Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2000

Системы вознаграждения партнеров по бизнесу

Фицгиббон Дэниел , Специалист по коммерческому праву ABA CEELI (Американская Ассоциация Юристов, Программа правовых инициатив для стран Центральной и Восточной Европы), Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Как правило, юридические фирмы в США имеют форму товариществ, в которых партнеры, являясь владельцами, имеют право на участие в распределении чистой прибыли, полученной за год.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Фицгиббон Д. Системы вознаграждения партнеров по бизнесу // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 1. – С. 65-70.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Как правило, юридические фирмы в США имеют форму товариществ, в которых партнеры являясь владельцами, имеют право на участие в распределении чистой прибыли, полученной за год. Напомним, чистая прибыль - это сумма превышения дохода, полученного фирмой, над расходами, из которой производится выплата зарплаты, арендной платы и других издержек. Партнеры - совладельцы фирмы зарплату не получают. Вместо этого им принадлежат установленные доли в чистой прибыли фирмы. Важной и нередко спорной проблемой является система распределения этой чистой прибыли.

Некоторые фирмы организованы по принципу профессиональных корпораций. Партнеры, одновременно являясь держателями акций и сотрудниками фирмы, имеют низкую (базовую) зарплату, которая иногда одинакова для всех. Поэтому распределение чистой прибыли между акционерами после выплаты "базовых" зарплат, которое, как правило, осуществляется через использование системы “бонусов” становится проблемой. Концепции и системы распределения чистой прибыли схожи с системами, используемыми в товариществах, поэтому за основу возьмем модель товарищества.

 Описание приведенных ниже методов разделения прибылей фирмы взято из статьи Уильяма Д. Майера “Частная Юридическая Практика” (СEELI 1992), бывшего специалиста ABA CEELI в Болгарии. Это информативное, глубокое и полезное объяснение, которое так же актуально сегодня, как и восемь лет назад.

Распределение прибыли

Наиболее трудным аспектом создания и осуществления деятельности любой юридической фирмы является выработка схемы распределения полученной прибыли. Соглашение, регулирующее данный процесс, в США называется планом компенсации.

Сегодня многие фирмы не создаются только потому, что их отцы-основатели не могут прийти к согласию по данному вопросу, а многие функционирующие фирмы распадаются из-за того, что некоторые члены фирмы недовольны распределением прибыли. Вопросом первостепенной важности в организации юридической фирмы является выработка такого плана компенсации, который устраивал бы всех работающих на фирме адвокатов.

Единого, идеального решения проблемы не существует, т.к. все юридические фирмы отличаются друг от друга, имея свой особый состав адвокатов с разными способностями, надежами на будущее и личными намерениями. Для того, чтобы быть эффективным, любой план компенсации должен учитывать особенности каждой конкретной фирмы.

За последние 200 лет в США был разработан ряд общих принципов и альтернативных подходов к решению этого вопроса. Некоторые из них могут быть полезны и для российских адвокатов, интересующихся данной проблемой.

Конфедерация или ассоциация

Для любой юридической фирмы США основным вопросом, существенно влияющим на план компенсации, является то, как адвокаты будут осуществлять свою совместную деятельность. И хотя на практике каждая юридическая фирма рождает свою особую неповторимую “культуру”, целесообразно изучить две различные организационные модели: конфедерацию и ассоциацию (команду).

Конфедерация. В конфедерации каждый адвокат развивает отношения только со своими клиентами. Адвокаты одной фирмы в борьбе за заказчиков могут конкурировать и соперничать между собой. Они редко оказывают помощь друг другу или выходят на уровень сотрудничества. Такая юридическая фирма чаще всего построена на договоренности о совместном пользовании офисом. Она существует главным образом для того, что способствовать деятельности каждого отдельного адвоката.

Некоторые адвокаты предпочитают конфедерацию, ибо это позволяет им сохранять независимость и продвигаться к достижению своих собственных целей. Вместе с тем конфедерация обнаруживает очевидные недостатки:

1. Трудно разработать и внедрить единую стратегию развития фирмы.

2. Мало внимания уделяется таким важным вопросам, как специализация, обучение, контроль за качеством и эффективность использования ресурсов. Порой они просто игнорируются.

В силу этих причин юридические фирмы, функционирующие в форме конфедерации, принимают планы компенсации, основанные на производительности труда адвокатов и источниках, поступающих от клиентуры.

Ассоциация (команда). В юридической фирме, придерживающейся модели "команды", юристы стремятся выступать как одно лицо, а не как набор индивидуальностей. Каждый адвокат стремится к специализации в той или иной области. Заказчики рассматриваются как клиенты фирмы, а не как клиенты конкретного адвоката. Когда у заказчика возникает проблема, его направляют к тому юристу, который лучше всех может справиться с его делом.

Данный подход требует от адвокатов подчинения их личных устремлений идее о том, что коллективное обслуживание клиента приносит лучший результат. Состязательность претворяется в конкуренцию фирм, а не в конкуренцию отдельных адвокатов внутри фирмы.

Создавая свой план компенсации, фирмы, работающие по типу ассоциации, обычно не применяют строгих статистических формул, основанных на результатах труда или привлечения клиентов. Вместо этого они принимают план компенсации, основанный на принципах старшинства и равенства среди равных.

Факторы, учитываемые при разработке плана компенсации

При создании плана компенсации следует учитывать несколько факторов. В зависимости от типа фирмы и личностных качеств сотрудников этим факторам придается различное значение. Они включают в себя следующие элементы:

1. Полученные гонорары. Так как любая юридическая фирма – это деловая организация, существующая для того, чтобы обеспечивать доход ее учредителям, при разработке планов компенсации, как правило, большое значение придают объему гонораров, полученных каждым юристом фирмы.

2. Отработанные часы. В качестве важного критерия распределения прибыли часто рассматривается количество часов, отработанных каждым юристом. В основном сумма полученного гонорара прямо пропорциональна количеству отработанных часов. Однако в ряде случаев адвокат тратит много времени на выполнение работ, которые не оплачиваются по тем или иным причинам. Сюда можно отнести:

  • услуги клиентам, которые не оплатили счетов;
  • бесплатное юридическое обслуживание неимущих, а также благотворительная деятельность;
  • деятельность от имени адвокатуры или профессиональных организаций.

Несмотря на то, что такая работа не дает непосредственной экономической выгоды, многие фирмы признают, что ее выполнение входит в круг профессиональных обязанностей юриста. Время, затраченное на осуществление такой деятельности, как правило, учитывается в компенсационном плане.

3. Источник клиентов. Для того, чтобы фирма существовала, ей необходимы клиенты, обеспечивающие доход в форме гонораров. Поэтому жизненно важным для фирмы является участие в ней таких адвокатов, которые способны расширять ее клиентуру. К сожалению, этот фактор трудно поддается измерению. Многие фирмы пытаются создавать системы учета, которые позволяют выделять из общей массы доходы, полученные от конкретных клиентов, и отчислять требуемую часть адвокату, который привлек этих клиентов. Другие юридические фирмы считают источник клиентуры не столь значительным фактором и более субъективно оценивают вклад каждого адвоката в этой области.

4. Знания и опыт. Еще одним трудно измеряемым фактором являются знания и опыт. Юридические фирмы заинтересованы в том, чтобы все заинтересованные лица: клиенты, другие адвокаты и судьи знали, что один или несколько членов фирмы являются крупными специалистами в конкретных областях. Даже если такой адвокат не обслуживает клиентов непосредственно, его присутствие в качестве эксперта может помочь расширению круга клиентов фирмы. Некоторые фирмы соответствующим образом учитывают этот фактор в своих планах компенсации.

5. Общественное положение. Еще одним неосязаемым фактором, который, однако, может иметь большое влияние на экономическую сторону деятельности фирмы, является общественное положение члена фирмы как одного из лидеров адвокатской организации или более широкого общественного объединения. Несмотря на то, что количественное измерение такого фактора практически невозможно, некоторые юридические фирмы учитывают его при распределении прибыли.

6. Стаж работы. В США планы компенсации обычно придают большое значение стажу работы адвоката. Подобный подход основывается на интуитивном понимании того, что увеличение роли тех факторов, которые трудно поддаются измерению в статистическом плане – привлечение клиентов, подготовка молодых специалистов, общественное положение, лидерство – происходит по мере роста профессиональной зрелости адвоката.

7. Управление. Выполнение организационных и административных функций, связанных с деятельностью юридической фирмы, может потребовать большого количества времени. Адвокаты, занимающиеся этими вопросами, должны либо жертвовать временем, которое могло быть затрачено на работу, приносящую гонорар, либо исполнять такие обязанности в свое свободное время. В любом случае адвокаты обычно получают компенсацию за выполнение этой работы.

8. Финансовые вклады. Покрытие расходов фирмы по таким статьям, как аренда помещения, приобретение оборудования и книг для библиотеки, требует финансовых вложений. Более крупным фирмам нужны более значительные инвестиции, поэтому в плане компенсации обычно предусматривается вознаграждение для тех адвокатов, которые вносят свой вклад в финансирование таких программ.

Особая организация, присущая каждой юридической фирме, определяет как набор факторов, учитываемых в плане компенсации, так и значимость каждой из них. Однако для того, чтобы план компенсации был действенным, надо учитывать эти факторы таким образом, чтобы все члены фирмы считали его в целом приемлемым.

О механизме и системах распределения прибыли читайте в следующем номере журнала.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241