Финансово-промышленные группы в аграрном секторе экономики

Боробов В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (10), Октябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Боробов В.Н. Финансово-промышленные группы в аграрном секторе экономики // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 10. – С. 93-101.

Аннотация:
Опыт развития экономики многих развитых стран подтверждает необходимость и целесообразность разумной кооперации и интеграции производства, создание крупных производственных структур, объединяющих на добровольной основе взаимосвязанные, но юридически самостоятельно функционирующие предприятия. Одно из направлений такого развития связано с формированием финансово-промышленных групп (ФПГ) формы экономической интеграции юридически самостоятельных лиц для реализации инвестиционных или иных проектов (программ), способствующих повышению конкурентоспособности и расширению рынков сбыта производимых товаров и услуг, повышению эффективности производства, созданию новых рабочих мест.

Ключевые слова: аграрный сектор экономики, финансово-промышленные группы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Опыт развития экономики многих развитых стран подтверждает необходимость и целесообразность разумной кооперации и интеграции производства, создание крупных производственных структур, объединяющих на добровольной основе взаимосвязанные, но юридически самостоятельно функционирующие предприятия. Одно из направлений такого развития связано с формированием финансово-промышленных групп (ФПГ) ‑ формы экономической интеграции юридически самостоятельных лиц для реализации инвестиционных или иных проектов (программ), способствующих повышению конкурентоспособности и расширению рынков сбыта производимых товаров и услуг, повышению эффективности производства, созданию новых рабочих мест.

В условиях развала хозяйственных связей и нестабильности экономики, такие производственные объединения, обычно с замкнутым технологическим циклом по производству конечного продукта могут стать “островками устойчивости” в мире хаоса, содействовать стабилизации конъюнктуры предложения и спроса.

Создание финансово-промышленных групп в аграрной сфере связано с необходимостью рационального объединения сельских товаропроизводителей, работников перерабатывающих и обслуживающих предприятий на всех технологических этапах: от производства, углубленной переработки и реализации продуктов питания, товаров и услуг, повышения их качества и конкурентоспособности за счет использования высокотехнологических экологически чистых производств. Здесь возможны различные варианты и масштабы горизонтальной и вертикальной интеграции предприятий аграрной сферы и финансовых структур.

Одной из первых в Российской Федерации зарегистрирована Каменская финансово-промышленная группа Пензенской области. Ее учредителями выступили 25 сельскохозяйственных предприятий, мясокомбинат, молочный, сахарный и межхозяйственный комбикормовый заводы, Пензенский филиал Агропромбанка. Объединение предприятий направлено на консолидацию технологической цепочки от производства сельскохозяйственной продукции до ее переработки включительно. Важнейшим объединяющим звеном здесь является крупное откормочное хозяйство “Первомайское.” Для развития интеграционных процессов, согласования интересов и условий взаимодействия учреждена центральная компания “ОАО Каменская АПФГ“.

Согласно разработанному проекту деятельности данной организации развитие интеграционных связей будет способствовать стабилизации экономики ее участников, ускорению оборачиваемости оборотных средств, расширению финансирования инвестиционных проектов, увеличению производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.

В Ростовской области крупнейшие предприятия ОАО “Ростовский молкомбинат” и “Азовский комбинат детского питания” оказались банкротами и их контрольный пакет акций был приобретен банком “Донинвест”. Войдя в контролируемую банком финансово-промышленную группу, они получили финансовую помощь и возобновили производство.

Основные правовые положения о финансово-промышленных группах сформулированы в ныне действующем Федеральном Законе “О финансово-промышленных группах (принят в конце 1995года) и в Указе Президента РФ “О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп (апрель 1996г), ранее принятом Указе Президента РФ от 05.12.1993г. N 2096 “О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации” и Постановлении Правительства РФ N 707 от 19.06.1994 года “Об утверждении Положения о порядке ведения реестра финансов промышленных групп РФ.

Создание и успешное функционирование финансово-промышленной группы должно базироваться на создании, совмещении интересов трех главных субъектов рынка задействованных в процессе формирования группы: производителей продуктов питания (товаров и услуг); финансовых структур и государства.

Интересы государства, преследуемые им в ходе создания новых интеграционных форм объединений предприятий, состоят в том, чтобы преодолеть негативные тенденции в экономике, повысить ее эффективность и обеспечить продовольственную безопасность страны.

Интересы предприятий заключаются в том, чтобы повысить свою выживаемость в новых условиях и поднять конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Финансово-промышленные группы создаются в целях:

‑ стабилизации экономики,

‑ повышения эффективности функционирования предприятий-участников за счет объединения материальных финансовых и информационных ресурсов,

‑ восстановления старых и создания новых хозяйственных связей;

‑ реализации инвестиционных проектов;

‑ повышения качественных характеристик выпускаемой продукции.

Организационно-экономические отношения предприятий в системе ФПГ должны способствовать заинтересованному сотрудничеству, разумно использующему меры государственного регулирования.

В процессе функционирования ФПГ возможно использование различных моделей экономических отношений, включая установление деловых контактов с федеральной продовольственной корпорацией.

При таком развитии событий предполагается следующая последовательность взаимодействия предприятий-учредителей ФПГ в технологической цепочке: производство ‑ доработка ‑ реализация или производство и приготовление комбикормов – выращивание скота и птицы ‑ углубленная переработка – реализация и т.д.

Центральная компания ФПГ заключает договор-поручение с Федеральной продовольственной корпорацией, получает денежный аванс.

Часть этих средств АООТ Центральная компания ФПГ расходует на организацию совместного производственного процесса, а остальные передает предприятиям-учредителям на покрытие издержек по выращиванию сельскохозяйственных культур, на переработку и реализацию готовой продукции.

Полученный доход, прибыль распределяется следующим образом: значительная часть (до 50%) идет на накопление, развитие совместного производства, остальные распределяются между предприятиями–участниками, задействованными в общем технологическом процессе, пропорционально произведенным ими затратам. И идут они, в основном, в резервный фонд, фонды социального развития и поощрения, выплату дивидендов и т.д.

Создаваемый в ФПГ фонд предназначен для погашения задолженности государству, банкам, другим кредиторам за выделенные денежные средства, другие ценные бумаги, также материальные и нематериальные активы за зерно, удобрения, топливо, технику, скот. Оставшиеся после погашения всех задолженностей средства резервируются для воспроизводства, удешевления и улучшения качества выпускаемой продукции.

Рассмотрим возможный вариант организационного решения вопроса по созданию финансово-промышленной группы.

Первоначальный уставной капитал ФПГ – 500,0тыс .рублей,

Предполагается выпуск – 5000 акций.

Номинальная стоимость акции ‑ 100 рублей.

Выкуп акций будет осуществляться в форме предоставления необходимых для единого производственного процесса ресурсов в коллективное пользование (с использованием договора траста) и в форме непосредственных финансовых инвестиций. Необходимые меры по государственному стимулированию организации ФПГ приведены в табл. 1.

Таблица 1

Меры государственного стимулирования (регулирования)

Меры государственного стимулирования.
Правовое
основание
Обоснование необходимости принятия перечисленных мер с учетом специфики данной ФПГ
1.Возможность предоставления гарантии государства при привлечении средств внутренних и внешних факторов.
ЗАКОН ”О финансово-промышленных группах.
Необходимость предоставления подобных гарантий государства обусловлена:
‑ низкой технической оснащенностью отрасли и сложившимся диспаритетом цен на промышленные и сельскохозяйственные виды продукции;
‑ возможностью сельскохозяйственной отрасли, без нее практически невозможно нормальное функционирование государства;
- особенностью аграрного производства: большой зависимостью результатов от природных факторов, продолжительностью периода от начала вложения средств до получения конечного результата и др
2.Зачет задолженности
предприятий в объем инвестиций.

То же
Необходимость подобной меры связана с интересами становления экономики
отрасли.
3.Совершенствование ценовой, налоговой и финансово кредитной политики

Сельское хозяйство и перерабатывающая (пищевая) промышленность,за исключением ликеро-водочного производства, занимают одно из последних мест по экономической привлекательности вложения инвестиций
4.Заключение договора-поручения между Федеральной продовольственной корпорацией МСХП РФ и центральной компанией ФПГ

Необходимость подобной меры связана с длительным производственным циклом
в сельском хозяйстве.

Инвестиционная программа деятельности ФПГ должна учитывать реальную финансовую ситуацию предприятий-учредителей группы, насущные задачи технического и технологического обновления производства для повышения эффективности и технологической увязки производственно-финансовой деятельности, наличие сторонних инвесторов, возможные направления поддержки со стороны Федеральных и Региональных органов власти.

Реализация инвестиционных проектов в сфере переработки сельскохозяйственного сырья позволит углубить его переработку, расширить ассортимент выпускаемой продукции повысить ее конкурентоспособность. В частности, в АПФГ “Каменская” предполагается :

- модернизация производства сахара из сахарной свеклы;

- строительство котельной для АО “Каменка-мясо”, поскольку имеющихся у АО “Атмиссахар” мощностей теплоснабжения недостаточно для обеспечения развития обоих производств;

- техническое перевооружение маслозавода “Каменский”;

- внедрение технологии утилизации органических отходов животноводства;

Намеченные к реализации проекты характеризуются значительным экономическим и экологическим эффектом.

Анализ экономической эффективности формируемой ФПГ базируется на сопоставлении показателей деятельности ее участников в составе и вне финансово-промышленной группы (табл. 2 и табл. 3).

Таблица 2

Стоимостные технико-экономические показатели развития Каменской АПФГ

ПОКАЗАТЕЛИ. 1996 г. 1997г. 1998г. 1999г 2000г 2001г. 2002г.

1.Сумма налогов, упла-

чиваемых в бюджет. 1012 1426 2336 4222 7604 10424 11586

2.Суммарная чистая

прибыль. -1481 -1025 -173 1872 5618 8767 9794

3.Суммарные собственные

средства для развития.1569 2322 4363 8688 17044 29601 45458

4.Заемные средства. 1718 2061 2108 2238 2429 2722 3056

5.Суммарные инвес- 2857 2923 2891 2978 3079 2994 2670

тиции

6.Чистый платежный 430 1460 3580 7948 16394 29329 45844

баланс

7.Чистый доход -1476 -980 12 2077 5828 9169 10626

8.Чистый приток 1381 1943 2903 5055 8907 12163 13296

от операций

9.Соотношение наемных и

собственных средств, % 129 176 142 97 62 44 35

10.Рентабельность продукции

по валовой прибыли% -10 -2 11 34 68 85 88

11.Рентабельность продукции

по чистой прибыли% - 12 -8 -1 12 34 45 46

12.Коэффициент чистой

выручки % 11 13 16 21 27 28 28

13.Рентабельность

основных фондов % -2 0 2 8 17 25 29

14.Рентабельность -12 -7 -1 8 17 20 21

продаж, %

Таблица 3

Стоимостные технико-экономические показатели предприятий при их функционировании вне ФПГ (тыс.доллар США)


ПОКАЗАТЕЛИ

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002
1.Сумма налогов уплачиваемых в бюджет.

706

706

706

706

706

706

706
2.Суммарная чистая прибыль.

-2477

-2494

-2563

-2643

-2782

-2948

-3 147
3.Суммарные собственные средства для развития.

314

940

1682

2800

4080

5553

7242

Эти показатели деятельности группы в целом свидетельствуют о прибыльности и рентабельности развития в рамках финансово-промышленной группы, при котором в результате трехлетнего периода накопления собственных средств в дальнейшем может осуществляться прибыльное и рентабельное функционирование Каменской АПФГ.

Увеличение предложения на Российском рынке по умеренным ценам экологически чистых продуктов питания явится важнейшим вкладом ФПГ в решение социальных проблем отечественной экономики. При этом укрепление АПК обеспечит устойчивую занятость населения. Модернизация перерабатывающих предприятий важна, как с экономической, так и с экологической точек зрения.

Особенно важным в экологическом отношении является проект утилизации органических отходов промышленного животноводства. Целью проекта является экологическая утилизация отходов, с использованием продуктов утилизации в сфере сельскохозяйственного производства. Кроме этого реализация названного проекта предусматривает создание на вновь создающихся производственных площадях дополнительных рабочих мест.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:39:48