5% (с доходом свыше 3 тыс. долларов на 1 человека в месяц), состоятельные – 15% (с доходом 1 – 3 тыс. долларов в месяц на 1 человека), “середина” – (аналог среднего класса) – 20% (1 тыс. – 100 долл. в месяц на 1 человека), малообеспеченные – 20% (100 – 50 долл. в месяц на 1 человека), бедные – 40% (менее 50 долл. в месяц на 1 человека): в том числе “социальное дно” - 10-12%. Эти данные показывают, что средний класс как фундамент рыночных отношений фактически отсутствует3.

    Таким образом, развитие малого предпринимательства способно в значительной мере решать и проблему безработицы в государстве, которая является острейшей социальной проблемой, связанной с переходом к рыночным отношениям, безработица – резерв преступности. Это доказано всей историей человечества.

    Нельзя не отметить особо то, что малое предпринимательство дает возможность гражданам получать дополнительный заработок. Речь идет о вторичной занятости, а также о вовлечении в производство пенсионеров, учащихся, домохозяек, инвалидов. Малые предприятия используются как наиболее подходящая сфера для получения дополнительных легальных доходов гражданами от вторичной занятости, то есть от дополнительной трудовой деятельности в свободное от основной работы время. Будучи сугубо добровольной, “вторичная занятость” привлекает лишь тех, кто хочет на законных основаниях повысить уровень своей материальной обеспеченности. Если же такая возможность не предоставляется законом, они все равно будут стремиться реализовать ее, но уже в форме “подпольной” незаконной деятельности, наносящей не только значительный экономический, но и серьезный моральный ущерб.

    Очень важно, с позиций предупреждения организованной преступности, отметить то обстоятельство, что цивилизованное малое предпринимательство способно образовывать элемент позитивной альтернативы “мафиозной” экономике. Следует отметить, что одной из причин усиления теневой экономики и ее крайнего проявления ‑ экономической преступности ‑ в прошлом и было игнорирование, как в теории, так и на практике мелкого производства, в связи с чем в теневую экономику, различные противоправные формы извлечения доходов были вовлечены миллионы людей. Достаточно отметить, что в недалеком прошлом физическое лицо не имело возможности официально иметь в личной собственности, например, грузовой автомобиль, однако, это не всегда исключало возможность использования для извлечения личной прибыли большегрузные автомобили, принадлежащие государственным автотранспортным предприятиям. С таким предпринимательством ранее осуществлялась уголовно-правовая борьба. В ранее действовавшем уголовном законодательстве предусматривалась ответственность за частную предпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество.

    Для научно обоснованной выработки мер, способных оказать предупредительное воздействие на выявленные негативные явления (в большинстве случаев имеющих прямую связь с организованной преступностью), определенное значение имеют данные, полученные в ходе социологического исследования. Основным направлением предупредительного воздействия на преступность в сфере малого предпринимательства, по мнению представителей малых предприятий, должно стать предупреждение коррупции – признака организованной преступности.

    Характерной чертой коррумпированной преступности является ее высокая латентность. Экспертные оценки специалистами размеров выявленных случаев взяточничества по отношению к их фактическому уровню колеблются в пределах от 0,1 до 2%. По данным А. Н. Коржова, опросившего 200 руководителей коммерческих структур в Санкт-Петербурге, 98% опрошенных за период своей предпринимательской деятельности (от 1 года до 5 лет) прямо или косвенно сталкивались с вымогательством взятки со стороны должностных лиц; 96% предпринимателей указали, что были вынуждены давать взятки. Среди наиболее пораженных взяточничеством названы сферы деятельности таможенной службы, органов, осуществляющих регистрацию коммерческих структур и ведающих вопросами приватизации и управлением государственным имуществом, сдачи в аренду помещений, а также арбитражные суды4.

    О современном состоянии нормативного обеспечения защиты предпринимательства поговорим в следующем номере журнала.

    ________________

    1 Государственная политика и развитие малого предпринимательства в России: Концепция (проект) /2 Всероссийский съезд представителей малых предприятий. –М., 27-28 октября 1999г.

    2 Владимир Путин готов к диалогу с бизнесом// Бизнес для всех. №8 (300). 2000. апр.

    3 Римашевская Н.М. Социальные последствия экономической трансформации в России// Социологические исследования. 1997. №6. С.59-60.

    4 Проблемы борьбы с экономической преступностью и наркобизнесом при переходе к рынку: Материалы научно-практической конференции. Ч.1. –СПб. 1994. С 158.


    Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:27:56