Развитие инновационных форм производственной кооперации в системе формируемых региональных торговых сетей «КООП»

Лукьянов В.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (123), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лукьянов В.И. Развитие инновационных форм производственной кооперации в системе формируемых региональных торговых сетей «КООП» // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – С. 37-42.

Аннотация:
Важную роль в инновационном развитии потребительской кооперации России могут сыграть прогрессивные формы производственной кооперации, позитивно зарекомендовавшие себя в странах с развитой рыночной экономикой и активно внедряемые в различных отраслях отечественной экономики. К ним можно отнести: субконтрактинг, аутсорсинг, франчайзинг, субфранчайзинг, ставшие важным инструментом повышения конкурентоспособности производства и взаимодействия малого и крупного бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, торговые сети, крупный бизнес, взаимодействие малого и крупного бизнеса, производственная кооперация

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Важную роль в инновационном развитии потребительской кооперации России могут сыграть прогрессивные формы производственной кооперации, позитивно зарекомендовавшие в странах с развитой рыночной экономикой и активно внедряемые в различных отраслях отечественной экономики. К ним можно отнести: субконтрактинг, аутсорсинг, франчайзинг, субфранчайзинг, ставшие важным инструментом повышения конкурентоспособности производства и взаимодействия малого и крупного бизнеса.

В рамках формируемой региональной торговой сети потребительской кооперации конечной организацией по закупкам является оптово-распределительная база и её филиалы, имеющие договорные отношения по закупкам сельскохозяйственной продукции и сырья с межрайонными, районными, городскими и сельскими приёмозаготовительными пунктами (центрами субконтрактации), связанными договорами субконтракта с производителями (контракторами) определённой сельхозпродукции.

СубконтрактацияПо договору субконтракта производители сельскохозяйственной продукции обязуются передать выращенную (произведенную) ими продукцию и сырьё заготовителю (центру субконтрактации). На территории Российской Федерации субконтрактные отношения в сфере агропромышленного производства, в том числе и в системе потребительской кооперации до сих пор как форма производственной кооперации не нашли широкого применения. Однако заслуживает внимания и имеет потенциал развития механизм субконтрактации в создаваемых региональных торговых сетях потребительской кооперации.

АутсорсингС целью снижения издержек предприятия часто используют специализированные услуги внешних исполнителей. В результате сформировалась форма такой производственной кооперации, которую сегодня принято называть «аутсорсинг».На российском рынке с середины 90-х годов аутсорсинг позиционировался как продвижение информационных технологий и услуг сторонними организациями. В современном экономическом словаре [3, 29] содержится следующее определение: «аутсорсинг – передача традиционных неключевых функций организации внешним исполнителям – аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы». Эти фирмы-аутсорсеры иногда называются поставщиками аутсорсинга.Операционный аутсорсинг в формируемых торговых сетях потребительской кооперации как производственная кооперация востребован в логистическом процессе для обеспечения транспортировки продовольственных и непродовольственных товаров. Транспортные услуги сторонних организаций могут потребоваться в связи с тем, что российская потребительская кооперация в настоящее время не сможет обеспечить своим транспортом перевозки продукции по всей технологической цепочке торговой сети. Поэтому часть автотранспортных перевозок грузов в рамках единой торговой сети передаётся сторонним организациям – региональным автохозяйствам и индивидуальным частным автоперевозчикам.

При использовании аутсорсинга в системе региональной торговой сети потребительской кооперации возможны следующие основные конкурентные преимущества: ‑ повышение управляемости бизнес-процессов; ‑ сокращение расходов по внешним контрактам и их прогнозируемость; ‑ возможность концентрации ресурсов на стратегических направлениях; ‑ возможность доступа к новейшим технологиям;‑ передача сторонней компании ответственности за выполнение конкретных функций.

Франчайзинг и субфранчайзингС целью интегрирования в торговую сеть других независимых предприятий большое распространение за рубежом получила производственная кооперация, получившая название «франчайзинг». Франчайзинг – это смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера [3, с.433]. Следует также отметить такую форму производственной кооперации, как субфранчайзинг. При этом важно, что франчайзер («генеральный» франчайзер) предоставляет франчайзи право развивать сеть по франчайзингу от его имени на определённой территории, а собственным франчайзи предоставляет все те права, которые были даны ему «генеральным» франчайзером [4, с.187].В рамках создаваемых региональных торговых сетей в России под единым названием «КООП» можно использовать субфранчайзинг как одну из стратегий регионального развития. Торговые сети потребительской кооперации в плане товародвижения и управленческих функций имеют многоуровневый характер с развитой инфраструктурой сетевых и независимых торговых организаций и для расширения деятельности сетевой торговли целесообразно использовать франчайзинговую и субфранчайзинговую форму производственной кооперации (рис. 2).Организатор субфранчайзинговой сети сбыта франчайзер – крупное предприятие торговой сети потребительской кооперации, владеющее торговой маркой «КООП», предоставляет другому предприятию, входящему в франчайзинговую сеть, право на ведение дела под его торговой маркой, а также позволяет ему использовать свой фирменный дизайн, маркетинговые технологии и определённый набор товаров и услуг. Кроме того, с целью расширения бизнеса такому предприятию может передаваться право на заключение субфранчайзинговых договоров с другими независимыми торговыми предприятиями региона. Для франчайзи схема сотрудничества по франчайзингу (субфранчайзингу) существенно снижает предпринимательский риск и ускоряет окупаемость капиталовложений. Оставаясь хозяином своего торгового предприятия, франчайзи получает возможность работать под хорошо известной, раскрученной вывеской и выходит на рынок с определённым преимуществом перед конкурентами, лишёнными такой возможности.Изложенное позволяет сделать следующие выводы: — в сответствии с реформированием торговли в потребительской кооперации Российской Федерации в логистическом процессе создаваемых региональных торговых сетей следует шире применять прогрессивные инновационные формы производственной кооперации (субконтактинг, аутсорсинг, франчайзинг, субфранчайзинг);— использование представленных моделей в торговых сетях потребительской кооперации России способно повысить их конкурентные преимущества.


Источники:

1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года
2. Реген В., Ткаченко Е.А. Управление комплексным развитием пред- приятия. СПб.: Издательство Вернера Регена, 2006. – 256 с.
3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный эко-
номический словарь.– 4-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2005.-480 с.
4. Розничные торговые сети: стратегия, экономика и управление: учеб- ное пособие / кол. авторов: под ред. А.А.Есютина и Е.В. Карповой. – М.:
КНОРУС, 2007. – 424 с.

Страница обновлена: 19.04.2024 в 19:34:24