Роль Газпромбанка в формировании европейского рынка электронной коммерции

Примак А.Г., Раньков Ю.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (11), Ноябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Примак А.Г., Раньков Ю.И. Роль Газпромбанка в формировании европейского рынка электронной коммерции // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 11. – С. 96-103.

Аннотация:
Кто из нас, читая в детстве романы Джека Лондона, не мечтал отправиться на Аляску или в Калифорнию, чтобы присоединиться к отважным золотоискателям. Становясь взрослее, мы с грустью осознавали, что времена, когда, застолбив золотоносную жилу, Вы можете в одночасье стать миллионером, остались в далеком прошлом. Не впервые электронную коммерцию сравнивают с золотой лихорадкой.

Ключевые слова: электронная коммерция, Газпромбанк



История.

Основатели одного из самых популярных Интернет-порталов Yahoo... Дэвид Фило и Джерри Янг, еще будучи студентами, в1994 году приступили к систематизации ссылок на Интернет-ресурсы. Сегодня Джерри Янг ‑ один из самых молодых миллиардеров.

Рост рыночной капитализации компании GeoSites Japan составила в 1999 году около 1000%. Состояние Джеффа Безоса, основателя электронного книжного магазина Amazon.com, сейчас составляет около 9 млрд. долл. И все это в ценных бумагах "Amazon.com". Миллиардер-вундеркинд (ему 35) собрал его на онлайновой продаже книг менее, чем за три года, оставив позади даже Билла Гейтса.

В тоже время, всем памятна ситуация с обвалом курса акций технологических компаний, когда индекс NASDAQ снижался на сотни пунктов ежедневно, вызывая панику у их владельцев.

Видите, все очень похоже ‑ и возможность быстрого обогащения, и ажиотаж, с которым все бросились на поиски золота, и соотношение тех, кто сказочно разбогател, и "прогорел".

Как видно из приведенных фактов, вопросы Интернет-бизнеса следует воспринимать всерьез, не поддаваясь, однако нездоровому ажиотажу, раздуваемому средствами массовой информации вокруг этого вопроса.

Особенности.

Интернет-коммерцию или Электронную коммерцию мы понимаем, как модель ведения бизнеса, использующее Интернет как основное средство коммуникации, благодаря которому конечный потребитель может заказывать, оплачивать и даже получать товар!

Электронная коммерция имеет несколько особенностей:

а) относительная дешевизна использования;

б) независимость от границ и налогов государства;

в) круглосуточность продаж;

г) интерактивность общения с покупателем.

д) подробная информация о Ваших товарах и услугах;

е) возможность моментальной оплаты.

Традиционно электронная коммерция делится на два вида:

1) Business to business;

2) Business to customers

Причем доля Business to business составляет от 60 до 87% общего объема (рис. 1).

Компания Yankee Group предполагает, что на корпоративном рынке США будет потрачено около 2.780 млрд. долларов США к 2004 году, против 740 млрд. долларов США в 2000 году. Отчет предсказывает устойчивый рост корпоративного сектора, который в 2001 году составит 1,2 трлн. долларов США и удвоится к 2003 году.

Ключевые положения отчета таковы:

1) Сделки на электронных торговых площадках принесут около 850 млрд. долларов США во весь оборот электронной коммерции в корпоративном секторе к 2004 году;

2) В среднем 30% товаров и услуг будут покупаться компаниями в режиме on-line;

3) Доля обмена производственно необходимыми товарами и услугами через Интернет возрастет с менее чем 10% в 1999 году, до приблизительно 25% в 2004 году;

4) К 2004 году 40% товаров для эксплуатации, ремонта и организации производства будут продаваться в он-лайне, по сравнению с 2% в 1999 году;

5) Доля специализированных для конкретной отрасли товаров для эксплуатации, ремонта и организации производства будет в пределах 10-15% к 2004 году.

Но оценки компании Yankee Group не самые высокие: Forrester Research опубликовала оценку в 3,5 трлн. долларов для электронной коммерции в США к 2004 году, причем большая часть приходится на корпоративный сектор (рис. 2).

Европа несколько отстает по уровню развития электронной коммерции от США, но и здесь видны положительные тенденции. К концу 2005 года объем европейского сектора электронного рынка В2В-предложений достигнет внушительной цифры в 900 миллиардов евро, что будет составлять 6% от всего объема торговых соглашений между коммерческими компаниями. К таким выводам пришло агентство Forrester Research в отчете. Кроме того, в данном отчете отмечается, что объем сектора В2В-предложений быстрее всего растет в Германии и Великобритании, где уже в следующем году следует ожидать рост общего объема В2В-предложений на 200%. По оценкам некоторых экспертов в течение ближайших 10 лет объем европейского рынка электронной коммерции как минимум догонит, а возможно, и превысит объем рынка своего заокеанского партнера.

На фоне экспоненциального развития этого рынка отмечается появление новых технологий, еще более перспективных, чем уже существующие. К ним можно отнести целый ряд технологий, позволяющих использовать сотовые телефонные аппараты как полноценное средство коммуникаций.

В течение последнего года получила широкое развитие идея мобильного Интернет. И здесь на первый план выходит предоставление финансовой информации. По данным нового отчета компании Cyber Dialogue, специализирующейся на сетевых исследованиях, лишь 39% пользователей не интересуются финансовыми услугами, предоставляемыми через мобильный Интернет. Тех же, кто собирается пользоваться мобильным доступом в Сеть с этой целью, более всего интересуют: проверка состояния финансовых счетов ‑ 48%, прием и отправка электронной почты ‑ 47%, денежные переводы ‑ 27%, оплата счетов ‑ 25%, информация о курсах акций ‑ 24%, покупка акций ‑ 13%.

Однако среди пользователей, которые уже пользуются финансовыми услугами через Интернет, 95% заинтересованы в покупке акций через мобильные телефоны, а 93% ‑ в получении финансовой информации. Эта ниша рынка достаточно велика ‑ "30 млн. пользователей уже используют сеть для получения финансовых услуг", ‑ говорит Сэм Кэллард (Sam Callard), главный аналитик Cyber Dialogue`s Finance Practice.

В то же время, обращая внимание на новые перспективные технологии, ни в коем случае нельзя забывать о внедрении и развитии уже известного. Имеется в виду такое основополагающее для электронной коммерции явление, как Интернет-банкинг.

Многие ведущие финансовые институты мира завершили первый этап – создание собственных систем электронного банкинга, и перешли к следующей стадии – объединению и унификации предоставляемых услуг. Например, 6 июня заявили о запуске новой системы онлайнового доступа к торгам на валютном рынке ‑ FXall.com семь крупнейших финансовых компаний: Bank of America, Credit Suisse First Boston, Goldman Sachs, HSBC, J.P. Morgan, Morgan Stanley Dean Witter и UBS Warburg. Они предоставят своим клиентам дешевую систему круглосуточного онлайнового доступа к мировому рынку купли/продажи валют, ежедневный оборот которого составляет $1,4 трлн.

FXall.com автоматизирует процесс торгов валютой, позволив клиенту напрямую общаться со своим валютным дилером, а также получать все необходимую информацию о состоянии дел на рынке

Новые времена диктуют новые правила.

Теперь, на место, занимаемое банком в рейтинге, будет влиять использование высоких технологий. Рейтинговое агентство Moody's, которое входит в число трех наиболее влиятельных рейтинговых агентств мира, объявило о том, что при оценке банков будет большее внимание уделять их активности в Интернет. Moody's полагает, что те банки, которые не будут уделять должного внимания бизнесу в Интернет, обречены в среднесрочной перспективе на проигрыш в конкурентной борьбе. Заявление управляющего директора Moody's Сэмьюэля С. Теодора обращено, прежде всего, к европейским банкирам.

Подтверждением этого мнения являются высокие темпы роста числа потребителей банковских Интернет-услуг. Согласно данным, полученным Faulkner & Gray, в США в конце 1998 г. уже более 4,5 млн. американских семей (около 5%) совершали банковские операции через Интернет. Прирост числа пользователей по сравнению с 1997 г. составил 40%. В 1999 году их количество составило уже более 10 млн. человек. А по прогнозам авторитетного консалтингового агентства Booz, Allen & Hamilton к концу 2000 года число потребителей банковских интернет-услуг во всем мире должно превысить 16 млн. человек.

Что же привлекает клиентов?

Все очень просто. Для потребителя стоимость обслуживания в Интернет-банках в среднем в 2,4 раза ниже, чем в обычных банках. А если к этому прибавить еще и экономию времени и средств клиента, которому не надо по любому поводу бегать в банк, то можно легко объяснить уровень роста числа клиентов.

А причина этого заключается в том, что при обслуживании клиентов через Интернет снижаются издержки банка, и затраты на одну транзакцию в системе можно снизить до 15, а по некоторым данным и до 2 центов, что на порядок - два меньше, чем себестоимость обслуживания в обычном отделении банка.

По своей величине затраты на создание (покупку) и запуск банковской Интернет-системы сопоставимы с открытием одного обычного отделения или филиала банка. Если к этому прибавить мизерные расходы на совершение операций, то скорость окупаемости Интернет-банкинга и его общая эффективность в несколько раз выше, чем у обычного отделения.

Уже говорилось о стандартизации деятельности банков в области предоставления услуг через Интернет. В равной степени это можно отнести ко всем объектам электронного бизнеса. Так, Microsoft, AOL и еще пять крупнейших компаний США в сфере высоких технологий намерены совместными усилиями выработать единый стандарт обеспечения безопасности при осуществлении онлайновых покупок. Кроме охраны интересов покупателя, в стандарт будут заложены вопросы безопасности компаний, торгующих через Интернет. Разрабатываемый стандарт уже в декабре 2000 года планируется предложить 29 наиболее развитым странам для принятия в международном масштабе.

Вопросы выработки единых стандартов напрямую связаны с вопросами безопасности.

Затронув вопрос безопасности финансовых транзакций, и, в частности, безопасности транзакций в системах Интернет-банкинга, можно с уверенностью сказать, что современные технологии программно-аппаратной защиты находятся на уровне, обеспечивающем 100% гарантию конфиденциальности операций и сохранности средств. На сегодняшний день для защиты передаваемых и принимаемых данных применяются алгоритмы шифрования с симметричным ключом. Это означает, что данные шифруются с помощью открытого ключа отправителя, и расшифровать их может только адресат, пользуясь своим закрытым ключом. Достоверность принятых данных может быть подтверждена электронной подписью, которая генерируется индивидуально для каждого документа. Уже появляются новые протоколы безопасной передачи данных, ориентированные на использование в области электронной коммерции, например Secure Electronic Transactions или SET. Этот протокол поддерживается основными платежными системами VISA и Europay, а также большинством мировых производителей коммуникационных технологий и оборудования.

Рассматривая ситуацию в России на фоне приведенной выше картины, можно сказать, что электронная коммерция у нас сегодня не имеет четких правил, границ, определений, технологий и даже мнений на этот счет. Сказать, что ее нет, было бы неправильно. Она есть. Но пока еще в зародышевом состоянии. С таким определением ситуации согласится, вероятно, большинство профессионалов. Одним из проявлений этого является отсутствие достоверной статистической информации о положении дел в российском секторе Интернет, и цифры могут различаться в разы.

Несмотря на то, что согласно опросам, уровень доходов большей части (72%) аудитории российского Интернет высокий или выше среднего, бума Интернет-банкинга у нас пока не наблюдается.

Прежде всего, в России пока еще нет культуры потребления банковских услуг. Подавляющая часть расчетов ведется наличными деньгами. И, тем не менее, российские потребители, которые имеют счета в банке, регулярно совершают платежи, получают переводы, открывают депозиты, конвертируют валюту. И они не могут не заинтересоваться удобными и надежными системами Интернет-банкинга. Тем важнее становится роль банковских институтов в формировании грамотной клиентской базы. К примеру, Москомприватбанк начал выдачу своих Интернет-карт VISA. Клиент не получает на руки пластиковую карту, а имеет только ее "виртуальный вариант", который позволяет ему рассчитаться в любом Интернет-магазине, да и вообще в Сети, где принимают обычную VISA. Это полезно и очень недорого: плата за открытие и годовое обслуживание основной карты ‑ 10 долларов США, а комиссия за платёж со счёта не взимается вообще.

О проблемах, стоящих перед Интернет и электронной коммерциий в России поговорим в следующем номере журнала.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:37:36