Зонирование и мониторинг социально-экономического развития региона

Герасенко В.П., Герасенко П.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (116), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Герасенко В.П., Герасенко П.В. Зонирование и мониторинг социально-экономического развития региона // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 8. – С. 84-87.

Аннотация:
Нами разработаны направления расширения и углубления проблемы экономического зонирования и мониторинга социально-экономического развития регионов, в информационную основу которых положены идеи построения индекса развития человеческого потенциала, предложенные статистической комиссией Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, экономика региона, экономическое зонирование



Нами разработаны направления расширения и углубления проблемы экономического зонирования и мониторинга социально-экономического развития регионов, в информационную основу которых положены идеи построения индекса развития человеческого потенциала, предложенные статистической комиссией Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) [2].

При построении векторного критерия оптимизации регионального развития на областном и районном уровне принятия управленческих решений нами использованы официальные статистические материалы, опубликованные Министерством статистики и анализа Республики Беларусь [1, 3, 4, 5]. Границы выделения изучаемого региона определяются целью социально-экономического исследования, значимостью факторов развития человеческого потенциала и закономерностями их изменения.

В качестве изучаемых регионов могут быть определены территория государства в целом; административно-территориальные образования областного и городского уровней; территории по уровню радиоактивного загрязнения местности; территории с отличительными природными факторами (Белорусское полесье, климатические зоны и т.д.).

На современном уровне решение изучение социально-экономического развития региона должно осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям:

1. Социально-экономическое зонирование.

2. Мониторинг социально-экономического развития региона.

В практической деятельности при принятии решений на региональном уровне широко используется экономическое зонирование по какому-либо одному приоритетному признаку (климатические зоны, плодородие земель, глубина промерзания, доходы населения, товарные рынки и т.д.).

При более глубоком изучении данной проблемы обычно возникает необходимость выделения экономических зон в изучаемом регионе по некоторому интегральному признаку, который формируется из нескольких частных социально-экономических показателей. В общем случае возможны различные подходы к выделению таких приоритетных частных социально-экономических показателей и обоснованию их весовых характеристик.

Социально-экономические показатели, используемые в региональных исследованиях, обычно имеют вероятностную составляющую и определенное развитие в пространстве и времени. В практической деятельности отдельные показатели могут претерпевать опасные изменения, связанные с возникновением аварийных ситуаций (загрязнение природной среды, изменение климата и т.д.). Следовательно, возникает необходимость непрерывного отслеживания динамики изменения социально-экономических показателей развития региона и уточнения границ выделяемых экономических зон. Эта задача может быть решена на основе мониторинга социально-экономического развития.

Система зонирования социально-экономического развития региона в конечном итоге должна быть нацелена на оптимальное решение следующих задач:

1. Создание условий для развития человеческого потенциала.

2. Управление экологическим фактором с учетом возможностей рекреации природной среды и ресурсного потенциала.

3. Обоснование приоритетов в привлечении инвестиционных вложений по экономическим зонам и видам хозяйственной деятельности.

4. Оптимизация налогообложения с учетом региональных факторов.

Для решения выделенных приоритетных экономических задач в региональном исследовании представляется целесообразным выделение следующих этапов реализации алгоритма зонирования и мониторинга социально-экономического развития региона:

1. Экономическое зонирование на областном уровне.

2. Анализ устойчивости границ выделения экономических зон.

3. Оценка существенности влияния изучаемых факторов на региональный интегральный показатель человеческого развития.

4. Корреляционный анализ региональных факторов развития человеческого потенциала.

При практическом осуществлении мониторинга социально-экономического развития региона данные этапы могут иметь различные временные интервалы в зависимости от динамики изменения социально-экономических показателей и состояния окружающей среды. При этом в качестве входных сведений должны использоваться базы данных с непрерывным обновлением содержательной информации.

Способы решения поставленной проблемы. Существует необходимость выхода за пределы изученного и ориентации на новую парадигму регионального управления, основу которой должен составлять учёт качественных и количественных параметров, определяющих векторный критерий максимизации развития человеческого потенциала. При таком подходе предполагается, что направления и критерии совершенствования управления регионами будут соответствовать Программе развития ООН.

В качестве исходных положений настоящего исследования приняты следующие:

- переосмысление процесса и структуры регионального управления с позиции системного подхода, достижения теории и практики регионального управления и использования возможностей новых информационных технологий;

- интеграция социального, экономического и информационного направлений совершенствования регионального управления. На этой основе проведение мониторинга по интегральному критерию или индексу развития человеческого потенциала, который учитывает продолжительность жизни, уровень грамотности, реальный доход на душу населения и т.д.;

- учёт основных воспроизводственных циклов региональной экономической системы; природных ресурсов, трудовых ресурсов, продовольственных ресурсов, социально-бытовых услуг, производственных услуг, информации и знаний, финансово-кредитных и денежных ресурсов, инвестиционно-строительного процесса, услуг рыночной инфраструктуры;

- прогнозирование возможных направлений развития социально-экономической ситуации для оптимизации регионального управления, при которой можно действие положительных факторов усилить, а действие отрицательных ослабить.

Решаемая задача представлена как многомерная с рассмотрением проблемы человеческого потенциала, развивающаяся во времени и территориальном пространстве. В качестве входной информации используется значительное количество определяющих взаимосвязанных признаков, отражающих различные стороны развития человеческого потенциала.

Выполненное исследование показывает необходимость коренного изменения подходов к изучению социально-экономических параметров регионов и обоснованию оценки их экономического потенциала с учетом взаимосвязи факторов развития человеческого капитала.


Источники:

1. Денежные доходы и расходы населения Республики Беларусь. Статистический сборник. — Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2006.

2. Доклад о развитии человека за 2002 год. Издано по заказу Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) — Нью-Йорк: Оксфорд Оксфордюниверсити-пресс, 2002.

3. Труд и занятость в Республике Беларусь. Статистический сборник. — Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2004.

4. Финансовые результаты предприятий и организаций Гомельской области за январь-декабрь 2005 года Статистический сборник. — Гомель: Гомельское областное управление статистики, 2006.

5. Финансы Гомельской области. Статистический сборник. — Гомель: Гомельское областное управление статистики, 2006.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:57:56