Влияние российско-американских отношений на экономику новой России

Шершнев Е.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (1), Январь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шершнев Е.С. Влияние российско-американских отношений на экономику новой России // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 1. – С. 79-86.

Аннотация:
Российско-американские отношения не только занимают особое место во внешних связях России, но и оказывают заметное влияние на характер развития всей международной обстановки.

Ключевые слова: США, российско-американские отношения, экономика России



Российско-американские отношения не только занимают особое место во внешних связях России, но и оказывают заметное влияние на характер развития всей международной обстановки. Тем более важной представляется принципиальная оценка их состояния и ближайших перспектив. К сожалению, эта оценка не может быть позитивной: нынешние ключевые направления российско-американского сотрудничества являются, по своей сути, деструктивными и не отвечают интересам России. Этот вывод во многом определяется нелепостью подхода к задачам такого сотрудничества, прежде всего, со стороны самой России. Но в еще большей степени он является следствием преднамеренных, корыстных, а по сему и пагубных для России усилий американской стороны.

С каждым днем этот вывод становится все более очевидных и сегодня уже мало кто выступает с той наивной верой в авторитет американских советников и рекомендации МВФ, с какой это делалось 6-8 лет назад. Реальная действительность не оставляет больше места для безответственных фантазий. И, тем не менее, защитников «партнерских» отношений с Америкой любой ценой – еще много. Все это требует объективного анализа и принятия судьбоносных для государства решений.

Если отбросить детали и остановиться на ключевых вопросах нынешнего российско-американского «сотрудничества», то необходимо констатировать следующее:

В области общеполитических отношений расхождения в позициях России и США особенно существенны. Десять лет мы соглашаемся с тем, что в основе внешней политики с обеих стран лежит якобы защита «мировых общечеловеческих ценностей». Но история не знает ни одного примера, когда эти ценности определяли бы внешнюю стратегию какой-либо страны. Наоборот, хорошо известно, что внешнеполитический курс каждой страны всегда определяется ее собственными интересами, которых она и добивается всеми доступными ей средствами. К сожалению, интересы России и США сегодня не совпадают по ключевому вопросу: выйдя из «холодной войны», мы хотим установления равноправных межгосударственных отношений на основе многополярного мира, а они – своего господства на основе диктата.

Может ли Россия рассчитывать на достижение с США взаимоприемлемого компромисса по этому вопросу (оказывающего влияние и на другие сферы взаимоотношений)? Безусловно, нет. Все ключевые вопросы в мире решаются, в конечном счете, только силой (военной, экономической, дипломатической) и любой компромисс по мало-мальски значимому вопросу – это лишь запись на бумаге того соотношения сил, которое складывается к моменту его заключения. А каково это соотношение сегодня – хорошее известно. Единственное, что мы в состоянии реально сделать – это дать согласия на поиск компромисса, а затем развернуть самолет над Атлантикой и «с фигой в кармане» вернуться домой. России пришлось «проглотить» сначала закрепление позиций США в Европе, затем продвижение НАТО на Восток, потом разгром суверенной Югославии, недавно отказ Конгресса США от ратификации договора о запрещении атомных испытаний, а сегодня Вашингтон уже говорит, что Россия «неправильно» ведет себя в Чечне, что с армией террористов и работорговцев «надо договариваться», а не уничтожать ее.

Несмотря на все это, мы продолжаем поддерживать легенду о нашем «лучшем друге Билле», любезничать с натовскими генералами, улыбаться на их дипломатических обедах и приемах и даже поддерживать в ООН. Такая политика бесперспективна. Наше угодничество США не может укреплять авторитет России и уж тем более служить основой равноправных договоренностей.

В области экономических отношений итоги еще более негативны. Уже 10 лет российские «прорабы перестройки», «гаранты прогресса» и просто «реформаторы» вместе с американскими экспертами строят в России так называемую «рыночную экономику». Наш «лучший друг Билл» не перестает подчеркивать, что США будут сотрудничать с Россией до тех пор, пока она будет идти по пути создания «рыночной экономики». Результаты этих совместных усилий известны: в России практически разрушен государственный сектор экономики, парализован промышленный потенциал, страна сидит в долговой яме, утратила свою продовольственную безопасность, стоит накануне потери энергетической независимости, половина ее населения загнана за черту бедности, идет вымирание российского народа. Кое-кто пытается еще и сегодня представить это как «издержки реформирования», утверждает, что уже началась «стабилизация» и завтра мы станем свидетелями «стремительного подъема». В лучшем случае - это иллюзии, в худшем – преднамеренная ложь.

Движущие силы наших «реформаторов» определились за эти годы со всей очевидностью: для них создание «рыночной экономики» в России это лишь путь к переделу собственности, узаконенному разграблению национальных богатств, казнокрадству и коррупции, вывозу капитала, мерседесам, офисам и коттеджам дворцового типа. Тысячи разноколиберных «олигархов» и «авторитетов», в одночасье объявившихся на руинах экономики России, меньше всего думают о перспективах экономики – они «семьями» борются за руководящие посты в правительстве, за контроль над СМИ, лезут в законодательные органы, обзаводятся армией телохранителей. Заказные убийства становятся их главным аргументом при решении этих и других задач. И все это делается под флагом «демократических реформ» и отстаивания принципов «рыночной экономики».

Еще более цинична политика наших американских «партнеров». Ведь в отличие от невежественных российских «реформаторов» они хорошо знают, что «рыночная экономика» ныне сохранилась лишь в самых отсталых и зависимых странах, что во всех развитых государствах давно господствует «смешанная экономика», при которой определяющие позиции занимает государственный сектор. Наши американские «партнеры» ратуют за ликвидацию вмешательства российского правительства в науку, производство, инвестиции, цены, механизмы сбыта и при этом «забывают», что американское правительство сегодня полностью – на 100% ‒ определяет и финансирует приоритетные направления развития науки и технологии, контролирует более 30% ВНП страны (объем и структуру производства, инвестиции, цены, условия поставок), в существенной мере перераспределяет национальный продукт страны в интересах поддержания социальной стабильности общества.

Сфера сельского хозяйства является особенно ярким примером пагубности нынешних форм российско-американского «сотрудничества». В России, как известно, провозглашена «фермеризация» сельского хозяйства. Несмотря на всю глупость этой идеи (ее несовместимость с наукой, мировым опытом, практикой США, российскими традициями), американские эксперты не только активно ее поддержали, но и стали финансировать механизмы реализации. А ведь это прямо противоположно тому, что происходит в самих США. На протяжении последних десятилетий в США идет (образно говоря) процесс «коллективазации» фермерских хозяйств, а точнее – концентрации капитала и производства: из 5 млн. семейных ферм в США создано 60 тыс. крупных сельхозпредприятий, которые сегодня дают 70% всей сельхозпродукции страны. Даже само понятие «семейная ферма» уже изъято из американской статистики и заменено на «сельхозпредприятие». Более того, все сельское хозяйство США по сути дела выведено за скобки рыночной экономики: в стране действует государственная программа регулирования посевных площадей, государственная система ограничения стихии рыночных цен, государственный механизм стабилизации доходов фермерских хозяйств.

Что еще более характерно – американское государство ежегодно вкладывает в сельское хозяйство страны более 60 млрд. долл. бюджетных средств. До недавнего времени это характеризовалось как «помощь», «дотации» или «субсидии» сельскому хозяйству, а в последние годы ‒ как «государственные инвестиции» в отрасль экономики, являющейся основой социальной стабильности общества. В Россию же американские «партнеры» проталкивают прямо противоположные идеи.

Результаты совместных усилий «реформаторов» и их американских советников в области АПК известны: объем сельскохозяйственного производства России за 90-е годы сократился более чем в 2 раза, четверть пашни страны заросла бурьяном, поголовье стада откатилось к послевоенному уровню, а потребности страны в продовольствии на 30-40 удовлетворяются за счет импорта.

Итоги финансового «сотрудничества» России с МВФ, США и другими западными странами вообще катастрофичны – наша страна находится на пороге полного банкротства. Ее внешний долг перевалил за 215 млрд. долл., и в ближайшее время страна должна будет ежегодно платить в счет его погашения 15-20 млдр. долл., что уже ощутимо (на 15%) превышает нынешние доходы России от ее внешней торговли. Это означает, что рассчитываться за итоги такого «сотрудничества» придется нам, нашим детям, внукам и правнукам.

Но, пожалуй, самым пагубным для нас обстоятельством является то, что Россия теперь обязана строго следовать рекомендациям МВФ, регулярно отчитываться и согласовывать с ним свои действия по всем узловым вопросам своей экономической политики. При этом кредиторов мало интересует, каковы будут последствия выполнения их «рекомендаций» - им важно лишь обеспечить аккумуляцию средств для погашения выданных кредитов. Именно поэтому МВФ требует поддержания высокого уровня налогов, выступает против финансирования науки, образования и медицины, считает «нерациональным» субсидирование ключевых отраслей, сохранение расходов на социальные нужны. Выдачу очередных траншей они начинают увязывать уже с повседневными делами российского правительства.

Такое «сотрудничество» кроме финансового ярма и экономического унижения России ничего не дает. Получаемые огромные средства частично «проедаются» правительством, частично – разворовываются, частично (во все большей мере) – возвращаются на Запад в счет процентов по предыдущим кредитам. А общий долг России продолжает расти.

Проблемы торговых отношений обретают не менее острый характер. Известно, что пропагандируя на словах «свободу торговли», США на деле усиливают защиту своих рынков от внешних конкурентов, заменяя одни формы протекционизма другими. От России они требуют открытия рынка и создания благоприятных условий для расширения их экспорта. И не без успеха – в 1995 году Указом Президента в России был введен запрет на использование любых форм нетарифных ограничений импорта. По самой своей сути этот Указ (изданный во имя торжества «свободы торговли») находился в противоречии с национальными интересами России, а также и с практикой ее торговых партнеров.

Законодательные акты Думы, принятые во второй половине 90-х годов, создали юридическую основу, которая может быть достаточной (в случае ее реализации) для ведения торгово-политических переговоров с США и другими нашими западными партнерами на базе взаимных уступок. Однако это не решило проблемы: желание сохранить видимость «партнерских» отношений с США, давление на правительство со стороны МФВ, интересы личной выгоды чиновников – все это ограничивает применение этой юридической основы. Поставки в Россию некачественных товаров по демпинговым ценам, преднамеренная фальсификация товарных кодов (с целью снижения таможенных сборов), использование государственных субсидий для подавления конкурентоспособности российских производителей, поставки продовольственной «помощи» на невыгодных для России условиях – все это не встречает должного отпора со стороны властей. Между тем США используют любую возможность для ограничения поставок конкурирующих российских товаров на американский рынок, как это было недавно с нашим экспортом стали.

Российские «реформаторы» и их американские «партнеры» пытаются убедить нас в том, что основой успех экономики России является «свобода конкуренции», «свобода частной инициативы», «свобода рыночного ценообразования», «свобода торговли». При этом они предпочитают даже не упоминать о той роли, которую ныне в развитых странах играет государственное управление и стимулирование развития приоритетных отраслей экономики, механизмы ограничения рыночной стихии, меры протекционистской защиты отечественного производства. Совершенно очевидно, что какой бы словесной шелухой их политика не прикрывалась, она объективно ведет к превращению России в отсталое, зависимое государство. Такое «сотрудничество» и такие «советники» России не нужны.

Ныне в мире уже практически нет ни одного государства (кроме России), которое не прибегало бы к активному регулированию экономики своей страны, к формированию выгодных ей хозяйственных связей с другими участниками мирового рынка, не использовало бы эффективных мер ограничения рыночной стихии, не прибегало бы к прямым и косвенным протекционистским средствам. Известно, что успешная послевоенная реорганизация экономики стран Западной Европы была проведена при полной приостановке конвертируемости их валют, в условиях протекционистской защиты внутренних рынков и активных государственных мер по стимулированию развития ряда основных отраслей. «Инструментами этой реконструкции, ‒ как констатируют сегодня немецкие историки, ‒ были широкая национализация, контроль над ценами, экспортные субсидии и импортные квоты, т.е. значительный уровень государственного вмешательства в рыночные отношения». По этому же пути шло в последующие годы успешное развитие экономики Японии, Южной Кореи и многих других стран. И только Россия все еще пытается двигаться в прямо противоположном направлении.

Все изложенное выше ни в коей мере не умаляет важности развития действительно взаимовыгодного сотрудничества России и США. Потенциал и значение его может быть весьма высоким. Но прежде чем определять рациональные направления этого сотрудничества, необходимо пересмотреть наш собственный подход к решению некоторых принципиально важных проблем экономики России. В первую очередь, как представляется, необходимо:

- прекратить в стране «базарно-рыночный» эксперимент и взять курс на создание «смешанной», т.е. многоукладной экономики, при которой организационно-контрольное начало отводится государственным органам, инициативно-производственная роль – частному сектору, свобода личного предпринимательства – гражданам;

- разработать с участием российских специалистов и ученых РАН комплекс государственных программ приоритетного развития ключевых отраслей науки и производства, социальной стабилизации общества. Ответственность за организацию их выполнения возложить на правительство, обязав его регулярно отчитываться по итогам своей деятельности;

- национализировать (или поставить под государственный контроль с помощью иных организационных форм) предприятия ключевых отраслей, банки и земли, собственники которых не в состоянии обеспечить их эффективное использование, злостно нарушают действующее законодательство или ведут двойную бухгалтерию;

- при восстановлении экономики и социальной стабильности общества опираться главным образом на собственные ресурсы и промышленный потенциал страны, не допуская дальнейшего роста ее внешнего долга. Обеспечить протекционистскую защиту отечественного производства (в соответствии с законодательством России и ее международными соглашениями).

Разумеется, это далеко не полный перечень неотложных решений. Но это те меры, с которых следует начать. Их реализация не только будет содействовать определению перспектив решения наших острейших внутренних проблем, но и создаст основу эффективного использования взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, в том числе и с США. История такого сотрудничества знает не мало ярких примеров того, когда в сложной международной обстановке и далеко не благоприятных для себя условиях Россия последовательно отстаивала политику равноправных, взаимовыгодных отношений и решала свои актуальные задачи с помощью тех западных партнеров, которые были согласны строить отношения на таких условиях.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:13:25