Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2008

Создание оптимальной системы управления территориальным жилищно-коммунальным комплексом малых городов

Ахтулов Алексей Леонидович, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Управления качеством и сертификации» Сибирской государствен-ной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ), Россия

Подкосова Татьяна Дмитриевна, аспирантка факультета экономики и управления Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ), Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 34

Аннотация:
Существующая муниципальная система управления ЖКХ неэффективна. Это проявляется, прежде всего, в нерациональном управлении финансовыми потоками и полной их непрозрачности. Об этом свидетельствует также в крайне низкий уровень участия объединений граждан и частного бизнеса в управлении и обслуживании жилищного фонда и обеспечении населения жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ).

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Ахтулов А.Л., Подкосова Т.Д. Создание оптимальной системы управления территориальным жилищно-коммунальным комплексом малых городов // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 12. – С. 98-101.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Существующая муниципальная система управления ЖКХ неэффективна. Это проявляется, прежде всего, в нерациональном управлении финансовыми потоками и полной их непрозрачности. Об этом свидетельствует также в крайне низкий уровень участия объединений граждан и частного бизнеса в управлении и обслуживании жилищного фонда и обеспечении населения жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ).

Функционирующая в настоящее время муниципальная система управления жилищно-коммунальным комплексом (ЖКК) России характеризуется несколькими основными негативными признаками:
‑ хроническим недофинансированием и, как следствие этого, высоким процентом износа основных средств;
‑ действием, преимущественно, административных методов управления (основная доля предприятий ЖКХ носит статус муниципальных или государственных унитарных предприятий). Это, естественно, является препятствием для привлечения частного капитала в производственный сектор ЖКХ, развития конкуренции на рынке ЖКУ;
‑ отсутствием вертикали управления отдельными элементами ЖКХ. В связи с этим оказались практически неуправляемыми процессы проведения единой технической политики, материально-технического, нормативно-методического, кадрового обеспечения производственного сектора отрасли.

ЖКХ в форме межмуниципальных коммерческих компаний

Переход к рыночным формам ЖКК может быстрее и эффективнее осуществляться там, где производственные отношения строятся на взаимовыгодной основе. То есть переход на рыночные отношения, безубыточная и эффективная деятельность при сохранении административной модели управления не реализуемы. Поэтому построение более эффективного механизма функционирования территориального ЖКХ возможно в рамках создаваемой межмуниципальной компании в форме закрытых или открытых акционерных обществ (ЗАО и ООО) [1].
Тогда материально-производственной базой создания такого комплекса будет являться:
‑ производственный персонал и муниципальное имущество, находящиеся на текущий момент в хозяйственном ведении муниципальных предприятий;
‑ имущество муниципального района, которое должно быть передано вновь создаваемым муниципальным образованиям в свете реализации Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [1]. Это является правовой основой создания вышеописанной структуры и формирования уставных капиталов многофункциональной компании с учетом соответствующих статей законов об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью [2, 3].

Направления развития территориальных ЖКК

В этом случае оптимизация управления территориальным ЖКК должна включать разработку и реализацию мероприятий по следующим основным направлениям:
1. Инвентаризация финансовой задолженности, инвентаризация и переоценка активов предприятий, изъятие из хозяйственного ведения части производственных активов. Это имущество включается в виде долевого взноса в уставный фонд ООО по жилищно-коммунальному обслуживанию населения муниципального района.
2. Формирование рыночных механизмов функционирования ЖКК, распределение прав и обязательств между субъектами рыночных отношений в ЖКХ.
3. Совершенствование управления производственно-финансовой деятельностью, демонополизация деятельности производственных структур и развитие конкурентной среды в различных сферах ЖКХ. Развитие внутрихозяйственного расчета, арендного, коллективного и других форм подряда, с последующим созданием на базе подразделений компании самостоятельных специализированных предприятий среднего и малого бизнеса.
4. Развитие системы самоуправления объектами жилищного фонда. Создание института организованных собственников – ТСЖ, ЖК, ЖСК.
5. Обеспечение финансовой достаточности ООО и его дочерних предприятий, включающую в себя оптимизацию ценообразования и налогообложения, разработку и внедрение системы экономического стимулирования снижения издержек на производство ЖКУ (противозатратного механизма) с сохранением требований качества.
6. Организация экономического всеобуча руководителей и специалистов ЖКХ всех уровней с целью подготовки их для работы в рыночных условиях.

Этапы создания системы управления

Создание системы управления территориальным ЖКК, основанной на вышеизложенных принципах, целесообразно провести в два этапа.
Первый этап. Это создание в форме ЗАО или ООО межмуниципальной компании по жилищно-коммунальному обслуживанию населения и развитие экономической самостоятельности (хозрасчёта) производственных подразделений с перспективой их преобразования в самостоятельные предприятия.
В целях сохранения целостности имущественного комплекса муниципального образования он передаётся создаваемой компании при формировании её уставного капитала. Вновь образованные на территории района муниципальные образования получают долю в уставном капитале и соответствующие права в управлении компанией пропорционально доле их имущества в общем имущественном комплексе. Эквивалентом этой доли служит пакет акций при создании межмуниципального ЗАО или количество голосов при создании межмуниципального ООО компании. При этом очень важно, чтобы у муниципального района было не менее 26% акций или голосов для возможности реально управлять территориальным ЖКК.
Многопрофильная компания, обладающая довольно значительным имущественным комплексом и находящаяся под патронажем районной власти, становится привлекательной для потенциальных инвесторов и кредитных организаций. Это, в свою очередь, позволяет решать ряд насущных задач и вопросов. Например, участие в денежной форме юридических и физических лиц в формировании уставного капитала, что предусмотрено организационной структурой компании. Кроме того, использование имущественного комплекса в качестве залоговой массы позволяет решать вопросы получения кредитов и инвестиций для осуществления модернизации коммунальной инфраструктуры, капитального ремонта жилищного фонда, проведения лизинговых операций и т.п.
Предлагаемая форма управления производственным сектором ЖКХ через участие в его собственности вполне может обеспечить баланс интересов участников рынка ЖКУ при осуществлении необходимого участия в управлении муниципальных органов власти.
Второй этап. Это создание на базе специализированных и многоотраслевых хозрасчётных подразделений компании сети дочерних организаций в форме ООО и внедрение внутрихозяйственного расчета с последующим переводом производственных подразделений созданных дочерних организаций на арендный, коллективный и другие формы подряда.
Доминирующую роль в создании специализированных и многоотраслевых дочерних организаций должна играть базовая компания. В то же время, при формировании уставных капиталов создаваемых ООО роль частных лиц (юридических и физических) может быть весьма значительной. При этом важно, чтобы независимо от уставных фондов этих обществ имущество оставалось целостным и передавалось только на условиях аренды.

Новые возможности, связанные с развитием предпринимательства

Эффективный производственный механизм функционирования компании, в первую очередь, подразумевает разработку и внедрение внутрихозяйственных хозрасчетных отношений. В этом случае рыночные отношения будут строиться не только между предприятием и его внешними субъектами (органы власти, заказчики, подрядчики, потребители), но и между субъектами внутрифирменных отношений (администрацией, производственными подразделениями, сотрудниками).
Предлагаемая рыночная система управления ЖКК предполагает полную демонополизацию жилищно-эксплуатационной деятельности на уровне муниципального образования с формированием нескольких уровней конкурентной среды:
‑ на уровне дочерних компаний;
‑ на уровне арендных коллективов, малых, частных предприятий и предпринимателей;
‑ на уровне подрядных организаций.
Таким образом, реорганизация и оптимизация системы управления ЖКК муниципальных образований позволит снизить затраты, связанные с предоставлением услуг, и создаст все возможности для привлечения в отрасль частного бизнеса и развития малого предпринимательства в ЖКХ.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон: от 06.10.2003: № 131-ФЗ.
2. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах: федеральный закон: от 26.12.95: № 208-ФЗ.
3. Российская Федерация. Законы. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон: от 08.02.98: № 14-ФЗ.