Планирование предпринимательской деятельности в условиях внешнеэкономической либерализации

Колмакова Т.Е., Воронин В.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (116), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Колмакова Т.Е., Воронин В.П. Планирование предпринимательской деятельности в условиях внешнеэкономической либерализации // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 8. – С. 4-8.

Аннотация:
Современный этап транзитивной экономики России характеризуется такими отношениями как перераспределение собственности, рейдерскими «набегами», криминализацией предпринимательства, искусственным банкротством предприятий. Они усиливают неопределенность, свойственную рыночной экономике, при осуществлении предпринимательской деятельности. Поэтому одним из путей преодоления этих закономерностей рынка является использование плановых основ ведения бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, планирование, внешнеэкономическая либерализация

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современный этап транзитивной экономики [1] России характеризуется такими отношениями как перераспределение собственности, рейдерскими «набегами», криминализацией предпринимательства, искусственным банкротством предприятий. Они усиливают неопределенность, свойственную рыночной экономике, при осуществлении предпринимательской деятельности. Поэтому одним из путей преодоления этих закономерностей рынка является использование плановых основ ведения бизнеса.

В настоящий момент все большое значение в осуществлении предпринимательской деятельности играют такие факторы, как:

‑стабилизация экономического развития РФ на макроуровне;

‑ объективная потребность в методическом и методологическом обосновании стратегии предпринимательской деятельности предприятия на микроуровне.

На первое место выходит предпринимательская деятельность предприятий и ее основные составляющие ‑ товарная политика, коммерческая деятельность и сбытовая стратегия. Все это в совокупности диктует необходимость и неотвратимость внедрения в предпринимательскую деятельность научных основ плановых начал, стратегического планирования и прогнозирования на различных уровнях управления народным хозяйством.

Предстоящее присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) предполагает дальнейшую либерализацию внешнеэкономической деятельности, упрощения доступа иностранных компаний на наш внутренний рынок, что неизбежно ужесточит конкуренцию предприятий за потребителя.

Во-первых, на российский рынок приходит все большое количество иностранных компаний, реализацию продукции которых осуществляют многие ведущие российские торговые сетевые.

Во-вторых, завершается переход производства абсолютного большинства продуктов питания под контроль транснациональных корпораций (ТНК).

В-третьих, на российский рынок проникают ТНК, которые специализируются на производстве продовольствия на экспорт из российского сырья.

С позиции макроэкономики – это свидетельствует обо всё более тесной интеграции России в мировую экономику, дальнейшем экономическом развитии России, росте производства продукции и экспортного потенциала, увеличения числа рабочих мест. То есть налицо вполне приемлемые результаты рыночных преобразований. Однако с позиции микроэкономики оценка не столь однозначна. В этих условиях российским предприятиям важно выработать наиболее приемлемую конкурентную стратегию.

В этой связи считаем задачей первостепенной важности разработку генерального проекта (принципов) территориального размещения промышленных предприятий без ущерба для сокращения численности занятого населения (количества рабочих мест), использования имеющейся квалифицированной рабочей силы, местных сырьевых ресурсов.

Тем более что непродуманная (а точнее, преступная) ликвидация профтехучилищ привела к сокращению профессионально и квалифицированно подготовленных кадров рабочих профессий и полному прекращению их подготовки. Происходило это под предлогом рыночных преобразований: государство не обязано заботиться о кадрах для частных предприятий, предприниматели сами должны готовить себе рабочие кадры.

Тем самым государство отказало в поддержке предпринимательства в одном из самых стратегических направлений, последствия которой существенно тормозят реализацию провозглашенного президентом России курса на инновации и нововведения как условие экономического прорыва к высоким технологиям. Последние обусловливаются совокупностью компонент (ресурсов) определенной структуры и производительности: знаний и опыта, материалов и оборудования, технологий и др. Они не всегда однозначно оцениваются, особенно с позиции системного межрегионального подхода.

Привлекательные нововведения могут вести и к свертыванию производства продукции по иным («традиционным») технологиям. Так, например, открытие в Воронежской области современнейшего комбината по производству подсолнечного масла в оригинальной упаковке транснациональной компанией «Бунге» привело к сокращению производства масла старой, но более прогрессивной (с позиции потребительских свойств масла) технологии – методом холодного отжима, которое осуществляется на малых предприятиях области.

Более того, ТНК «Бунге» в своей стратегии заложило возможность закупки такого подсолнечного масла, произведенного малыми предприятиями, для последующей его переработки с целью приведения ряда его показателей к европейским стандартам. В конечном итоге это предполагает переориентацию продукции на зарубежные рынки в ущерб российскому. Между тем как обеспеченность населения Центрального Черноземья растительным маслом не превышает 80% от рекомендуемой нормы.

В связи с подорожанием продовольствия и отсутствия достаточных посевных площадей в Европе российский рынок маслосемян и подсолнечного масла становиться весьма привлекательным для западных компаний. Улучшаются и экспортные показатели России, но в результате растут цены на подсолнечное масло на внутреннем рынке.

Если летом 2007 г. бутылка подсолнечного масла емкостью 0,5л на воронежском рынке продавалась по цене 30-35 руб., то уже в апреле 2008 г. ее цена достигла 75 руб. ТНК «Бунге» объясняет это ростом мировых цен. Но мировые цены на растительное масло выросли не более чем на 80%, тогда как в месте произрастания и переработки подсолнечника в условиях дешевой рабочей силы розничные цены в годовом исчислении выросли 2,4 раза.

С российского рынка, точнее с сектора для малообеспеченных потребителей, с районных и городских продовольственных рынков, на которые, в основном, работают малые предприятия, исчезает дешевое, доступное населению подсолнечное масло. Потребители вынуждены переключаться на продукцию торговых сетей, которые реализуют продукцию крупных производителей, ТНК.

С учетом использования в Европе растительного сырья, прежде всего рапса, для изготовления биотоплива, роста цен на энергоресурсы, мировые цены на сельхозпродукты будут расти и впредь. Эксперты ООН, Международного валютного фонда и Всемирного банка уже признали, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе цены на продовольствие будут расти. А это может создать угрозу стабильности во всем мире [3].

Пополнять выбывающие продовольственные ресурсы Европы ТНК будут стремиться за счет России, точнее российских посевных площадей, побуждая сельхозпредприятия к расширению посева подсолнечника за пределы допустимых размеров, не беспокоясь о будущем качестве российской почвы. Полагаем, что необходимые экономические стимулы для этого у них имеются. Не учитывать этого возможного чрезвычайно негативного варианта развития в условиях расширяющейся либерализации экономики государство не только не может, но и не имеет права.

С другой стороны, приходящие в Воронежскую область российские предприятия организуют производство конечной продукции, рассчитанной на российских потребителей, создавая тем самым конкуренцию иностранным компаниям. Так, например, начавшая свою деятельность одновременно с ТНК «Бунге» группа компаний «Стеклов» построила завод по выпуску пластиковых окон, которые создали конкуренцию импортной продукции с более низким ценовым диапазоном [4].

Следовательно, российские предприятия имеют прямо противоположные в сравнении с ТНК цели при освоении российских региональных рынков. Отсюда следует, что приходящие на рынок инвестиции инвестициям рознь, даже те из них, которые направляются на производство продукции.

Таким образом, планирование предпринимательской деятельности предприятия требует наличия и выработки обоснованной государственной промышленно-торговой политики, учитывающей интересы регионов, малых предприятий и населения в долгосрочной перспективе. В этой связи не может быть полной свободы предпринимательства регионов, нужна координация этой деятельности в российских интересах и в интересах населения не только на региональном, но и на федеральном уровнях.


Источники:

[1] Кочурова Л.И. Регулирование торгово-производственной сферы развитого рынка: Учебное пособие/ Л.И. Кочурова. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 222 с.- ISBN- 5-282-02609-0

[2] Хаустов Ю.И. Методология экономических исследований в ретроспективе: учеб. пособие / Ю.И. Хаустов, П.А. Канапухин : Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. – 208 с. - ISBN 5-9273-0806-6

[3] Миру предсказали голод и войну/ htpp//www.rg.ru/2008/04/15/golod.html

[4] Бычина Ирина, Андрианова Мария. «Стеклов» прорубает окно в регионы. Компания открывает завод под Воронежем / Коммерсант, 2008, № 65.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 07:49:41