Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2008

Роль информации в формировании структуры производства современной экономики

Гатауллин Раиль Равилевич, Аспирант экономического факультета Академии Управления «ТИСБИ», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 55

Аннотация:
Активное развитие и внедрение информационных процессов в российскую и международную экономическую жизнь требует анализа такой общенаучной категории, как информация, в разрезе исследования ее влияния на современные социально-экономические процессы и структурную перестройку хозяйственных институтов.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Гатауллин Р.Р. Роль информации в формировании структуры производства современной экономики // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 147-151.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Активное развитие и внедрение информационных процессов в российскую и международную экономическую жизнь требует анализа такой общенаучной категории, как информация, в разрезе исследования ее влияния на современные социально-экономические процессы и структурную перестройку хозяйственных институтов.

На сегодняшний день информация стала важным и наиболее дорогостоящим звеном воспроизводственного процесса. Высокие затраты детерминируют необходимость координации усилий государства и предпринимательского сектора в этой области, что становится одним из важнейших факторов интеграции и транснационализации. Уже сегодня 97% патентов в мире принадлежат промышленно развитым странам. Фундаментальные исследования с целью получения новой информации все чаще проводятся исключительно частными компаниями. Так, например, 70% патентов на изобретения и оборудование, непосредственно связанные с токсичностью микроорганизмов, принадлежат так называемой «большой шестерке» («Доу», «Новартис», «Авентис», «Монсанто», «АстраЗенека», «Дюпон»), а 15% — университетам и государственным учреждениям, независимым биотехнологическим компаниям, другим частным и юридическим лицам [1]. В сегодняшней реальности проявляется характерная зависимость между уровнем экономического развития страны и затратами на получение, обработку и использование новой информации, которая выражается в относительных долях ВВП. В финансировании фундаментальной и прикладной науки, являющейся основным ее источником, кроме государственных организаций участвуют частные коммерческие предприятия, непосредственно связанные с крупными промышленными гигантами.

Информация в современной российской экономике становится одним из определяющих факторов формирования производственного и ресурсного потенциала страны, оказывающим активнейшее воздействие на формирование ее структуры и информационного капитала. Последний определяется как вид активов, который позволяет эффективно увеличивать богатство социума вне зависимости от экономических, социально-культурных и бытовых аспектов.

Сегодня значительную долю занимает экспорт и импорт именно информации, материализующейся в виде технологий, лицензий, прав на производство или переработку того или иного товара – они и есть информационный капитал любого экономического субъекта. Доля этой составляющей растет и будет расти по причине того, что количество природных ресурсов стремительно сокращается. Возникает необходимость применения новых технологий, информации и знаний, более рентабельного и глубокого их использования. Покупка информации о товаре вскоре станет намного дешевле покупки готового оборудования, хоть и потребует вложения дополнительных трудовых ресурсов для ее воплощения.

Одна из проблем, порождаемых использованием информации, состоит в том, что очень часто нельзя точно спрогнозировать эффект от ее приобретения, даже зная все абсолютные показатели экономических издержек.

Главной причиной этого явления принято считать невозможность оценки предельной полезности информации в конкретные промежутки времени и в определенных точках пространства из-за эффекта «растянутости».

При этом, как отмечает М. Арчер, растянутость во времени означает, что любая информация может использоваться в течение сверхдлительного промежутка, который математически может стремиться к бесконечности, что и определяет отсутствие какой-либо методики определения максимальной и минимальной полезности от использования информации. Растянутость информации в пространстве, в свою очередь, предполагает, что полезность каждой конкретной ее единицы будет различаться в зависимости от места ее использования [2].

Таким образом, любой информационный продукт может иметь столько функций полезности, сколько существует людей. При этом чем больше возможностей использования того или иного продукта, тем большую долю информации он в себе несет, тем выше на него цена.

Рассмотрим этот вопрос в разрезе деятельности экономического субъекта. Первая стадия его деятельности — это разработка нового товара-продукта, включающая в себя создание информационного продукта в форме проектов, изобретений, методик и т.д., который после соответствующего лицензирования пополняет нематериальные активы предприятия-собственника. Данный информационный продукт является товаром и одновременно объектом информационного рынка.

Следующий этап воспроизводственного цикла — производство товара на основе определенной последовательности технологических процессов, образующих технологическую цепь. Для осуществления каждой отдельной операции в данной цепи предприятие должно приобрести необходимые технологии, изобретения, проекты, материальные ресурсы, услуги других предприятий. Для минимизации собственных издержек и максимизации выпуска необходимо улучшать организационное и технологическое управление производством, приобретать и осваивать новые технологии, способы производства и другие инновации на основе привлечения консультационных услуг, а также обучения и переподготовки кадров. Все эти операции связаны с издержками на приобретение информации.

К этим издержкам относятся:

—   издержки маркетинговой деятельности по поиску поставщиков;

—   издержки на приобретение технологий, лицензий, проектов и других инноваций;

—   издержки, связанные с продвижением товаров на рынки;

—   управленческие издержки;

—   консультационные издержки;

—   издержки на привлечение и обучение кадров.

Значительную часть этих издержек составляют транзакционные издержки. Им придается большое значение при обосновании рациональных размеров фирмы и интеграционных тенденций в производственном секторе. При этом обращается внимание на ценовую характеристику транзакционных издержек.

Недостаточное внимание к информационным аспектам обеспечения производственного процесса и связанный с этим недостаточный уровень прямых информационных издержек приводят к косвенным, сопряженным издержкам, которые представляют собой косвенные потери или упущенные выгоды от принятия решений на базе недостаточной, несвоевременно полученной информации о той или иной стороне процесса воспроизводства.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что основным фактором производства в рамках формирования структуры современной экономики становится информация, которая отличается практической неисчерпаемостью, воспроизводимостью и скорость появления которой пропорциональна уже накопленной информации. При этом информационные ресурсы страны, региона, организации, несмотря на все сложности их капитализации, обработки, качественной и количественной оценки, должны считаться стратегически важными ресурсами, сравнимыми с энергией, сырьем и другими природными ресурсами.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Антипова О.А., Иноземцев В.Л. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе // МэиМО. — 1998. — № 5, С.34.
2. Archer M.J. Theory, culture and post-industrial society. - Clivlend, 2005, P. 108-109.