Экономическая эффективность системы управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения

Чаусова Ю.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (119), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Чаусова Ю.С. Экономическая эффективность системы управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 101-105.

Аннотация:
Современный рынок образовательных услуг характеризуется усилением конкуренции, на которое повлияло множество факторов. Это, например, появление и рост численности негосударственных вузов, появление зарубежных конкурентов и повышение уровня требований к качеству образования в связи с вхождением России в европейское образовательное пространство. Кроме того, усложнение ситуации на рынке для государственных вузов сопровождается глубоким демографическим спадом, что еще больше снизит спрос на их услуги в ближайшем будущем.

Ключевые слова: конкурентоспособность, образовательные услуги, вуз, рынок образовательных услуг, высшее учебное заведение

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современный рынок образовательных услуг характеризуется усилением конкуренции, на которое повлияло множество факторов. Это, например, появление и рост численности негосударственных вузов, появление зарубежных конкурентов и повышение уровня требований к качеству образования в связи с вхождением России в европейское образовательное пространство. Кроме того, усложнение ситуации на рынке для государственных вузов сопровождается глубоким демографическим спадом, что еще больше снизит спрос на их услуги в ближайшем будущем.

Для обеспечения экономической устойчивости вуза в постоянно изменяющихся условиях руководство должно непрерывно отслеживать состояние рынка образовательных услуг, оценивая свое положение на этом рынке. Появление многочисленных негосударственных институтов придает этой проблеме еще большую актуальность. Образование стало одной из сфер бизнеса, что привело к острой конкуренции в системе высшей школы.

Для решения задач адаптации, выживания и развития в рыночных условиях у вузов появилась потребность в расширенном анализе своей деятельности и сферы образовательных услуг. В нестабильной конкурентной среде основной стала задача создания и сохранения экономической устойчивости вуза в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Но отсутствие инструментария для оценки эффективности управления конкурентоспособностью (ЭУК) поставило вузы в ситуацию неопределенности.

Формула конкурентоспособности

Конкурентоспособность вуза определяется качеством образования, оказываемых образовательных услуг, эффективностью маркетинговой деятельности, эффективностью управления финансовым, инвестиционным и трудовым потенциалом. Поэтому общая ЭУК высшего учебного заведения является интегральной оценкой эффективности управления вышеназванными потенциалами (рис. 1).

Экономическая ЭУК вуза можно оценить по формуле:

Эк=(Эоумаркфин+ Этрудинвкач.обр.)х100%,

где Эк – эффективность управления конкурентоспособностью вуза;

Эоу – эффективность управления конкурентоспособностью образовательной услуги;

Эмарк– эффективность управления маркетинговой деятельностью вуза;

Эфин – эффективность управления финансовым потенциалом вуза;

Этруд – эффективность управления трудовым потенциалом вуза;

Эинв – эффективность управления инвестиционной деятельностью вуза;

Экач.обр. – эффективность управления качеством образования в вузе.

Рис. 1. Показатели экономической эффективности управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения.

Данные составляющие ЭУК оцениваются как отношение изменения интегрального показателя конкурентоспособности по каждому частному модулю в каждом последующем периоде по сравнению с предыдущим к значению интегрального показателя в предыдущем периоде. Показатели конкурентоспособности в исследовании рассчитывались на основе фактических значений финансово-хозяйственной деятельности вуза в сочетании с экспертными оценками, полученными в результате проведенного анкетного опроса.

В нашем исследовании проведена оценка экономической ЭУК Стерлитамакской государственной педагогической академии. В 2003 г. по сравнению с 2002 г. изменились показатели:

‑ балльной оценки процента докторов наук и (или) профессоров (это вызвано увеличением числа докторов наук и профессоров на 5 чел.),

‑ балльной оценки среднегодового объема финансирования научных исследований за год (что было вызвано увеличением выполненного объема научно-исследовательских работ на 878,7 тыс. рублей). Это повысило эффективность управления конкурентоспособностью вуза на 1,43%.

Повышение ЭУК

В 2004 г. по сравнению с 2003 г. увеличение ЭУК составило 1,41% за счет роста числа отраслей науки по специальностям научных работников (аспирантуры) и повышения среднегодового числа защит диссертаций с 0 до 14. В 2005 г. по сравнению с 2004 г. данный показатель вырос на 1,39%. Это стало возможным за счет увеличения издания числа монографий с 12 до 26 единиц, роста числа отраслей науки на 2, повышения численности профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и званиями на 39 чел. Однако в этот период наблюдалось снижение среднегодового числа защит диссертаций с 14 до 6. В целом изменение общей эффективности управления конкурентоспособностью академии было положительным.

В 2006 г. по сравнению с 2005 г. изменения ЭУК не наблюдалось, что негативно характеризует правильность проводимой конкурентной политики вуза.

Эффективность управления конкурентоспособностью вуза определяется улучшением позиций на рынке, повышением основных параметров конкурентоспособности. Общая ЭУК вуза является совокупной характеристикой эффективности управления основными модулями конкурентоспособности. К ним относятся:

‑ управление качеством образования,

‑ конкурентоспособность образовательных услуг,

‑ эффективность маркетинговой деятельности,

‑ эффективность управления финансовым, инвестиционным и трудовым потенциалом.

По каждому модулю определяется процентное изменение составляющих его показателей за конкретный период времени, выраженных в баллах. Путем суммирования этих изменений оценивается степень прироста (снижения) интегрального показателя конкурентоспособности. Данная методика позволяет выявить факторы, повлиявшие на показатель ЭУК вуза за отчетный период и разработать мероприятия по повышению результативности функционирования по конкретным направлениям.

Таким образом, внедрение разработок, полученных на основе оценки ЭУК, позволит:

‑ объективно оценить конкурентные преимущества и недостатки вуза,

‑ обосновать основные направления и разработать эффективную конкурентную стратегию развития вуза на рынке образовательных услуг региона,

‑ осуществить прогнозирование конкурентного положения на будущие периоды,

‑ повысить эффективность использования ресурсов вуза,

‑ стать полноценным участником конкурентной борьбы.


Источники:

1. Гельмановский М. Конкурентоспособность: микро-, мезо- и макроуровни. Вопросы методологии. // Высшее образование в России. – 2006. ‑ №10. – с. 32-40.

2. Лазарев В.А., Мохначев С.А. Конкурентоспособность вуза как объект управления. – М.: Пригородные вести, 2003. – с. 71.

3. Нечаев В. Опыт построения рейтинговых показателей вузов. // Высшее образование в России, 2006, №2, с. 82-90.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 09:33:44