Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2008

Транспортные ориентиры социально-экономического развития России

Курников Ефим Васильевич, Преподаватель Северо-Кавказской академии госу-дарственной службы, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 25

Аннотация:
Начало XXI в. ознаменовалось коренными изменениями в развитии всего человечества и отдельных стран. Они проявились в необходимости критического осмысления прошлого опыта, исторических воззрений, существующих теорий и поиска концептуальных подходов к разработке новой инновационной парадигмы.
Цитировать публикацию:
Курников Е.В. Транспортные ориентиры социально-экономического развития России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – С. 98-102.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Сегодня налицо переход к качественно новому технологическому укладу и способу производства. Он базируется на использовании телекоммуникационных технологий, стремительном развитии «новой экономики», интернет-бизнеса, создании глобальных информационно-финансовых центров и мобильных сетей связи. Это привело к развитию постиндустриального общества и поэтапного становления «цифрового мирового пространства».

В этой связи важное значение приобретает не просто выбор приоритетных направлений социально-экономической модернизации, а именно тех, которые можно отнести к наиболее перспективным с позиции возможности наиболее полной реализации национальных конкурентных преимуществ на основе применения последних научно-технических достижений и эффективного участия в глобальной системе разделения труда.

Транспорт — это свобода перемещения, обмена, развития…

 Одной из значимых составляющих этого процесса является транспорт. Он выполняет роль основного элемента инфраструктурной архитектуры современной цивилизации, связывая воедино мировое производство, распределение и потребление, обеспечивая бесперебойный процесс трансграничных товарных и пассажирских потоков. Сегодня, по сути, формируется новая транспортная система, которая будет определять географию экономического и цивилизационного развития.

В XXI в. перед Россией стоят задачи по разработке новой стратегии развития не только ее национальной экономики, но и транспортного комплекса.

В российской экономике значительно возрастает системообразующая роль транспорта, усиливая взаимосвязь как между задачами по его развитию в соответствии с новыми вызовами трансформации окружающего мира, так и с приоритетами инновационных преобразований. Гарантированное Конституцией РФ единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, сегодня возможны только на основе целенаправленного опережающего устойчивого развития транспорта.

Транспорт объединяет в единый комплекс все отрасли национальной экономики и общественно-социальные структуры. Он обеспечивает условия для ликвидации диспропорций в развитии регионов страны и неравенства доступности благ современной цивилизации городского и сельского населения. Транспорт также способствует обмену новейшими достижениями во всех отраслях народного хозяйства, науке и культуре. Он также, с одной стороны, является доминантой функционирования национальной экономики и индикатором ее эффективного устойчивого развития. С другой — адекватное развитие и оптимизация инфраструктуры транспорта позволяет использовать эффект мультипликатора [1] для повышения конкурентоспособности народного хозяйства в целом.

… но давайте расставим приоритеты,…

 В этой связи нам представляется, что государственную политику формирования транспортных ориентиров можно определить как систему приоритетов. Ими руководствуются органы власти, используя возможности отрасли для решения задач общественно-политического, социально-экономического и культурно-нравственного развития страны и ее населения.

Среди основных принципов, используемых государственными органами при определении форм и методов реализации этой политики, являются:

— ответственность государства за обеспечение устойчивого развития транспорта, за состояние и развитие опорно-стратегической транспортно-энергетической инфраструктуры;

— участие государства в развитии транспортной деятельности сводится к оптимально-разумному минимуму, при значительном повышении эффективности регулирования и контроля этой сферы;

— использование финансово-налогового регулирования как инструмента достижения заявленных приоритетов;

— развитие рынка транспортных услуг на основе конкуренции независимых транспортных операторов;

— активизация экспорта транспортных услуг как важнейшего фактора повышения уровня конкурентоспособности России;

— повышение доступности транспорта, развитие самой экономичной, безопасной и экологичной техники и др.

… не забудем про инновации…

 При этом, выстраивая ориентиры транспортного развития, следует учитывать тот факт, что российская экономика активно переходит от стабилизации к инновационному прогрессу. В период 2003—2007 гг. были созданы необходимые предпосылки для поддержания роста в среднесрочной перспективе на уровне не ниже 6—7 % в год. Но для того, чтобы эти предпосылки стали еще и достаточными, требуется предельно реально определить возможности и особенности экономической политики. Это тем более необходимо, что впервые в нашей обновленной стране разработан детальный трехлетний бюджет. То есть, фактически, задаются финансовые параметры социально-экономической политики [1]. И от того, как и какие будут выстроены приоритеты, зависит и траектория будущего развития страны, в том числе ее транспортной отрасли, и, в конечном итоге, решение основной задачи государства — роста уровня жизни и благосостояния граждан России.

Главным отличием предстоящего периода 2008—2010 гг. является то, что прежние источники экономического роста, во многом базирующиеся на благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, утратят свою силу. Во-первых, это касается снижения возможностей наращивания энерго-сырьевого экспорта. Во-вторых, это усиление ограничений со стороны транспортной инфраструктуры.

В этих условиях единственный способ поддержания достигнутых темпов экономического роста и обеспечение удвоения ВВП — переход на инновационный тип развития. Характеризуя экономическую политику России на ближайшие годы, президент Д.А. Медведев указал на ее отличительную особенность: «Это — развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности. Нами накоплен такой потенциал для развития, который позволяет осуществить качественное улучшение ситуации в экономике, в технологиях, в уровне жизни наших граждан и сформировать общество, по-настоящему устойчивое к внешним потрясениям» [2].

…передовую транспортную инфраструктуру, …

Это ключевая задача на предстоящее трехлетие и у нее есть несколько составляющих, одна из которых – транспортная инфраструктура. На это обратил внимание В.В. Путин: «Общеизвестно, что для нашей страны с ее огромной территорией современная и передовая транспортная инфраструктура — это поистине дорога в будущее, без всякого преувеличения. Она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода экономики к инновационному пути развития».

В целях уточнения приоритетов и задач государства в области развития транспортного комплекса и его инфраструктуры на долгосрочную перспективу были приняты концептуальные документы. Среди них ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации на 2010—2015 годы» [3], «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года».

…качество и доступность услуг

 В указанных программах отмечается, что формирование ориентиров и стратегических направлений развития отрасли должно осуществляться в тесном взаимодействии с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны. В связи с этим они включают:

— общетранспортные ориентиры;

— общесоциальные (подвижность населения и доступность транспортных услуг, снижение аварийности и др.);

— общеэкономические (представление транспортной отраслью полного объема высококачественных услуг, конкурентный уровень издержек в конечной цене продукции, использование современных механизмов развития конкурентной среды, проведение эффективной тарифной политики и др.).

Актуализация транспортных ориентиров социально-экономического развития определяет активную позицию государства как в части повышения качества услуг, снижения совокупных издержек общества, так и создания благоприятных условий перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития национального хозяйства. Это позволит России стать одним из лидеров глобальной экономики.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Материалы заседания Коллегии, посвященной итогам деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2006 году и задачам на 2007 год.
2. Выступление Д.А. Медведева на V экономическом форуме в г. Красноярске 15.02.2008 года // Российская газета. – 2008. – 16 февраля.
3. Мишарин А.С. Федеральная целевая программа развития транспорта до 2015 года: обновленная версия // РЖД-Партнер. – 2008. ‑ №5. – С. 6.