Совершенствование государственной тарифной политики на услуги телефонной связи

Пищик И.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (114), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Пищик И.Н. Совершенствование государственной тарифной политики на услуги телефонной связи // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 79-82.

Аннотация:
Проведение сбалансированной тарифной политики является важным фактором, влияющим на развитие связи как одной из важнейших сфер экономики и сохранение доступности ее услуг для потребителей. Многие сегменты данной отрасли уже не имеют признаков естественной монополии. Основанная на инфраструктурном соперничестве конкуренция между многочисленными операторами услуг междугородной телефонной и подвижной радиотелефонной связи продемонстрировала свой долгосрочный и устойчивый характер.

Ключевые слова: государственное регулирование, телефонная связь, тарифная политика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Проведение сбалансированной тарифной политики является важным фактором, влияющим на развитие связи как одной из важнейших сфер экономики и сохранение доступности ее услуг для потребителей. Многие сегменты данной отрасли уже не имеют признаков естественной монополии. Основанная на инфраструктурном соперничестве конкуренция между многочисленными операторами услуг междугородной телефонной и подвижной радиотелефонной связи продемонстрировала свой долгосрочный и устойчивый характер.

В2007 году платеж за услуги местной и внутризоновой телефонной связи по операторам фиксированной телефонной связи составил в среднем 274,5 рублей и на 14,0 рублей превысил данный показатель у операторов подвижной радиотелефонной связи. При этом средняя стоимость одной минуты разговора за услуги местной и внутризоновой телефонной связи у абонентов сети подвижной радиотелефонной связи в 1,5 раза выше средней стоимости одной минуты разговора у абонентов фиксированной телефонной связи.

Ещё несколько лет назад эта разница составляла более существенную величину. У 44% абонентов сети фиксированной телефонной связи, выбравших тарифный план с повременной системой оплаты, средняя продолжительность разговора составила 217 минут в месяц и приблизилась к средней продолжительности разговора абонентов подвижной радиотелефонной связи, которая составила 270 минут. Приведенные данные свидетельствуют о наличии межвидовой конкуренции.

Введение новой системы тарифов на услуги местной телефонной связи (повременная, абонентская и комбинированная) привело к увеличению тарифов в среднем на 14%, в то время как для малоговорящих абонентов платеж за данную услугу снизился на 4,5%, а для многоговорящих увеличился в 1,6 раза.

И хотя, по результатам экспертных оценок, удельный вес расходов на услуги фиксированной телефонной связи в потребительской корзине составляет всего около 3%, дальнейшее повышение тарифов может способствовать выбору абонентов в пользу подвижной радиотелефонной связи.

Поэтому для сохранения конкурентоспособности услуг фиксированной телефонной связи при установлении тарифов особое внимание необходимо уделять методам государственного тарифного регулирования и анализу рынка услуг связи. Общепризнано, что степень регулирования должна зависеть от степени развития того или иного рынка, в особенности от уровня конкуренции. По мере возрастания конкуренции степень регулирования должна снижаться.

Недостатки регулирования на основе нормы прибыли. Государственное тарифное регулирование услуг связи осуществляется с применением метода экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли. На основе этого метода тарифы на услуги связи должны полностью покрывать экономически обоснованные затраты, связанные с оказанием этих услуг, с учетом нормы прибыли на капитал операторов связи (от 10 до 15%).

Однако, с точки зрения потребителей и экономики в целом, у данного метода можно выделить ряд существенных недостатков.

Отсутствие стимулов к минимизации затрат

Поскольку применение метода экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли предполагает установление тарифов на услуги связи на уровне, достаточном для покрытия затрат, с точки зрения динамики у операторов связи нет стимулов к снижению тарифной базы или сокращению операционных расходов, а скорее, наоборот, они заинтересованы в их увеличении.

Отсутствие инноваций и снижение производительности

Применение данного метода со временем приводит к более низким темпам роста производительности операторов связи по сравнению с теми, которые могли бы иметь место в условиях эффективной конкуренции.

Эффект сверхкапитализации Аверша-Джонсона

Еще в 1960-х годах в экономической литературе Авершем и Джонсоном был формализован эффект возможной сверхкапитализации, который возникает при нормативном регулировании тарифов. Регулирование на основе нормативной прибыли стимулирует увеличение объемов капиталовложений.

Чем больше капиталовложения, тем более высокой является тарифная база. Операторы связи заинтересованы в неэффективно высоком для своего уровня производства соотношении между капиталовложениями и трудовыми затратами, вследствие чего производительность не доводится до максимального уровня.

Затраты на регулирование

Государственное регулирование тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли требует от операторов связи и регулирующего органа значительных затрат времени и средств. Регулирующий орган вынужден постоянно проводить мониторинг тарифов и финансово-экономической деятельности операторов связи. Стоимость капитала, норма прибыли на капитал и, соответственно, тарифная база должны ежегодно пересчитываться.

Интервенционный характер регулирования на основе нормы прибыли

Для предотвращения «раздувания» тарифной базы от регулирующего органа требуется детальный анализ и контроль многих сторон деятельности операторов связи. Со временем такого рода детальное регулирование может стать для операторов связи чрезмерным бременем, которое не позволит им нормально функционировать.

Учитывая недостатки метода тарифного регулирования на основе нормы прибыли, а также в целях обеспечения доступности, повышения конкурентоспособности услуг связи, тарифы практически по всем регулируемым услугам связи в 2006 году установлены регулирующим органом как предельные максимальные. Операторам связи предоставлено право устанавливать тарифы на услуги телефонной связи не выше максимальных значений с учетом возможности дифференцировать их по времени суток, дням недели и объему услуг.

Операторы связи воспользовались предоставленным им правом и при введении новой системы тарифов на услуги местной телефонной связи установили тарифы при тарифном плане за неограниченный объем местных телефонных соединений ниже утвержденных регулирующим органом максимальных предельных уровней в среднем на 35,6%.

Основные направления совершенствования государственного регулирования тарифов. Ключевым направлением совершенствования государственного тарифного регулирования услуг связи является создание дифференцированной системы регулирования, адаптированной к различным условиям функционирования рынка.

Данная система предполагает переход к прямому тарифному регулированию в естественно-монопольных и переходных сегментах рынка услуг связи по методу предельного ценообразования и введению методов косвенного регулирования (в том числе через взаиморасчеты между операторами связи и контроль) в отношении рынков, находящихся в конкурентном состоянии.

Государственное регулирование тарифов на услуги связи по методу предельного ценообразования является наиболее предпочтительным во многих странах (Австралия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Канада, Мексика, Нидерланды, США, Франция, Швеция, Южная Африка) и предполагает установление регулирующим органом индекса предельного изменения тарифов на регулируемые государством услуги связи в течение заданного периода (обычно 3-5 лет).

Индекс предельного изменения тарифов на регулируемые услуги связи определяется исходя из показателя темпов инфляции в экономике страны, скорректированного с учетом возможного повышения эффективности деятельности операторов связи. Таким образом, применение данного метода не позволяет операторам связи повышать тарифы для компенсации всех затрат.

Регулирование предельных цен имеет несколько преимуществ по сравнению с другими методами тарифного регулирования:

‑ создает стимулы для достижения и повышения эффективности производства и роста производительности операторов связи;

‑ оптимизирует процесс регулирования и снижает степень вмешательства регулирующих органов;

‑ обеспечивает операторам связи большую гибкость в вопросах ценообразования;

‑ защищает потребителей от неограниченного роста тарифов на услуги связи.

Использование метода предельного ценообразования при установлении тарифов на регулируемые услуги связи будет способствовать ускоренному развитию телекоммуникационного рынка, наиболее полному удовлетворению спроса на услуги, повысит финансовую устойчивость операторов связи и увеличит инвестиционную привлекательность отрасли в целом.


Источники:

1. David M Newbery. Rate-of-return regulation versus price regulation for public utilities. - UK, Cambridge: Department of Applied Economics, 1997.

2. Hank Intven, McCarthy Tetrault. Telecommunication regulation handbook. – Washington: The World Bank, 2000. - Module 4.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:38:53