Обеспечение безопасности туристов как направление повышения эффективности туристского бизнеса

Вильдякскин А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (110), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Вильдякскин А.С. Обеспечение безопасности туристов как направление повышения эффективности туристского бизнеса // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 135-137.

Аннотация:
Разработка программы совершенствования туризма должна иметь правовую, экономическую, финансовую, организационную,информационную и кадровую основу. В первую очередь, необходимо чёткое определение поставленной цели. С самого начала должно быть ясно, какая социально-экономическая проблема должна быть решена, какие параметры должны быть достигнуты.

Ключевые слова: туристический бизнес, туризм, безопасность туристов



Разработка программы совершенствования туризма должна иметь правовую, экономическую, финансовую, организационную, информационную и кадровую основу. В первую очередь, необходимо чёткое определение поставленной цели. С самого начала должно быть ясно, какая социально-экономическая проблема должна быть решена, какие параметры должны быть достигнуты.

Основной целью изложенных ниже предложений является создание социально-экономических условий для формирования современной организационной инфраструктуры регионального туризма, развития его материально-технической базы, повышения доходности отрасли туризма, решения конкретных социальных проблем.

Гаагская межпарламентская конференция по туризму 1989 г. в своей декларации констатировала: «Безопасность, защита туристов и уважение их достоинства являются непременным условием развития туризма...» [1].

На мой взгляд, актуальность мероприятий, связанных с безопасностью, постоянно возрастает для любого региона. Безопасность в данном случае понимается не в узком смысле, как охрана туристских объектов или гостиниц, а как комплексная система мер в целях создания таких условий, при которых любое происшествие с туристом заведомо не могло бы произойти. Здесь можно выделить такие проблемы, как:

‑ травмоопасность;

‑ негативное воздействие окружающей среды;

‑ пожароопасность;

‑ инфекционные и другие виды заболеваний, эпидемии;

‑ криминогенные ситуации и преступность, терроризм и т.д.

Некоторые из этих проблем должны решаться на федеральном уровне, но решение значительного числа проблем должно происходить на региональном уровне. Здесь необходима чёткая скоординированная работа туристской администрации субъекта РФ с другими министерствами и ведомствами, в чью компетенцию входит поддержание общественного порядка, финансовая деятельность, природоохранная деятельность, здравоохранение, занятость. Поэтому обеспечение безопасности туристов должно включать:

1) безопасность средств размещения и транспорта;

2) безопасность питания;

3) безопасность досуга;

4) безопасность в рекреационных комплексах и туристских центрах.

При всём при этом недопустимо ущемление прав и свобод как туристов, так и местного населения. В программу развития туризма в регионе, на мой взгляд, должны войти следующие основные мероприятия:

‑ создание сети региональных страховых и перестраховочных фирм, специализирующихся на страховании туристов;

‑ создание регионального информационного туристического центра и мобильной милицейской службы по оказанию срочной помощи туристам (возможно отдельное подразделение – туристская полиция);

‑ издание региональных информационных материалов о социально-культурных и других особенностях населения, природы и т.п. (при этом должны быть указаны места повышенной криминогенной обстановки, даны координаты и телефоны регионального туристского центра, туристской полиции и руководителей администраций соответствующих туристских центров);

‑ создание информационных пунктов в местах въезда туристов в регион (аэропорт, вокзал, порт, автостанции, таможенные пункты и т. д.) для проведения разъяснительной работы, оказания консультационной и другой помощи, вручения при въезде в регион каждому туристу информационных материалов, а также анкет для осуществления обратной связи с туристами (мониторинга рынка туристских услуг). Это необходимо для выявления наиболее неблагоприятных, опасных тенденций для развития туристического бизнеса, разработки прогнозов его состояния в будущем, а также определения содержания конкретных мероприятий по дальнейшему развитию рынка туризма регионе.

Опыт других стран показывает, что формирование и развитие рынка туристских услуг в регионе возможно даже в условиях нестабильной политической обстановки, как, например, в Египте, Кипре, Израиле. Всё зависит от государственного подхода к этой проблеме, в частности, от постановки системы безопасности на курортах, а также рекламы и информационной работы среди потребителей турпродукта.


Источники:

1. Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму от 14.04.1989. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/fed1991/data02/tex12985.htm

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:42:54