Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2008

Комплексная государственная инвестиционная политика в машиностроительной отрасли

Галоян Самвел Мамиконович, Аспирант Московского государственного университета приборостроения и информатики, г .Москва, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 24

Аннотация:
Проблема развития машиностроительного комплекса на современном этапе трансформируется из экономической плоскости в политическую, где роль государства является решающим фактором. Возникает необходимость в создании комплексной государственной инвестиционной политики, которая будет стимулировать рост национального хозяйства в целом и машиностроительной отрасли в частности.
Цитировать публикацию:
Галоян С.М. Комплексная государственная инвестиционная политика в машиностроительной отрасли // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 107-111.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Проблема развития машиностроительного комплекса на современном этапе трансформируется из экономической плоскости в политическую, где роль государства является решающим фактором. Возникает необходимость в создании комплексной государственной инвестиционной политики, которая будет стимулировать рост национального хозяйства в целом и машиностроительной отрасли в частности.

Комплексная государственная инвестиционная политика (КГИП) в машиностроительной отрасли – это путь привлечения источников инвестиций и установление функциональных направлений их эффективного использования для обеспечения роста индустрии и экономики в целом. КГИП представляет собой интегрированную модель взаимодействия всех субъектов инвестиционного процесса на разных уровнях. Ее целью является направление больших объёмов капитальных вложений в машиностроительную отрасль для увеличения эффективности функционирования предприятий. Такая политика даст государству выгоду сразу в четырёх направлениях:

1) увеличит динамику развития машиностроительной отрасли и экономики в целом;

2) даст возможность переложить часть своих функций на эти предприятия в будущем (создание социальной инфраструктуры);

3) будет дополнительным импульсом для увеличения темпов развития других отраслей;

4) решит проблему развития регионов.

Комплексная государственная инвестиционная политика в машиностроительной отрасли – это целостная система, состоящая из двух уровней (макро- и микроуровень), на каждом из которых решаются свои определённые цели, задачи и направления их реализации. КГИП определяется не только эффективностью каждого из функциональных уровней, но и слаженностью взаимодействия между ними.

КГИП на макроуровне включает в себя федеральную и региональную инвестиционные политики, где главным субъектом является правительство, в задачу которого входит обеспечение экономической безопасности страны путём стимулирования роста стратегических отраслей, таких как машиностроение. Государству необходимо создать благоприятные условия для регулирования инвестиционной деятельности, без чего невозможен приток капитала в реальный сектор, который приведёт в дальнейшем к устойчивому поступательному движению экономики.

Только при государственном вмешательстве в развитие инвестиционного процесса можно прогнозировать активизацию инвестиционной деятельности. Государственное вмешательство состоит в том, чтобы внести коррективы в те аспекты, которые получают низкую оценку у долгосрочных инвесторов. Необходимо более эффективно работать в области управления макроэкономическими и социальными факторами, определяющими условия инвестирования (темп экономического роста, фазы делового цикла, финансовая политика, темпы инфляции, уровень занятости, политика доходов и т.д.).

Государственная инвестиционная политика – это составная часть макроэкономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности, определяет ее цели и направления.

Основными целями государственной инвестиционной политики являются:

‑ мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности;

‑ реализация государственных целевых комплексных программ развития стратегических отраслей (машиностроение);

‑ обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений;

‑ улучшение социальной жизни населения России.

Государственная инвестиционная политика должна реализоваться в следующих направлениях:

1. Экономика страны в целом:

‑ увеличение инвестиционной привлекательности страны, региона, предприятия;

‑ активизация притока прямых государственных инвестиций в экономику страны, региона, предприятия;

‑ привлечение финансовых учреждений (внебюджетных средств) для инвестирования;

‑ создание экономических стимулов для мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов предприятия.

2. Машиностроительная отрасль:

‑ стимулирование привлечения инвестиций в машиностроительный комплекс;

‑ выбор приоритетных направлений вложения средств в отрасли;

‑ предоставление льгот инвесторам, вкладывающим капитал в те предприятия, которые находятся в неблагоприятных экономических условиях;

‑ поддержка развития инновационной деятельности;

‑ увеличение платежеспособного спроса на продукцию машиностроения.

Региональная инвестиционная политика (РИП) заключается в эффективном и равномерном размещении производства (прежде всего, предприятий стратегических отраслей, в т.ч. машиностроения), она также влияет на перераспределение ресурсов и решает проблему развития субъектов РФ. РИП направлена на привлечение инвесторов в те регионы, где эффективность данного производства будет максимальной. Это связано с совокупностью географических, политических и экономических факторов, определяющих инвестиционную привлекательность территории для конкретной отрасли.

Другим направлением РИП является повышение экономической активности региона, что позволит решить одну их главных проблем российской экономики – проблему развития субъектов РФ. В современных условиях в России необходима продуманная общесистемная и, в то же время, селективная региональная политика инвестирования, которая будет способствовать развитию инвестиционной активности регионов.

Инвестиционная политика на микроуровне – это оценка качеств отдельных программ, проектов и инновационной деятельности предприятий в условиях конкуренции.

Целями инвестиционной политики на микроуровне являются:

 - оценка эффективности инвестиционного проекта с помощью количественного и качественного анализа, определение его преимущества (относительного или абсолютного) над другими проектами и выбор инвестиционного проекта;

 - качественная реализация выбранного проекта.

Инвестиционная политика на предприятии должна реализовываться в следующих направлениях:

‑ выход из кризисной ситуации;

‑ обновление и модернизация основных производственных фондов;

‑ развитие инновационной деятельности;

‑ совершенствование системы управления;

‑ развитие социальной инфраструктуры.

Таким образом, можно констатировать, что развитие машиностроительной отрасли зависит от прямого государственного регулирования инвестиционных процессов. В первую очередь, это вмешательство выражается в нормализации инвестиционного климата путём оптимизации некоторых макроэкономических параметров. Это будет дополнительным импульсом для активизации капиталовложений в реальный сектор, что будет стимулировать рост экономики в целом. Кроме того, государству необходимо направить «большие инвестиции» в машиностроительную отрасль для комплексной реструктуризации всей отрасли и развития качественного (инновационного) машиностроения.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Мальцев Г.Н., Мальцева И. Г. Иностранные инвестиции в российскую экономику. // ЭКО. – 2007. ‑ №10. – С. 20.
2. Аганбегян А.Г. Экономика России на перепутье. // ЭКО. – 2007. ‑ №9. – С. 3.
3. Экспертный институт. Инвестиционный климат в России. // Вопросы экономики. – 2006. ‑ №5. – С. 48.