Формирование маркетинговой стратегии экономического развития закрытого города

Редюшев А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Редюшев А.А. Формирование маркетинговой стратегии экономического развития закрытого города // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 113-117.

Аннотация:
Развитие городов в значительной степени зависит от способности менеджеров эффективно использовать имеющиеся ресурсы и особенности территории. Сегодня при отсутствии четкой государственной политики в отношении закрытых административно- территориальных образований (ЗАТО) на фоне перемен, связанных с болезненным включением предприятий ядерно-оружейного комплекса в рынок, этот вопрос постоянно обостряется.

Ключевые слова: город, маркетинговая стратегия, стратегия экономического развития, закрытые административно-территориальные образования, ядерно-оружейный комплекс

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Развитие городов в значительной степени зависит от способности менеджеров эффективно использовать имеющиеся ресурсы и особенности территории. Сегодня при отсутствии четкой государственной политики в отношении закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) на фоне перемен, связанных с болезненным включением предприятий ядерно-оружейного комплекса в рынок, этот вопрос постоянно обостряется.

Можно предположить дальнейшую судьбу ЗАТО в нескольких вариантах:

— полное исчезновение, превращение ЗАТО в обычный открытый город;

— сохранение существующего статуса с целью обеспечения безопасности страны;

— как вариант опережающей стратегической безопасности — развитие и укрепление позиций ЗАТО с целью создания новейших образцов ядерного и неядерного вооружения.

В последнем варианте безусловна необходимость сохранения закрытости городов на фоне значительного повышения качества жизни жителей ЗАТО.

Преимущества ЗАТО стали сомнительными…

В управлении сложными экономическими системами все чаще рассматриваются подходы к территориям как к объектам маркетинга, одной из задач которого является обеспечение качественно новой жизни. Насколько эти положения применимы к ЗАТО?

Понятие «маркетинг территории» следует рассматривать, прежде всего, как необходимость признания её слабых сторон и разработки путей преобразования среды в целом. Одним из основных средств обеспечения экономического роста в нынешних условиях является приток инвестиций, что при закрытости городов весьма проблематично.

Вторым средством является привлечение молодого населения в ЗАТО, рост конкурентоспособности территории. Характерной ее чертой может стать задача обслуживания не только экономически выгодных, но и затратных социально значимых сегментов рынка за счет прибыльных.

Для реализации своей целевой ориентации маркетинг территорий ЗАТО должен преследовать цели:

— совершенствования имиджа территории, ее деловой и социальной конкурентоспособности,

— расширения участия в международных, федеральных, региональных программах,

— привлечения государственных и других внешних заказов, инвестиций,

— стимулирования приобретения собственных ресурсов территории за её пределами в её интересах.

…ресурсы практически исчерпаны,…

Каковы имеющиеся ресурсы ЗАТО? Ранее имевшиеся особенности практически исчерпаны:

— фиаско «оффшорной» зоны;

— проблема «буксующей» конверсии и диверсификации оборонных предприятий;

— отсутствие рынка труда для высвобождающихся с предприятий ядерно-оружейного комплекса специалистов;

— отток молодежи и старение кадров;

— постепенное выравнивание доходной части бюджета ЗАТО с открытыми муниципальными образованиями;

— неиспользование возможностей ЗАТО на внутреннем и внешнем рынках.

Все это приводит к невозможности саморазвития закрытых территорий в рыночных условиях.

…но подумаем об улучшении жизни сограждан,…

Применение технологии маркетинга территории – один из путей к разрешению создавшегося комплекса социально-экономических проблем.

Повышению имиджа ЗАТО препятствуют следующие факторы:

— недостаточное использование финансовых ресурсов хорошо обеспеченного населения;

— недооценка населением ЗАТО преимуществ своих территорий;

— продолжающее оставаться негативным и недоверительным отношение соседних населенных пунктов;

— скудость информации о градообразующих и иных предприятиях;

— отсутствие консолидации усилий всех ЗАТО РФ;

— недооценка культурно-исторического ресурса и др.

Следовательно, ряд задач, направленных на достижение цели, выполним при небольших и консолидированных усилиях администраций ЗАТО и ассоциации закрытых городов. На начальном этапе маркетинг территории должен быть направлен на использование и развитие уже существующих преимуществ. Среди «потребителей территории» надо постоянно видеть далеко не только иностранцев, но и, прежде всего, собственное население и предпринимательские круги. Постепенное улучшение их самочувствия — гарантия дальнейшего развития.

Маркетинг территории ЗАТО Сарова находится на низком уровне (табл. 1). И это несмотря на имеющийся потенциал в сфере кадров, достаточно высокое качество жизни, историко-культурный потенциал, современные наукоемкие и информационные технологии и мн. др.

Таблица 1

Характеристика предпосылок для осуществления маркетинга территории ЗАТО Сарова [1]

Компонент развития маркетинга территории
Характеристика компонента
Оценка экспертов
1.Территориальный продукт (ассортимент, количество и качество ресурсов территории, востребуемых ее потребителями):


Географическое положение
Удаленность от областного центра, крупных городов
2
Население (персонал)
Сосредоточение научных и инженерно-технических кадров
9
Качество жизни
Выше уровня областного города
8
Инфраструктура
Недостаточна для высокого имиджа территории
6
Историко-культурный аспект
Высок
10
Сырьевые ресурсы
Саровская вода
2
Уровень деловой активности
Недостаточно высок
5
Доступ к «дешевым» деньгам
Низок
2
Уровень развития сферы поддержки бизнеса
Низок
3
Рекламный рынок
Недостаточно развит
4
Аудит
Имеет место
5
public relations
Недостаточны для высокого имиджа территории
5
2. Цена территориального продукта (затраты, которые несут потребители территории):


2.1. Стоимость жизни
Средний уровень
7
2.2. Уровень доходов и социальных льгот
Высокий
8
2.3. Стоимость конкретных товаров и услуг на территории
Выше среднего
3
2.4. Величина суточных карманных расходов
Средняя
6
2.5.Для корпоративных потребителей на предварительном этапе:


2.5.1.Транспортные расходы
Выше средних
3
2.5.2.Время и усилия, нужные для получения необходимой информации
Продолжительное
3
2.5.3. Стоимость проекта в части стройматериалов и оборудования
Выше среднего
3
2.5.4. Подготовка площадки, строительство
Средняя
3
2.6. Налоговые льготы и освобождения
Ниже других территорий
2
2.7. Правила раздела продукции и вывоза прибыли
Не сформированы
1
2.8. Степень комфортности пребывания компании в городе
Выше средней
7
3.Размещение, распределение территориального продукта:


3.1. Материальных ресурсов
На среднем уровне
6
3.2. Кадров
На среднем уровне
6
3.3.Потребителей
На среднем уровне
6
3.4.Высокоинтеллектуального потенциала
На высоком уровне
9
3.5.Современных информационных технологий
На высоком уровне
9
3.6. Сетевых и виртуальных организационных структур
На высоком уровне
8
4. Продвижение территории:
На низком уровне
3
4.1.Рекламная и PR-кампании, включая определение адресатов и каналов продвижения информации, ее оптимальных форм, носителей, объемов, временных режимов предъявления
На среднем уровне
4
4.2. Маркетинг имиджа
На среднем уровне
4
4.3. Маркетинг притягательности
Ниже среднего уровня
3
4.4. Маркетинг инфраструктуры
Ниже среднего уровня
4
4.5. Маркетинг населения, персонала.
Высокий
8

…и маркетинговый механизм сформируется сам собой

Основными элементами маркетингового механизма управления развитием ЗАТО могли бы стать следующие:

— формирование маркетинговой стратегии, являющейся составной частью общей стратегии экономического развития ЗАТО;

— маркетинговая поддержка уже существующих предприятий;

— привлечение новых предприятий в ЗАТО;

— формирование современного имиджа закрытого города;

— продвижение нового имиджа закрытого города;

— совершенствование внутренней городской среды.


Источники:

1. Анимица Е.Г., Власова Н.Ю., Дворядкина Е.Б. и др. Закрытые атомные города России (особенности развития и управления). – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2002. – 186 с.

2. Комаров А.Е. Управление развитием закрытого административно-территориального образования с использованием маркетингового механизма. Автореф. дисс. канд. экон. наук. Екатеринбург, 2006. – 24 с.

3. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. – СПб.: Питер, 2006. – 416 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:39:36