Региональные инновационные центры как инструмент инвестиционной политики

Дриго М.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (119), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Дриго М.Ф. Региональные инновационные центры как инструмент инвестиционной политики // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 106-109.

Аннотация:
Инновации, научно-технический прогресс и усиление интенсификации народного хозяйства становятся неотъемлемыми составляющими устойчивого экономического роста. Лишь инновационным системам присуща способность быть конкурентоспособными и эффективно развиваться в рыночной среде. В равной степени это положение относится как к предприятиям и организациям, так и к более сложным институтам, к числу которых принадлежат региональные социально-экономические системы.

Ключевые слова: инвестиционная политика, инновационные центры

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Инновации, научно-технический прогресс и усиление интенсификации народного хозяйства становятся неотъемлемыми составляющими устойчивого экономического роста. Лишь инновационным системам присуща способность быть конкурентоспособными и эффективно развиваться в рыночной среде. В равной степени это положение относится как к предприятиям и организациям, так и к более сложным институтам, к числу которых принадлежат региональные социально-экономические системы.

В современных условиях региональные социально-экономические системы вынуждены постоянно совершенствоваться. Они должны вносить адекватные вызовам времени изменения в систему управления, проводимую экономическую, социальную и экологическую политику. При этом необходимо сохранять, формировать и развивать свои конкурентные преимущества в целях повышения качества жизни населения.

Осуществление нововведений неразрывно связано с эффективным использованием инновационного потенциала. При его наличии социально-экономическая система может достигать более высокого уровня и характеризуется ростом творческих способностей и готовностью к инновационному развитию.

Региональные инновационные центры (РИЦ)

Как показывает анализ зарубежного опыта, одним из наиболее эффективных направлений в области активизации научно-технической деятельности отдельных предприятий и региональных социально-экономических систем является организация региональных инновационных центров. Они создаются на принципах государственно-частного партнерства в форме софинансирования новшеств.

Основной целью деятельности РИЦ является создание благоприятных условий для повышения инновационности всех субъектов рынка инноваций, и в первую очередь основного субъекта – населения. На начальных этапах такое партнёрство может иметь сетевую структуру. В ее рамках центральные органы управления осуществляют функции информационно-координирующего центра. Филиалы, в свою очередь, охватывают муниципальные образования региона. Они реализуют задачу содействия максимальному использованию инноваций как динамической, так и статической составляющих инновационного потенциала предприятий и населения, занятого в рыночном и нерыночном секторах экономики.

Предлагаемая схема функционирования РИЦ, призванного обеспечивать удовлетворение спроса и реализацию предложения на рынке инноваций, представлена на рис.1.

Задачи, решаемые РИЦ

В отличие от существующих в некоторых субъектах Российской Федерации центров трансфера инноваций, обеспечивающих, в основном, внедрение новшеств в производство в форме создаваемого бизнеса, важнейшими задачами РИЦ должны стать:

‑ выявление существующих новшеств,

‑ сбор запросов на разработку новшеств от потенциальных инвесторов,

‑ сосредоточение информации о них в банке данных,

‑ приобретение прав на созданную и создаваемую интеллектуальную собственность.

Рис.1 Схема функционирования регионального инновационного центра

Предполагается, что РИЦ должен принимать непосредственное участие в доведении идей и новшеств до уровня технологий, осуществлять их юридическую защиту. Кроме того, центру необходимо находить стратегических партнеров для внедрения крупных идей, стимулировать предприятия и население к инновационной деятельности.

Финансовая основа

Финансовую основу функционирования РИЦ должны составить взносы учредителей в уставный фонд центра, создаваемого в форме открытого акционерного общества с участием представителей органов государственного и муниципального управления. В дальнейшем финансирование деятельности партнерства может осуществляться за счет:

— использования кредитов,

‑ государственной поддержки в виде грантов и субвенций на содействие малым инновационным предприятиям,

‑ поддержки так называемых «бизнес-ангелов», готовых вкладывать деньги в инновационные разработки малых инновационных предприятий на начальных стадиях.

Весьма существенным и устойчивым источником финансовых поступлений может стать также целевое финансирование за счёт эмиссии акций и облигаций центра как среди предпринимателей, так и среди населения региона. Успех распространения корпоративных ценных бумаг, эмитируемых РИЦ должна обеспечить эффективная маркетинговая программа продвижения инновационной стратегии развития, отвечающая интересам бизнеса и населения.

По глубокому убеждению автора, создание региональных инновационных центров будет способствовать привлечению инвестиций в инновационную сферу. Это вызовет дополнительный эффект в результате повышения инновационной активности и заинтересованности субъектов хозяйствования в реализации проектов, а также в эффективном использовании вложенных инвестиционных ресурсов.

Идея создания РИЦ должна быть, в первую очередь, поддержана руководителями региональных органов власти. В этом случае представляется оправданным запуск нескольких «пилотных проектов» одновременно в нескольких субъектах Российской Федерации. В случае подтверждения эффективности выдвинутой идеи имеет смысл распространить положительный опыт РИЦ с перспективой выхода на формирование межрегиональной сети центров.


Источники:

1. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. – М:. Прогресс, 2005. – 433 с.

2. Уотерман Р. Фактор обновления. – М.: Изд-во Академии государственной службы, 2005. – 486 с.

3. Мировая практика формирования научно-технической политики. / Под ред. Е.П. Бетухина. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 388 с.

4. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм). / Под ред. И.Е. Рудаковой. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 296 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:41