Роль Газпромбанка в формировании европейского рынка электронной коммерции

Примак А.Г., Раньков Ю.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (12), Декабрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Примак А.Г., Раньков Ю.И. Роль Газпромбанка в формировании европейского рынка электронной коммерции // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 12. – С. 97-107.

Аннотация:
Основной из существующих преград, тормозящих развитие электронной коммерции, является отсутствие четкой согласованной законодательной базы. К сожалению, наше законодательство не всегда успевает оперативно реагировать на появление новых рыночных категорий. По этой причине часто возникают вопросы о законности заключенных электронным способом договоров, налогообложении электронных сделок, достоверности электронной подписи и т. д. (Окончание. Начало в № 11 2000)

Ключевые слова: электронная коммерция, Газпромбанк

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Окончание. Начало в № 11 2000.

Основной из существующих преград, тормозящих развитие электронной коммерции, является отсутствие четкой согласованной законодательной базы. К сожалению, наше законодательство не всегда успевает оперативно реагировать на появление новых рыночных категорий. По этой причине часто возникают вопросы о законности заключенных электронным способом договоров, налогообложении электронных сделок, достоверности электронной подписи и т. д.

В настоящее время российская законодательная база в области электронного бизнеса находится в стадии формирования, представляя собой выдержки более чем из 50 федеральных и иных законодательных актов. Правда, в этом направлении наметились положительные тенденции.

На последних слушаньях в Государственной Думе, посвященных развитию электронной коммерции звучали предложения ориентироваться на типовой закон “Об электронной коммерции” (Model Law On Electronic Commerce), разработанный комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) в 1996 г. Этот закон является своего рода базовым шаблоном, на основе которого страны могут разрабатывать национальное законодательство в области электронной коммерции.

Кроме того, к проблемам российского сегмента Интернет относятся и отсутствие регламентирующих органов, и низкокачественные каналы передачи данных, да и относительная дороговизна использования Интернет. Решаются вопросы и с соблюдением авторского права в сети Интернет. В июне 2000 года в Москве состоялось общее собрание учредителей "Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям" (РОМС), которое представит в сети Интернет интересы всех правообладателей.

Понятно, что российские банковские институты не могут не заинтересоваться новыми, бурно развивающимися технологиями, грозящими со временем существенно повлиять на структуру банковских услуг. И в этой ситуации Газпромбанк, как один из ведущих российских банков, не может оставаться в стороне.

В настоящее время Газпромбанк является одним из крупнейших банков России. Положение Газпромбанка как основного кредитно-расчетного банка газовой отрасли определило особое внимание к развитию его региональной инфраструктуры. Действующие и открываемые филиалы Банка, его дочерние банки и банки с участием в капитале располагаются во всех регионах добычи, транспортировки и переработки природного газа.

В целях дальнейшего совершенствования банковского обслуживания ОАО “Газпром” в июне 1999 года создана Межрегиональная банковская группа газовой промышленности в составе Газпромбанка и ряда банков, в уставном капитале которых он принимает участие: “Белгазпромбанк” (Белоруссия, г. Минск), КБ “Газэнергопромбанк” (Московская обл.), ИКБ “Европейский” (г. Калининград), АКБ “Интрастбанк” (г. Москва), КБ “Севергазбанк” (г. Вологда), АКБ “Сибирьгазбанк” (г. Сургут), КБ “Сочигазпромбанк” (г. Сочи).

В состав Совета группы вошли руководители банков-участников, а его Председателем избран Председатель Правления Газпромбанка В.И. Тарасов. Деятельность и перспективное развитие банков-участников Межрегиональной группы неразрывно связаны с потребностью в банковском обслуживании предприятий и организаций газовой промышленности.

Газэнергопромбанк осуществляет функции уполномоченного банка отрасли в Московской, Белгородской и Рязанской областях. Севергазбанк ‑ в Вологодской, Мурманской и Ярославской областях. Сибирьгазбанк ‑ в Тюменской области. Банк “Европейский” ‑ в Калининградской области. Сочигазпромбанк ‑ в Краснодарском крае. Региональная сеть группы включает, помимо 8 головных офисов, около 50 филиалов.

В прошедшем году началось внедрение трехуровневой схемы управления региональной инфраструктурой группы Газпромбанка (Центральный офис ‑ дочерний банк (филиал КБ “Газпромбанк”) ‑ филиал дочернего банка (операционная касса КБ “Газпромбанк”). В частности, дочерний Газэнергопромбанк открыл 3 собственных филиала. В филиальной сети Севергазбанка насчитывается 7 филиалов. В прошедшем году филиалами Газпромбанка открыто 10 дополнительных офисов и операционных касс.

В 1999‑2000 годах развитие региональной инфраструктуры Банка будет проводиться в тесной увязке с подписанными и готовящимися Соглашениями о сотрудничестве между ОАО “Газпром” и органами власти субъектов Российской Федерации. Предполагается создание на местах совместных офисов Газпромбанка и Компании “Межрегионгаз” (рис. 1).

В настоящее время Банк уделяет огромное внимание высоким технологиям. Большое значение для дальнейшего развития корпоративной системы связи имело участие банка в проекте, связанном с запуском и вводом в эксплуатацию в 1999 году ИСЗ “Ямал-100”. В настоящее время Центральный офис банка работает с 12 филиалами, используя спутниковые каналы связи.

Отраслевая Система безналичных расчетов на основе пластиковых карт Газпромбанка охватывает основные и дочерние структуры ОАО “Газпром”, а также предприятия и организации, связанные с отраслью договорными отношениями. Целью ее создания является обеспечение гарантированного проведения расчетов в условиях инфляции и кризиса традиционных платежных инструментов, ориентированных на наличные формы расчетов. Кроме того, переход на безналичную карточную технологию расчетов обеспечивает сохранение в отраслевой системе части фонда заработной платы и его использование как одного из источников льготного кредитования отраслевых предприятий и организаций.

В начале 1999 года успешно сдана первая и началась реализация второй очереди Системы. Центры обслуживания по пластиковым картам созданы в 20 регионах России на базе филиалов Банка и банков, входящих в Межрегиональную банковскую группу газовой промышленности. По пластиковым картам Газпромбанка обслуживаются около 145 тыс. сотрудников свыше 100 предприятий отрасли. В инфраструктуре Системы к концу 1999 года работали более 450 торговых терминалов и 210 банкоматов (100 торговых терминалов и 80 банкоматов установлены в прошедшем году).

С октября 1998 года функционирует Главный процессинговый центр Системы при центральном офисе Газпромбанка в Москве. Основным технологическим звеном его является аппаратно-программный комплекс TP II фирмы IFS International. Ввод его в эксплуатацию в 1999 году позволил значительно снизить финансовые риски, возникающие при резервировании средств в расчетных банках платежных систем, обеспечить технологическую безопасность и автономность платежной системы ОАО “Газпром”.

Банк имеет статус принципиального члена международных платежных систем Visa и Europay, производит эмиссию и обслуживание пластиковых карт этих систем, а также распространяет карты American Express. С 1999 года осуществляется собственный процессинг карт системы Visa. Банк имеет статус принципиального члена международных платежных систем VISA и Europay, производит эмиссию и обслуживание карточек этих систем и карточек American Express.

С целью дальнейшего повышения эффективности расчетов в конце 1998г. был создан Расчетный центр. На базе центра создана корреспондентская сеть, охватывающая филиалы банка, Банки межрегиональной банковской группы газовой промышленности и банки-корреспонденты в 45 регионах России.

В 1998 году был создан электронный архив финансовых и распорядительных документов. Система позволяет осуществлять поиск документа в течение нескольких секунд. Это был первый шаг в направлении формирования подхода к работе с электронными видами документов.

Понадобилось около года для того, чтобы сотрудники освоили систему и перешли от состояния полного неприятия к ощущению необходимости системы для деятельности. В этом году мы планируем тиражирование на филиалы и построения единого распределенного архива.

Такие результаты позволили нам сделать следующий шаг – создать всеобъемлющую систему документооборота Банка. Мы перешли на качественно новый уровень управляемости. Для этого нам пришлось провести реинжениринг всех происходящих в банке бизнес-процессов. Применение самых современных форм системного анализа и подходов к построению бизнес-логики позволило существенно их оптимизировать и создать совершенную систему документооборота.

Сейчас мы имеем полную картину работы банка, состояния документов и бизнес-процессов.

За время внедрения и использования систем в Банке появилась культура работы с безбумажными технологиями и Банк готов к полному переходу на электронные документы. Этот фактор мы учитываем при построении АБС, в основу которой закладываем работу с использованием безбумажных технологий.

Очень большое значение Банк уделяет развитию партнерства как в области банковского бизнеса(ABN AMRO, Douche Bank, АРБ), так и в областях связанных с высокими технологиями (Российская Академия Наук, Cognitive Technologies, Интернет Проект, Hewlett Packard, NCR,). Это позволяет обмениваться опытом и находить новые пути в совершенствовании и использование самых новейших технологий.

В период роста Банка на первый план вышел вопрос повышения управляемости распределенной структуры и планирования бизнеса. Основываясь на богатом опыте использования новых технологий, была предложена уникальная концепция построения АБС. Основными элементами этой концепции являются (рис. 2).

Модель АБС основана на Централизации Модулей вокруг Системы управления банком и Общего канала данных (в отличие от сегодняшней ситуации, когда “центром системы” является Главная книга).

Интеграция новых технологий (Internet_banking, WAP) на стадии разработки АБС, переход на безбумажную технологию и построение инструментария для гибкой настройки системы на новые виды банковского бизнеса обеспечили создание системы совершенно нового уровня, позволяющую:

а) гибко управлять распределенной структурой банка;

б) работать на самом современном технологическом уровне;

В условиях стремительного роста Банк уделяем особое внимание развитию Интернет- и Интранет-технологий.

Банк начал с информационного сайта (www.gazprombank.ru), который в ближайшее время будет преобразован в комплекс сайтов банковской группы. Получается прообраз финансово-экономического информационного портала. Это первый шаг к унификации стиля и образа банковской группы.

При стремительном росте банка очень остро встал вопрос обучения сотрудников. При нашей распределенной структуре это очень затратное мероприятие и связанное с длительным отрывом людей от работы.

Было принято решение использовать Интернет-технологии для обучения сотрудников. Таким образом, мы начали создавать систему дистанционного обучения. Система получается довольно сложная, помимо основы системы, которую можно наполнять различными курсами. Существует модуль сертификации персонала.

Сейчас мы видим полную картину уровня подготовки сотрудников и можем проводить сертификацию практически без отрыва от основной работы.

При решении вопроса управляемости банковской структуры в целом, мы также решили использовать современные технологии и создать вунутрибанковское СМИ (средство массовой информации). При построении системы мы не только поставляем информацию, как это делается в традиционных СМИ, но и работаем с целевыми группами. В этом случае, эффективно не только предоставлять необходимую для рабочего процесса информацию, но и использовать механизмы составления портрета целевой аудитории, определять необходимые воздействия и исходя из этого, подбирать информацию для группы. Мы получаем действительно гибкий механизм повышения управляемости структуры в целом.

Кроме того, введение единых регламентов, унификация процессов, происходящих внутри структуры, позволяет банку выйти на новый качественный уровень работы.

Этим далеко не исчерпываются возможности, которые дает нам применение Интранет-технологий. Здесь виден потенциал для возникновения абсолютно новых технологий с еще большей эффективностью.

Опыт эффективного применения новейших технологий, широкая филиальная сеть и опора на реальный сектор экономики дает нам основание предполагать, что Банк займет доминирующую позицию в области электронной коммерции в России в ближайшие 1-2 года. Мы понимаем серьезность такого заявления. В тоже время, детальная проработка нами и нашими партнерами схемы развития Банка в этом направлении дает все основания для такого заявления.

В планах Банка на ближайшие два года создание:

1) автоматизированной банковской системы;

2) Системы управления Банка;

3) единого информационного пространства Банка;

4) Финансово-Экономический Портала.

Перечисленные направления – лишь небольшая часть планов Банка. Огромные ресурсы кроются в совершенствовании системы управления и снижении себестоимости за счет использования современных технологий. Особенно перспективно их внедрение для обслуживания предприятий нефтегазовой отрасли, находящихся на обслуживании в Банке, или банках, входящих в Межрегиональную банковскую группу газовой промышленности.

В заключение еще немного цифр, но уже относительно европейского рынка электронной коммерции. Одна из ведущих консалтинговых компаний мира The Boston Consulting Group опубликовала исследование европейского рынка электронной коммерции. В 1999 г. рост европейского рынка электронной коммерции составил 200% и превзошел рост американского рынка (145%).

Общий оборот западноевропейского рынка электронной коммерции в 1999 г. составил $3,5 млрд. и концу этого года достигнет $8,9 млрд., говорится в исследовании. BCG ожидает, что в течение нескольких следующих лет темпы роста электронной коммерции по-прежнему будут исключительно высокими. Общий оборот рынка электронной коммерции в Европе 2002 г. вырастет более чем в 13 раз и достигнет приблизительно $44,6 млрд.

Три четверти рынка электронной коммерции, по оценкам BCG, составляют четыре категории продуктов:

‑ туристические услуги;

‑ компьютерные комплектующие и программные продукты;

‑ книги и финансовые услуги.

Степень распространения Интернет резко отличается в Европе от страны к стране — от 54% в скандинавских странах до 16% во Франции и 18% в Испании.

Как видно, потенциал европейского рынка чрезвычайно высок, что не может остаться без внимания международных Интернет-компаний, все более расширяющих свое присутствие на нем. Как следствие, тем компаниям, которые собираются выйти на новый для них сектор рынка, необходимо учитывать стремительное его развитие и наличие жесткой конкуренции.

Однако, развитие электронной торговли – неоспоримый факт, и как любое новое дело требует соответствующей поддержки.

Газпромбанк, являющийся членом Европейского Экономического Конгресса принимает активное участие в формировании европейского рынка электронной коммерции. Для этого, в рамках Комитета по законодательству, банкам и финансам Европейского Делового Конгресса создается Подкомитет по поддержке электронного бизнеса, который с одной стороны будет осуществлять деятельность по развитию европейских проектов в области электронного бизнеса, с другой – проводил работы по стандартизации принципов Интернет-коммерции в Европе (рис. 3).

В дополнение к этому, при участии ведущих компаний и банков Европы, в том числе Газпромбанка, планируется создать Европейский Фонд поддержки электронной коммерции, который будет финансировать наиболее перспективные проекты в этой области. Второй необходимой составляющей рынка электронной коммерции является выработка общих принципов деятельности. Для этого предполагается создание при участии государственных органов европейских держав Сертификационного Центра, ориентированного на разработку и поддержку единых регламентов в области электронной коммерции.

Являясь активным участником этих процессов Газпромбанк и Межрегиональная банковская группа газовой промышленности в целом намерены обеспечить своим клиентам оптимальные условия финансовой деятельности, используя самые современные технологии.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:37:38