Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2008

Обновления и инновации как альтернативные пути развития бизнеса

Степанов Алексей Анатольевич, Соискатель экономического факультета Московского государственного университета МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 44

Аннотация:
Практическое развитие бизнеса в современном мире происходит за счет формирования и рационального использования эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Степанов А.А. Обновления и инновации как альтернативные пути развития бизнеса // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 67-70.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Практическое развитие бизнеса в современном мире происходит за счет формирования и рационального использования эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних)  факторов.

Эндогенный путь (или развитие на базе существующей корпоративной структуры) – это органичное, то есть оптимально естественное развитие бизнеса. Концепция обновления предполагает, прежде всего, приверженность компании к использованию: а) ключевых компетенций; б) имеющихся активов; в) инфраструктуры. Эти фундаментальные факторы предопределяют эволюционный путь развития бизнеса.

Известно, что процесс инноваций тоже подразумевает использование ключевых компетенций и активов. Но при этом игнорируется сущность бизнеса и тратится много времени на реализацию идей, вступающих в конфликт с этой сущностью.

Поскольку изменение размеров за счет реорганизации, например путем поглощения других фирм (экзогенный путь) сопряжено с большим риском, высокоэффективные компании считают, что им следует сосредоточиться на возможностях естественного роста при любом размере и на любых стадиях жизненного цикла своей отрасли.

Главная опасность экзогенного (искусственного) пути развития заключена в том, что эффект синергии здесь чаще всего не реализуется. Опыт, приобретенный компаниями после покупки других фирм, показывает, что крайне оптимистичные прогнозы относительно получения синергетического эффекта никогда не получают практического подтверждения. Дело в том, что две сливающиеся компании должны перевоплотиться в единую корпоративную культуру. Но если принять во внимание, что корпоративная культура – носитель бренда, то с утратой культуры одной из компаний, она ослабляет и свой бренд, поэтому эффект синергии исчезает.

Потребность в синергии создает оптические иллюзии. Уже при упоминании слова «синергия» инвесторы должны бежать, и как можно быстрее. В этой потребности надо усматривать фундаментальную причину заблуждений по поводу оправданности слияний/поглощений в условиях перенакопления мощностей в мировой экономике.

В настоящее время в электроэнергетике России реализуются всеохватывающие проекты реорганизации отрасли. Это связано, в частности, с тем, что атомная энергетика при отсутствии единого тарифа недополучает инвестиционных средств для своего развития и неявным образом кредитует неэффективных производителей. Изменение цены регулируемого сектора есть долгий инерционный процесс согласования. Ограничение роста цен на регулируемом рынке может быть вызвано неэкономическими причинами. В этом случае энергокомпании вынуждены сокращать свои инвестиционные программы.

Президент финской корпорации Fortum Микаэл Лилиус утверждает: «У нас были те же проблемы с энергетикой, что и сейчас в России. Была потребность в частных инвестициях в энергетический сектор, особенно в электроэнергетику. Чтобы привлечь капитал в эту отрасль, необходимо, чтобы она была привлекательна для инвесторов, то есть имела честное и понятное рыночное ценообразование».

Данные обстоятельства повысили интерес исследователей к проблемам органического развития бизнеса. При этом многие компании еще пытаются объединить в единую систему все свои процессы, а высокоэффективные интегрируют только те процессы, которые имеют реальное значение для их бизнеса, то есть определяют суть бизнеса. Наиболее адекватным подходом к достижению этих целей является концепция обновления, или постоянного совершенствования (непрерывных улучшений), успешно реализованная на Красноярской ГЭС.

С развитием через обновление компания связывает рост производительности и интенсивности использования производственных мощностей. Драйвером системы непрерывных улучшений на Красноярской ГЭС является одноименная рабочая группа высокого уровня, так называемые «черные пояса», куда входят до 10% персонала компании. Элементарной ячейкой системы улучшений являются рабочие группы по качеству и улучшениям, созданные во всех подразделениях, в работе которых принимает участие до 30% персонала. Участники рабочих групп прошли специальную подготовку и используют в работе доступный набор инструментов повышения эффективности.

Актуальность обновления в условиях перенакопления производственных мощностей имеет фундаментальное значение. Обновление – это необходимое условие дальнейшего развития компании, если она заинтересована в росте рыночной стоимости и доли на рынке. Результаты обобщения особенностей альтернативных путей развития с точки зрения С. Зимана представлены в табл. 1.

инноваций в общем случае более затратное, нежели развитие на основе обновления.

Таблица 1

Сравнительная характеристика альтернативных путей развития бизнеса

Инновации/экстенсивный рост

Обновление/интенсивный (органичный) рост

Новые компании:

- владелец неизвестен;

- ситуация неопределенности;

- отсутствие знаний и опыта;

- факторы успеха неизвестны

Существующие компании:

- ответственные лица известны

- деятельность на основе имеющихся знаний и опыта;

- факторы успеха известны

Новые бренды:

- формирование ценности бренда в восприятии потребителей влечет за собой большие затраты

Существующие бренды:

- оптимальное использование существующей ценности бренда

Новые потребители:

- формирование взаимоотношений с новыми группами потребителей

Существующие потребители:

- продажа товаров потребителям, с которыми уже установлены хорошие взаимоотношения

Новые компетенции:

- необходимость развивать знания, системы, персонал и процессы

Существующие компетенции:

- оптимальное использование имеющихся знаний, ресурсов, специалистов и процессов

На наш взгляд, сравнительная характеристика альтернативных путей развития, представленная в этой таблице, верна только в том случае, если речь идет в целом об инновациях, без их разделения на прорывные и поддерживающие.

Сомнения вызывают поддерживающие инновации, поскольку они основаны на существующих компетенциях, потребителях и бренде, то есть базируются на тех же характеристиках, что и обновление. Это дает возможность развитие, основанное на поддерживающих инновациях, относить все же к интенсивному типу.

Таким образом, оптимальный путь развития компании на основе концепции обновления, как инновационного пути развития интенсивного типа, предполагает формирование процесса непрерывных улучшений организационной и технико-технологической базы предприятия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Зиман С. Креветки или успех: бессмысленные инновации или осмысленное обновление? – М. : Эксмо, 2006. – 352 с.

2. Сатклифф М. Эффективная финансовая деятельность. Секреты финансовых директоров / пер. с англ. Д.А. Куликова; под общ. ред. Д.А. Рябых. – М. : Вершина, 2007. – 496 с.

3. Хоуп Дж. Финансовый директор новой эпохи. Как финансовый управляющий может изменить свою роль и обеспечить успех компании на рынке / пер. с англ. Н.Н. Кобзаревой; под общ. ред. Д.А. Рябых. – М. : Вершина, 2007. - 304 с.

4. Сливотски А. Как расти, когда рынки не растут? – М. : Эксмо, 2006. – 432 с.

5. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг. - М. : ИНФРА-М, 2005.

6. Москаленко Л. Спецуслуги с востока // Эксперт. – 2008. - №10.

7. Касимов П. Посторонним добро пожаловать // Большой бизнес. - 2007. - № 10 (45).

8. Эксперт-Урал. - 2007. - №39.