Развитие малого бизнеса в России

Балашова И.А., Балашов А.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (106), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Балашова И.А., Балашов А.М. Развитие малого бизнеса в России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 2. – С. 140-144.

Аннотация:
Процессы перехода от государственного предпринимательства в форме плановой экономики к свободному рынку возникли в экономике СССР с конца 80-х гг. XX в. Начало возрождения частного предпринимательства было положено принятием в 1987 г. закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», который сформировал новую институциональную основу для частного бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, история предпринимательства, малое предпринимательство

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Процессы перехода от государственного предпринимательства в форме плановой экономики к свободному рынку возникли в экономике СССР с конца 80-х гг. XX в. Начало возрождения частного предпринимательства было положено принятием в 1987 г. закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», который сформировал новую институциональную основу для частного бизнеса.

В результате серии правительственных постановлений конца 80-х образовались кооперативы, с которых начался в то время легальный бизнес в нашей стране. Через год после принятия упомянутого закона в СССР уже существовало 13591 кооператив. Только за первое полугодие 1988 г. их число выросло в 2,4 раза, достигнув 32,6 тыс. с количеством работников 458,7 тыс. чел. За полугодие было выпущено продукции более чем на 1 млрд. руб., или в 3,2 раза больше, чем за весь 1987 г. [1]. Зарождающиеся кооперативы были прообразом малых частных предприятий. Доля выручки от реализации продукции кооперативов возросла с 1% ВВП в 1988 г. до 4,4% в 1989 [2].

Главной сферой деятельности стала мелкооптовая и розничная торговля и услуги. Основную массу новых предпринимателей составили, прежде всего, люди с авантюристическим складом характера, маргиналы, не имеющие возможности полной реализации личного потенциала в социалистической экономике. Можно сказать, что эта группа имела серьезные психологические предпосылки для успешного освоения нового вида деятельности.

Они начали работу «с нуля» во вновь создающемся негосударственном секторе экономики и поэтому должны были обладать значительной степенью решимости, так как отношение к предпринимательству в тот период у большинства наших сограждан было негативным, и они рисковали потерять социально-устойчивое положение в обществе.

Предприниматели, сумевшие сохранить в это сложное время свое частное предприятие, получили серьезный задел в создании финансовых, материальных, организационных и человеческих ресурсов. Многие современные российские бизнесмены начинали свою деятельность именно в этот период.

Некоторые предприниматели Новосибирска тоже сделали первые шаги в это непростое время. Авторами был проведен социологический опрос среди мелких и средних бизнесменов г. Новосибирска в 2005 г., по результатам которого видно, что для большинства респондентов характерно стремление внедрить передовой мировой опыт в производство. Это является прямым продолжением дореволюционных традиций русского предпринимательства.

Авторами исследования задавался вопрос предпринимателям: «Складываются ли у вас благополучные отношения с властями»? В большинстве случаев на него давали уклончивые ответы. Показательно, что 25% опрошенных считают действия властей по отношению к бизнесу откровенно неправомочными и столько же предпринимателей испытывают настоятельную потребность в защите от произвола чиновников. 81% респондентов полагают, что степень государственного вмешательства в управление частным бизнесом должна быть минимальной.

Отвечая на вопрос «Оказывается ли местными властями конкретная помощь Вашей деятельности?», более половины дали отрицательные ответы, 19% воздержались, почти столько же ответило положительно. На вопрос «Считаете ли Вы высокой степень криминализации современного бизнеса?» 87% ответили положительно, отрицательно – 8%.

Давая оценку современному состоянию экономики из предложенных ответов: «стагнация», «оживление» и «подъем», первый выбрали 16%, второй – 64%, третий- 15%. Таким образом, среди предпринимателей преобладают оптимистичные настроении о состоянии отечественного хозяйства.

В целом, формирующийся сегодня слой бизнесменов отличает способность неоднократно начинать жизнь с нуля, психологическая подвижность и способность к обучению. Большинство российских предпринимателей по своему психологическому типу являются противоположностью доминировавшим в советском обществе руководителям с бюрократической ментальностью, ориентированным на гарантированное медленное продвижение по иерархической лестнице. По результатам ответов большинства самих бизнесменов превалирующим мотивом была у них не жажда обогащения (хотя это тоже имело место), а стремление к независимости, успеху, нежелание работать под чьим-либо руководством. По их утверждению, деньги постепенно перестают быть самоцелью, и все больше воспринимаются как символ успеха.

В современной экономике России удельный вес малых предприятий очень ничтожен. В то же время, в Западной Европе превалируют микропредприятия со средним числом наемных работников 6 чел. На их долю приходится 50% объемов продаж в промышленности, 67% ‑ в сфере услуг, 90%– в строительстве и торговле [2, с. 35]. Становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем реформирования российской экономики. Если в конце 80-х гг. большинство предпринимателей занимались именно малым бизнесом, то в настоящее время в РФ картина иная.

Во всех развитых странах мира на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. В малом бизнесе в настоящее время занято более половины мировых ресурсов рабочей силы. В США при получении государственного заказа крупной корпорацией законом предусмотрено, что 20% она должна распределить на предприятия малого и среднего бизнеса [3]. Поэтому поддержка и развитие этого сектора является важной составляющей экономической политики государства.

Опережающее развитие малого и среднего бизнеса должно обеспечить экономический рост, увеличение ВНП, повышение жизненного уровня населения страны, усиление интеграции в мировое сообщество. Однако этому мешают постоянно возникающие споры между российскими предпринимателями и их партнерами. Значительную помощь здесь призваны оказать третейские суды, которые созданы во многих регионах страны. Они образуются самими предпринимателями в виде постоянно действующих организаций, либо путем назначения спорящими сторонами авторитетных и знающих лиц, которым они доверяют рассмотрение конкретного спора и решению которого будут обязаны подчиниться.

В большинстве отраслей российской экономики отсутствует конкурентная среда. Государство очень слабо оказывает помощь мелкому и среднему бизнесу. А ведь сегодня стал очевидным факт, что именно этот сектор должен стать гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Это имеет большое значение в настоящее время не только для становления рынка, но и для обеспечения занятости населения.

Для внедрения предприятиями научных достижений государство должно способствовать созданию благоприятных стартовых условий для малого бизнеса путем предоставления льготных кредитов и дотаций. В нашей же стране положение в малом предпринимательстве очень сложное. Причины этого заключаются в нехватке собственных денежных средств, неплатежеспособности потребителей продукции, нестабильности правовых норм и налоговой политики, бюрократическом давлении, недостаточном развитии рынков сбыта и сырья.

В стране происходит тотальная криминализация малого бизнеса. Постоянные проверки контрольно-ревизионных органов тоже в значительной степени мешают малому предпринимательству. Они носят бессистемный характер. Полномочия контролирующих органов регулируются внутриведомственными инструкциями и не являются общедоступной информацией. Это приводит к неспособности предпринимателей отстоять свои интересы и ведет к произволу чиновников.

Все перечисленные факты способствуют снижению численности малых предприятий. До сих пор этот сектор бизнеса рассматривается местными администрациями как незначительный фактор экономического развития. Отсюда следует, что российское малое предпринимательство представляет собой ещё не вполне устоявшийся социальный слой с неоднородными профессиональными, моральными и социальными характеристиками. Однако уже сегодня в стране есть немало предпринимателей, для которых деловая порядочность, незапятнанное собственное имя и марка фирмы дороже сиюминутных финансовых выгод. Более того, многие из них стали заниматься благотворительностью, что способствует возрождению дореволюционных традиций.


Источники:

1. Московские новости. – 2007. ‑ №6. ‑ с. 39.
2. Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. – М.: Институт стратегического анализа и развития предпринимательства, 1998. ‑ с. 45.
3. Промышленник России. – 2005. ‑ №1. ‑ с. 7.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 00:09:18