Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2000

Перспективы развития систем управления бизнесом

Мельников Олег Николаевич, кандидат технических наук. доцент кафедры "Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность" МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Опираясь на вековой опыт исследований и практического использования систем управления рыночной экономикой (от “тейлоризма” до логистики), можно сделать важное заключение о том, что каждая из известных концепций несет в себе отдельные управленческие компоненты, которые могут и должны использоваться в современных рыночных условиях. Концептуально рыночные отношения за это время практически не изменились.

Ключевые слова:

Цитировать публикацию:
Мельников О.Н. Перспективы развития систем управления бизнесом // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 1. – С. 87-95.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Опираясь на вековой опыт исследований и практического использования систем управления рыночной экономикой (от “тейлоризма” до логистики), можно сделать важное заключение о том, что каждая из известных концепций несет в себе отдельные управленческие компоненты, которые могут и должны использоваться в современных рыночных условиях. Концептуально рыночные отношения за это время практически не изменились. Сместились некоторые творческо-энергетические акценты, изменилась динамика принятия решений, повысилась экологическая ответственность бизнеса, значительно вырос охват территорий и целевых групп воздействия, стало значительно больше внимания уделяться требованиям потребителей и т.д., но структурно принципиальная схема организации рыночных отношений сохранилась.
Главной задачей успешной реализации любого бизнес-процесса является то, чтобы вызвать максимальную творческую энергию у его исполнителей. Но в связи с тем, что в этом участвуют люди самых различных видов деятельности, то и средства повышения их творческой энергетики должны быть разными.
Прежде всего каждый участник бизнес-процесса должен четко представлять себе уровень достигнутых к настоящему времени изменений на данном участке рынка как интегрально, так и в конкретном сегменте его деятельности. Это является обязательным условием оценки будущих творческих возможностей того или иного работника. Так без нормирования труда и работы машин, заложенного в концепции Ф.Тейлора, которое имеет непосредственное отношение к творческой энергии производственных рабочих, невозможно организовать управление производственной деятельностью людей. Но сегодня эти нормы требуется четко согласовывать с работой (т.е. с творческой энергией) других участников бизнес-процесса, что ранее практически не делалось. Если эти нормы, например, будут настолько завышены, что фирма не сможет “вписываться” в общие материальные потоки удовлетворения рыночных потребностей, управляемых с помощью законов логистики, то становится очевидным тот факт, что данная фирма имеет неконкурентоспособное производство. То есть у нее либо слишком низка творческая энергетика сотрудников, которые не справляются с поставленной задачей, либо она имеет настолько устаревшее оборудование, у которого творческая энергия его создателей снизилась в процессе эксплуатации до отрицательных значений.
Творческую энергию можно назвать основным источником экономических и социальных преобразований в обществе. Это объективно существующая природная субстанция, связывающая через общественно-полезную (экономическую и социальную) деятельность человека его биоэнергетику с энергетикой окружающего мира.
Какова же природа генерирования творческой энергии?.. Ответ на этот вопрос следует искать как в биологических процессах, происходящих в организме, так и в социальной сфере существования человека. Объективно существующими компонентами творческой энергии являются ее биологическая (Кбио) и социальная (Ксоц) составляющие. Они неразделимы и являются движущей силой деловой активности каждого субъекта, экономики и общества в целом. То есть творческую энергию можно представить в виде следующей зависимости:
Кэ =  Кбио+ Ксоц

         где    Кэ      — творческая энергия человека;
                   Кбио  — биологически заданная творческая энергия;
                   Ксоц  — социальная составляющая творческой энергии.
Эта зависимость учитывает биосоциальную природу человека.  Можно утверждать, что любой человек, обладая некоторым природным уровнем биологически заданной творческой энергии, способен развить ее за счет своей социальной составляющей. Поэтому чрезвычайно важное значение приобретает государство. Точнее — все его социальные институты. От того, какие социальные условия им будут созданы, зависит уровень развития и экономической направленности творческих возможностей его граждан. Но создаваемые условия должны носить социально уравновешенный и сбалансированный характер.
Творческая энергия человека может быть определена через степень новизны изменений, вносимых в окружающий, предметный или духовный мир за объективно диктуемый период времени, необходимый человеку или обществу для их внедрения (реализации) в жизнь, т.е. от нее зависит скорость принятия ими решений по изменению окружающей действительности.
Творческая энергия — дискретна, т.к. принятие решений  всегда имеет пошаговый характер — от имеющихся достижений или знаний к новым, т.е. она представляет собой вектор, направленный в сторону достижения поставленной цели совершенстования окружающей действительности для удовлетворения той или иной потребности при обязательном внесении объективно определяемой доли изменений окружающего, предметного или духовного мира. Определим творческую энергию человека на примере работы конструктора Кк  :

где Nновновые свойства, новое качество изделия ;
      Nстар — старые свойства, старое качество изделия;
       DN степень (уровень) новизны, внесенной конструктором в проектируемое изделие, измеряемое в тех условных единицах, которые были продиктованы необходимостью проведения данной работы;
      Т — время, затраченное конструктором  на проектирование новых свойств изделия (час, неделя, месяц, год).
Степень, или уровень новизны изделия можно определить экспертным путем, например, по бальной системе, процентному соотношению и т.д. Из этой зависимости ясно: должно оплачиваться не время, а уровень вложенной творческой энергии. Если оплачивать время работы конструктора, не оценивая степени новизны вновь создаваемого им изделия, то можно уверенно сказать, что задачи бизнеса данным предприятием никогда эффективно выполняться не будут. Продается не время, затраченное конструктором, а его творческая энергия, отраженная в тех изменениях, которые обеспечивают новизну или конкурентоспособность его изделия. Чем быстрее он достигнет требуемого результата, тем эффективнее будет использована его творческая энергия.
 
Современная логистика через материальные и информационные потоки охватывает все этажи деятельности участников бизнес-процесса и косвенно координирует затраты их творческой энергии, необходимые для удовлетворения нужд потребителей. Образно говоря, концепции различных систем управления развиваясь отвоевывали все новые и новые этажи организации рыночных отношений. Начиная с производства, они постоянно расширяли сферу своего рыночного влияния.
Когда маркетинг, как концепция управления, поставил во главу угла проблемы сбыта, которые стали управлять программами выпуска продукции, со стороны производителя был сделан крупный шаг навстречу творческой энергии потребителя. По-существу проводящиеся в настоящее время маркетинговые исследования косвенно отражают уровень творческой энергетики изучаемой группы потребителей и этим самым предоставляют производителям информацию о необходимом повышении потенциала их творческой энергии. Так, например, исследуя реакцию потенциальных покупателей на выход в продажу того или иного товара (через использование, например, такого средства исследований как фокус-группы, т.е. проведения групповых дискуссий), выявляется их отношение к предлагаемому продукту, его названию, упаковке, рекламе и т.п. Это прямое маркетинговое исследование уровня их корпоративной творческой энергии.
Ведь что такое выявление отношения к предлагаемому продукту? Участники фокус-группы сравнивают новый продукт, а точнее его новое качество, со старым, которое было им известно, причем это делается за вполне определенный промежуток времени. Трудно представить, когда время на такое сравнение дается бесконечно большим, т.к. в этом случае оценка нового качества станет неадекватной оценке, котрую будет давать реальный покупатель. То есть такие исследования преследуют своей целью определить уровень творческой энергии потенциального покупателя, который в будущем должен принимать решение о приобретении товара, соответствующего его творческой энергии, за вполне реальнный промежуток времени. Недаром в фокус-группы никогда не привлекаются специалисты, работающие в сфере рекламы, маркетинга, паблик рилейшиз, а также в сфере производства и распространения исследуемого продукта.
На рис. 1 представлена модель динамики развития систем управления рыночными отношениями за последние сто лет, из которой видно, как с развитием производства, которое все более и более расширяло области удовлетворения материальных потребностей покупателей, менялся характер используемых систем управления рыночными отношениями.
Если в начале века, когда превалировал рынок продавца, центр тяжести систем управления был в производственной сфере, то к 60-м годам, вследствие бурного развития научно-технического прогресса, он стал смещаться в сферу  сбыта продукции. Но рынок продавца все еще был силен, поэтому разрабатывались многочисленнные приемы продвижения товара на рынок. Появились различные средства маркетинга. Главным стала задача сбыта готовой продукции.
Когда в 70-х годах наметилсь тенденции увеличсния гибкости серийного производства товаров (появились станки с числовым программным управлением, автоматизированные склады, начала быстрыми темпами развиваться вычислительная техника и т.д.) появились возможности организовать системый подход к решению управленческих задач, объектами управления которых стали производственные процессы различных видов деятельности. Главной целью внедрения данной концепции управления было максимальное учитывание производственных факторов и оптимизация путей достижения поставленных целей на каждом участке хозяйствования. Этому же служили и усовершеноствованные системы управления (ППБ: “планирование — программирование — разработка бюджета”) и программно-целевое планирование. Однако с дальнейшим развитием научно-технического прогресса, когда в конце 70-х — начале 80-х годов стали еще более интенсивно развиваться средства вычислительной техники, связи и информатики, которые затем сформировали новую область знаний -  информационные технологии, наряду с которыми активно развивались средства доставки материальных ресурсов на предприятия, автоматизировались складские операции и т.д., получила свое развитие современная логистика. Главной целевой задачей стала оптимизация материальных и информационных потоков, обеспечивающих конкурентоспособность и большую стабильность производства. При этом сохранялись все преимущества разработанных ранее концепций управления: совершенствовалось управление отдельными функциями и звеньями организационных структур (максимально внедрялось программное и техническое обеспечение, использовались достижения методологии маркетинга, сохранялся принцип системного подхода к определению стратегических целей и решению ключевых проблем).
Но все же центральным объектом логистики считается организация и контроль за движением информационных и материальных потоков, необходимых производству знаний, сырья, полуфабрикатов, энергии, кадров, а также производимой продукции до момента ее использования.
Сферой возможного применения логистики сегодня считаются практически все области хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, услуги). При этом подчеркивается, что логистика имеет интернациональные корни и уже обретает глобальное значение. Имеющиеся различия в подходах ее отдельных пропагандистов часто определяется лишь тем, что для США — это прежде всего инструмент повышения конкурентоспособности, а для европейских стран — путь согласования двенадцати различных распределительных систем, для тихоокеанских стран — основа формирования экономического союза в рамках нового быстроразвивающегося регионального рынка, для СНГ — это концепция восстановления утраченных экономических связей некогда единого хозяйственного механизма.
Оптимизируя решение организации материальных и информационных потоков современная логистика исходит из борьбы с затратами неосновной производственной деятельности (транспортные и складские расходы, снижения потерь продукции, увязки оперативных и финансовых показателей работы предприятия и т.п.). Именно здесь сегодня находятся большие резервы для повышения эффективности всего производства. Логистика, как комплексная система управления, косвенно направляет и оказывает координирующее влиняие на все основные структурные подразделения фирмы.
Можно  сформулировать следующие требования к разработке новой перспективной системы управления, использующей корпоративную творческую энергию всех участников бизнес-процессов как экономического инструмента формирования современных рыночных отношений:
1. Прежде чем начинать новый бизнес-проект необходимо разработать технологический процесс возможных путей достижения поставленной цели, который должен включать в себя описание работ по всем видам деятельности, обеспечивающих его выполнение с указанием всех возможных фирм-контрагентов.
2. Провести исследования на предмет выявления получения необходимого “среднего”уровня “новизны” на каждом этапе реализации бизнес-проекта.
3. Рассчитать оптимально необходимое с позиций бизнес-проекта технологическое время для выполнения каждой из работ на всех возможных путях достижения поставленной цели.
4. Определить уровень корпоративной творческой энергии у каждой из фирм-контрагентов с учетом их кадрового, управленческого и технического обеспечения.
5. Провести синтез всех возможных технологических путей достижения поставленной цели с конкретизацией творческих потенциалов каждой фирмы-исполнителя работ в конкретном виде деятельности.
6. Определить (прогноз) возможное влияние  внешних и внутренних рыночных факторов (развитие конкуренции, колебания цен, валютного рынка и т.д.) на корпоративную творческую энергию фирм-контрагентов рассматриваемого бизнес-проекта.
7. Определить предмет оптимизации данного бизнес-проекта (время достижения поставленной цели, уровня качественных и/или количественных изменений выпускаемого продукта и т.п.).
8. Разработать план действий фирмы с целью максимального управления корпоративной творческой энергией сотрудников фирм-контрагентов, что станет предметом переговоров и заключаемых договоров.
 
Использование системы управления корпоративной творческой энергией в современных рыночных отношениях даст возможность каждой фирме создать банк данных потенциалов творческой энергии как сотрудников фирмы, так и традиционных партнеров, что обеспечит фирме высокую конкурентоспособность и оперативность в принятии решений по всей технологической цепочке выполнения практически любого  бизнес-проекта.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Мельников О.Н. Творческая энергетика в маркетинговой деятельности / Маркетинг в России и за рубежом, № 2, 1999.
2. Шершнев Е.С., Ларионов В.Г. и др. Тара и упаковка в современной экономике. ИСКан РАН и Рочестерский технологический ин-т, М.: ИК “Родник”, 1996.