Современное состояние, проблемы и перспективы развития санаторно-курортного комплекса страны

Микоян Д.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (110), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Микоян Д.С. Современное состояние, проблемы и перспективы развития санаторно-курортного комплекса страны // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 125-128.

Аннотация:
На современном этапе развития санаторно-курортной сферы сформировалось два противоположных направления: признание курортной индустрии частью российского здравоохранения и рассмотрение поездок в санатории в рамках туристской деятельности. Согласно закону «Об основах туристской деятельности», санаторно-курортные объекты относятся к туриндустрии, тогда как по другим документам они остаются за Министерством здравоохранения и социального развития.

Ключевые слова: туристический бизнес, туризм, здравоохранение, санаторно-курортный комплекс



На современном этапе развития санаторно-курортной сферы сформировалось два противоположных направления: признание курортной индустрии частью российского здравоохранения и рассмотрение поездок в санатории в рамках туристской деятельности. Согласно закону «Об основах туристской деятельности», санаторно-курортные объекты относятся к туриндустрии, тогда как по другим документам они остаются за Министерством здравоохранения и социального развития.

Рассмотрение сущности действующего санаторно-курортного комплекса (СКК) как проявления одного из этих направлений влечет за собой на практике реализацию различных, часто противоречащих друг другу требований к структуре, качественным характеристикам, формам управления производством и реализацией услуг.

В новых экономических условиях можно условно выделить несколько групп рекреационных организаций.

Первую группу составляют бюджетные здравницы (их 38%), которые функционируют по «госпитальному» типу, как лечебно-профилактические учреждения, состоящие из медицинских отделений и оказывающие ограниченное количество остальных услуг. Коммерческая деятельность не приветствуется законодательством (прибыль от коммерции должна перечисляться в бюджет).

Вторую группу здравниц (около 5%) составляют структуры ведомств и крупных промышленно-финансовых групп в виде оздоровительных центров, комплексов и др. образований. Эти структуры формируются как объекты размещения по типу гостиниц с мощной лечебно-диагностической базой на основе последних достижений восстановительной медицины и курортологии. Хорошо развита и система предоставления других услуг (развлекательных, бытовых, питания). Коммерческий компонент приветствуется, но не является главным, поскольку финансирование оздоровления работников входит в социальные программы.

Остальные коммерческие здравницы (их около 57%) разных организационно-правовых форм и разной собственности находятся в сложном и неопределенном положении. Часть из них продолжает строить свою деятельность по прежней схеме, как медицинские учреждения, рассчитывая привлечь для санаторного лечения фонды промышленных предприятий и личные сбережения граждан, а также относительно небольшое количество средств, оставшихся в распоряжении государственных фондов социального страхования и социальной защиты. Другая часть, претендуя на эти же источники финансирования, проводит постепенную реорганизацию своей структуры, значительно урезая собственную медицинскую базу, развивая только пользующиеся спросом лечебно-диагностические и дополнительные услуги (массаж, гидротерапия, иглорефлексотерапия, косметология и пр.). База размещения реформируется по гостиничному типу.

Однако не наблюдается теоретического осмысления этого процесса, все вышеуказанные действия осуществляются стихийно, структура спроса на курортные услуги не изучается, а формирование рекреационного предложения не учитывает изменившиеся потребности отдыхающих. По сути, настоящее положение дел в курортной сфере отражает переходный характер отношений производства и потребления услуг в направлении от бесплатной льготной медицины к функционированию на коммерческой основе. Такой переход требует радикальных изменений в управлении и организации работы рекреационных предприятий, отвечающих новым экономическим, политическим и социальным реалиям.

Во всем мире курортная индустрия рассматривается как неотделимая часть индустрии туризма, а рекреационный туризм – как один из его видов, наряду с познавательным, этническим, конгрессным, экстремальным и др.

В то же время, многие специалисты (главным образом, медики) относят санаторную отрасль к здравоохранению, считают правильным использовать СКК как часть российского здравоохранения, как это и было в дореформенный период. Основными аргументами в этом случае являются высокая медицинская и социальная эффективность санаторно-курортного лечения и реабилитации, хороший профилактический эффект. Еще одним аргументом в пользу такого подхода является направление пациента на курорт зачастую по необходимости при реализации государственных социальных медицинских программ на бесплатной или льготной основе. При этом мнение потребителя существенного значения не имеет; выбор места оказания санаторно-курортной помощи и ее объем определяется учреждением, выдавшим путевку в соответствии с его задачами и возможностями. Действительно, трудно назвать туристом больного туберкулезом, направленного поликлиникой по минздравовской путевке в туберкулезный санаторий, являющийся одним из этапов лечебных мероприятий.

Санаторно-курортная услуга представляет собой комплексный пакет услуг, направленный на восстановление утраченных сил путем кратковременного изменения места своего проживания с целью лечения, отдыха, получения новых впечатлений. Такое понимание содержания санаторно-курортной услуги обуславливает возможность отнесения ее к сфере туризма.

Определенным критерием сближения туризма с СКК является уровень вовлеченности конкретного субъекта в процесс принятия решения, то есть возможность выбора мотивов путешествия самим туристом. Реализация данного критерия в последнее время осуществляется за счет формирования и быстрого прогрессирования на российском рынке туроператоров и турагентств, выполняющих функции посредников между клиентом и предприятием приема. В связи с этим произошло значительное увеличение в структуре рекреантов доли лиц, приобретающих путевки за полную стоимость, изменивших приоритеты с лечения на отдых и более требовательно оценивающих качество предоставляемых услуг.

Опрос отдыхающих на российских курортах показал ослабление интереса к медицинской составляющей. Для большинства опрошенных целью поездки является отдых у моря, и лишь для 25% респондентов – санаторно-курортное лечение [2]. Таким образом, приоритетным для южных курортов по-прежнему остаются два мотива. Если еще 5-7 лет назад аналогичные опросы показывали определенную приоритетность лечебно-оздоровительной составляющей, то в настоящее время выявилось очевидное преобладание мотива отдыха [1].

Вместе с тем, существует мнение, что индивидуальный потребитель готов платить за курортную медицину, если она будет представлена в виде индивидуального продукта по аналогии с достаточно большими затратами на платную медицину по месту жительства [4].

Санаторно-курортные организации, функционирующие на коммерческой основе, должны переориентировать свою деятельность на оказание комплекса разнообразных конкурентоспособных рекреационных и досугово-анимационных услуг, приемлемых по соотношению цены и качества, которые направлены на удовлетворение платежеспособного индивидуализированного спроса, с изменением их приоритетности от лечения к оздоровительному отдыху. Такой подход требует:

‑ реформирования организационной структуры курортных объектов с госпитальной на гостиничную;

‑ создания маркетинговых и др. рыночных структур;

‑ установления взаимовыгодных отношений с персоналом на основе внутреннего маркетинга;

­ внедрения маркетинга отношений как системы построения персонифицированных долгосрочных отношений с клиентами и партнерами;

‑ внедрения управленческого учета, оптимизации информационных, материальных и финансовых потоков.

Кроме того, необходимо изменение медицинской составляющей курортного продукта на основе меняющихся по составу и продолжительности комплексов восстановительного характера на основании:

‑ оздоровительной и профилактической направленности, укороченных курсов;

‑ уменьшения диагностического набора в сторону неинвазивных, преимущественно интегральных тестов;

‑ опоры на природные факторы и привлекательность для пациентов;

‑ индивидуального подхода с учетом платежеспособного спроса отдыхающих.

Помимо медицинских услуг, современный рекреационный комплекс должен обладать широким набором бытовых, досуговых услуг и услуг питания, построенных по типу сопутствующих и дополнительных. При этом важно, чтобы клиент сам формировал набор потребляемых услуг и программу пребывания в здравнице.


Источники:

1. Боков М.А. Стратегическое управление рекреационным предприятием в условиях рыночной экономики : Автореф. дис. д.э.н. – СПб., 2001. – 34 с.
2. Ветитнев А.М. Сервисноориентированная концепция управления санаторно-курортными организациями в рыночных условиях : Автореф. дис. д.э.н. – М., 2006. – 52 с.
3. Восколович Н.А. Экономика платных услуг. - М. : Издательский дом «ТЕИС», 2007. – 399 с.
4. Шпилько С.П. Курортный «Рубикон» // Курортные ведомости. – 2001 ‑ №5. – С. 2.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:47:07