Организационно-экономические условия пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Крючков А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Крючков А.В. Организационно-экономические условия пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 39-44.

Аннотация:
В настоящее время в России наблюдается увеличение таких негативных социальных явлений, как бедность, преступность, депопуляция, вынужденная миграция, наркомания и т.п. Очевидна необходимость осмысления природы этих факторов и позитивного изменения создавшегося положения силами государства и общества. Один из путей – совершенствование пенсионной системы.

Ключевые слова: пенсионная система, социальная политика, пенсионное обеспечение, пенсионный фонд

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время в России наблюдается увеличение таких негативных социальных явлений, как бедность, преступность, депопуляция [1], вынужденная миграция, наркомания и т.п. Очевидна необходимость осмысления природы этих факторов и позитивного изменения создавшегося положения силами государства и общества. Один из путей – совершенствование пенсионной системы.

В чем причина нашей бедности?

Центральным элементом социальной защиты населения является система пенсионного обеспечения. В настоящий момент низкий уровень пенсий стал одной из главных причин высокого уровня бедности жителей нашей страны. В начале 90-х годов более 30% населения находилось за чертой бедности. В условиях экономического роста доля людей с уровнем доходов ниже прожиточного минимума снижалась с 28,9% в 2000 г. до 15,8% в 2005 г., что само по себе является чрезвычайно высоким показателем для страны с развивающейся экономикой.

Невысокий уровень пенсий

В связи с необходимостью создания материальной базы государственных гарантий в области пенсионного обеспечения обоснована необходимость установления минимального совокупного размера базовой и страховой частей пенсии на уровне не менее 50% от текущего размера средней заработной платы в Российской Федерации. За последние пять лет средняя сумма назначенных месячных пенсий составила 28% от среднемесячного размера заработной платы в стране.

До настоящего времени уровень минимальной пенсии приравнивался к размеру прожиточного минимума. В условиях переходного периода от накопительного к накопительно-распределительному принципу функционирования пенсионной системы сложилась ситуация, когда пенсионеры и те, кто выйдет на пенсию в ближайшие годы, не могут испытать на себе позитивного эффекта накопительной части пенсии. В тоже время выплачиваемые им пенсии не достаточны для удовлетворения их основных социальных потребностей: оплаты продуктов питания, жилья, получения качественных медицинских услуг и т.п. Усугубляет ситуацию высокий показатель инфляции в стране, за последние четыре года составивший в среднем 10,9% в год. По предварительным прогнозам в 2008 году он превысит 12%. В этой связи следует обратить внимание, что в соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения", Европейский кодекс социального обеспечения определяет минимальный размер пенсии в размере 40% от заработной платы.

Но есть идея: переложить налоговую нагрузку на будущих пенсионеров, …

Из-за чрезмерного налогового бремени, лежащего на работодателях по уплате страховых взносов в фонды обязательного социального страхования и низким уровнем государственных гарантий обеспечения населения предлагается переложить часть налоговой нагрузки по уплате страховой части пенсии с работодателей на работников. В частности, можно постепенно снизить единый социальный налог (ЕСН), уплачиваемый работодателем, с 26% до 20%, одновременно с возложением на работников обязанности по уплате взносов в Пенсионный Фонд России (ПФР) частей страховой и накопительной пенсии в течение пяти лет в следующем порядке. Лиц старше 1966 года рождения обязать выплачивать 6% от фонда оплаты труда (ФОТ) в ПФР в качестве страховой части пенсии. Лиц моложе 1967 года (включительно) обязать выплачивать 6% от фонда оплаты труда (ФОТ) в ПФР в качестве накопительной части пенсии. В остальном структуру ЕСН оставить без изменения.

…пусть выходят из тени и не экономят на налогах!

По нашему мнению, реализация предложенных мер, с одной стороны, позволит частично снять налоговую нагрузку с предприятий, сделав их более конкурентоспособными, а с другой стороны – вынудит граждан более ответственно относиться к формированию своей будущей пенсии. Другим положительным эффектом от введения предложенной меры станет стимулирование работников по выводу из тени получаемых заработных плат, т.к. уровень достатка на пенсии будет напрямую зависеть от размера доходов, получаемых в трудоспособный период жизни.

В подавляющем большинстве развитых стран финансовая нагрузка по уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение разделена между работодателем и работниками в соотношении 50%/50%. Например, ставка страховых взносов между работниками и работодателями в США разделена в соотношении 6,2%/6.2% соответственно, в Великобритании – 11,8%/10%, в Германии 9,55%/9,55%.

В России продолжается процесс старения населения: в 90-е годы доля населения 60 лет и старше достигла 16,8%, а в 2005 г. 17,3% от общего числа населения. По состоянию на 2006 г. в России насчитывалось более 38 млн. пенсионеров, и на одного пенсионера приходится 1,75 чел. работающих. В условиях естественной убыли населения, при которой ежегодные показатели смертности превышают показатели рождаемости, положение с ростом общего числа пенсионеров на работающих граждан России становится катастрофическим.

Другой шаг – увеличить возраст выхода на пенсию…

В условиях высоких показателей демографической старости населения целесообразно поэтапно увеличить возраст выхода на пенсию граждан для придания финансовой устойчивости пенсионной системы в будущем. Предлагается в течение семи лет постепенно уравнять период выхода на пенсию у мужчин и женщин, то есть для тех и других установить один возраст – 60 лет, а в течение следующих пяти лет увеличить возраст выхода на пенсию до 63 лет как для мужчин, так и для женщин.

Увеличение порога выхода на пенсию граждан – это решение подавляющего большинства развитых стран, средний возраст выхода на пенсию в которых превышает 65 лет. В то же время средняя продолжительность жизни с учетом коэффициентов дожития мужчин и женщин в Российской Федерации достигших пенсионного возраста превышает 75 лет.

Мы считаем необходимым систематически и регулярно информировать граждан Российской Федерации в доступной и понятной форме по средствам СМИ обо всех изменениях законодательства и иных событиях, связанных с происходящей в стране пенсионной реформой. Целесообразно также извещать граждан о состоянии накопительной части их пенсий не реже двух раз в год, организовать их информирование о размерах накопительной и страховой частей их пенсии через Интернет.

В случае реализации вышеуказанных мер, по нашему мнению, возможно увеличение денежных средств под управлением негосударственных управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов с нынешних 7% до 30% в 2015 г.

… и смелее инвестировать пенсионные накопления в экономику

Обоснована необходимость расширить перечень финансовых инструментов для инвестирования средств накопительной части трудовой пенсии негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями с целью диверсификации систематических рисков. В частности предлагается сформировать перечень российских и иностранных организаций и государств с инвестиционным рейтингом, в ценные бумаги которых российским негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям будет разрешено инвестировать пенсионные накопления на долгосрочной основе.

Вместе с тем доказана необходимость повысить профессиональные требования, предъявляемые к сотрудникам негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. Важным является прохождение обязательной сертификации сотрудниками негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний в ФКЦБ [2], а также FSA [3] и SEC [4].

По нашему мнению, аккумуляция значительных финансовых средств в руках негосударственных управляющих компаний и последующее их размещение на долгосрочной основе в реальном секторе экономики станет катализатором становления отечественной экономики на инновационных путь развития. Финансовые ресурсы, вложенные в основные средства компаний таких секторов экономики, как сельское хозяйство, машиностроение, информационные технологии, недвижимость и т.п., принесут больше дивидендов, чем слишком осторожная стратегия инвестиций, применяемая в настоящее время Внешэкономбанком — действующей государственной управляющей компанией.

В условиях перехода от распределительной к накопительно-распределительной пенсионной системе в России формируются первостепенные задачи, стоящие перед государством и обществом: борьба с бедностью, ростом безработицы, а также продолжающимся старением населения. Современный этап реформирования пенсионной системы нуждается в совершенствовании в соответствии с актуальными требованиями общества.


Источники:

1. Егоров Е.В. Социальное страхование. – М.: Издательский дом «Экономист», 2008. – 205 с.

2. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика Социального страхования: курс лекций. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2005.

3. Соловьев А.К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2003.

4. Орлов-Карба П.А. Все о пенсионной реформе в России: монография. – М.: Изд-во «Гардарики», 2005.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:22:37