Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2007

Борьба с недобросовестной конкуренцией – условие функционирования рыночной экономики

Тикин Валерий Сергеевич, канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории Марийского государственного университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 81

Аннотация:
Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующими субъектами нерыночных методов борьбы. Следовательно, эффективная защита от нее – основа для успешного функционирования рыночной экономики.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Тикин В.С. Борьба с недобросовестной конкуренцией – условие функционирования рыночной экономики // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 44-49.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующими субъектами нерыночных методов борьбы. Следовательно, эффективная защита от нее ‑ основа для успешного функционирования рыночной экономики.

Современная трактовка понятия недобросовестной конкуренции дается в ст. 4 закона «О защите конкуренции», принятого в 2006 году. «Недобросовестная конкуренция ‑ любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам ‑ конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации».

Но для квалификации тех или иных действий хозяйствующих субъектов как акта проявления недобросовестной конкуренции важно установить все признаки, которые характеризуют недобросовестную конкуренцию. Для признания действий предпринимателей, как «нарушающих законодательство» совершенно недостаточно, чтобы эти действия не соответствовали «обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости» т.д. Одновременно они должны содержать в себе следующие признаки или условия:

во-первых, активные действия, направленные на приобретение преимуществ (выгод) в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, что непосредственно вытекает из смысла их существования;

во-вторых, действия должны противоречить положениям действующего законодательства и одновременно поведенческим правилам, сформулированным (приведенным) в законе;

в-третьих, указанные действия должны либо иметь негативные последствия для хозяйствующих субъектов-конкурентов в виде причинения убытков или нанесения ущерба их деловой репутации, либо обладать такой потенциальной возможностью.

Принятый закон «О защите конкуренции» предполагает, что соперничество в среде предпринимателей может осуществляться как на добросовестных началах и обычаях делового оборота, так и вестись такими методами, которые наносят вред другим предпринимателям, потребителям и всему обществу в целом. В последнем случае речь идет о недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.

Тактика выведения конкурента из равновесия и его уверенного движения к победе, будет выбираться любая – «подсиживание», провоцирование ошибки, которую можно использовать в своих интересах, применение обмана, стремление «подставить» противника через сбор компромата на конкурента и т.д. Но в любом случае, это будет тактика собственных активных действий для достижения поставленной цели, а не стремление найти свой собственный наиболее рациональный ход с позиций «чистой» экономики. Именно приведенный перечень методов достижения собственной цели (далеко не полный!) характеризует недобросовестную конкуренцию.

И ответная реакция, как понятно, не является проявлением благородства. Под рациональностью поведения в таком случае будет пониматься любая тактика достижения победы, в которой не учитываются морально- нравственные нормы, или, что становится сегодня более популярным, – «христианские представления». Система ценностей поведения предпринимателя пересматривается и как бы «переворачивается» с точки зрения рядового гражданина.

К основным чертам недобросовестной конкуренции поведения предпринимателей следует относить стремление добиться успеха в соперничестве не за счет своих собственных достижений, а путем незаконного использования результатов деятельности конкурента, либо каких-то мер воздействия, как непосредственно на фирму-конкурента, так и, чаще всего, ложными или вводящими в заблуждение утверждениями.

Действия, противоречащие требованиям разумности в бизнесе, означают то, что они совершаются под влиянием мотивов, не преследующих получение прибыли. Но это никак не характерно для поступков, совершаемых предпринимателями. Разумность для них, к сожалению, лишь одна – получение прибыли и расширение бизнеса.

Ссылки на обычаи делового оборота, справедливость, добропорядочность, разумность и справедливость при определении понятия «недобросовестная конкуренция» связывают действия хозяйствующего субъекта лишь с этикой предпринимательства. Что окажется сильнее при принятии решений предпринимателем ‑ нравственные мотивы (а не получение прибыли) или, наоборот, получение прибыли, которое неизбежно ведет его к принятию безнравственных решений.

Следовательно, отношения, связанные с недобросовестной конкуренцией, на саму конкуренцию, по существу, никак не влияют, так как являются проявлением неэтичных форм поведения и лишь переводят существующую конкуренцию в область «недопустимых рамок».

В приведенном в Законе определении «недобросовестной конкуренции» используются такие трудно формализуемые термины как «обычаи делового оборота», «добропорядочность», «разумность», «справедливость», содержание которых в нем естественно не раскрывается. В п. 3 ст. 10 ГК РФ устанавливается презумпция разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений для тех случаев, когда Закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от разумности и добросовестности осуществления этих прав.

Согласно статье 5 ГК РФ под обычаем делового оборота понимается сложившееся и широко используемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Следовательно, понятие «обычаи делового оборота» применяется лишь при анализе действий хозяйствующих субъектов, если отношения сторон не определены нормами законодательства и условиями договора между ними.

Одновременно пунктом 2 ст. 6 ГК РФ установлено, что при невозможности использования аналогии закона права, обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства, а также требований добросовестности, разумности и справедливости.

В пункте 3 ст. 10 ГК РФ делается указание на разумность и добросовестность действий участников гражданских правоотношений в ситуациях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно.

В России в годы «социалистического строительства» полностью отсутствовала официальная предпринимательская деятельность. Поэтому все навыки  правил и обычаев делового оборота, в том числе этические нормы по ведению бизнеса, оказались утерянными.

Из вышеизложенного следует, что добросовестная конкуренция, по крайней мере, выгодна в любом случае лишь для общества. Тем более, что на первых этапах (пока тебя не поймали за руку) недобрососвестно конкурировать значительно дешевле. Есть самые разные и достаточно изощренные формы. В реальной экономике это проявляется в преодолении неэкономических методов борьбы в сфере конкурентного взаимодействия, таких как использование

а) административного ресурса;

б) различного рода силовых методов (включая откровенно криминальные).

Добросовестная конкуренция ‑ соперничество по установленным правилам, игра под наблюдением зрителей и судей. К такому соперничеству стремится весь «цивилизованный» мир, а конкуренция носит имя «благородной». Однако в ней неизбежно наблюдаются недоброкачественные, но обеспечивающие победу, приемы. В экономике же наблюдать за экономическими процессами значительно труднее, чем за спортивной игрой. Поэтому участники конкурентной борьбы часто «вынуждены» выходить из ограничений, определяемых законодательным правовым полем, чтобы обеспечить свое существование.

Если добросовестная конкуренция способна «уничтожить» соперника, то она неизбежно вызовет реакцию, ведущую к адекватному ответу для конкурента, приводящего к такому же результату ‑ уничтожению инициатора борьбы. Следовательно, можно сделать вывод о том, что положение с требованием честного противостояния в бизнесе никак не вписывается в понятие конкурентной борьбы.

Проигрыш в «честной» (благородной) борьбе требует и благородной смерти – даже, если она всего лишь экономическая. Но умирать, образно говоря, с «благородной миной на лице» трудно, если не сказать невозможно, когда в твоей смерти виноват вполне конкретный человек (фирма, которую он возглавляет или которой владеет). Следовательно, борьба «за жизнь в бизнесе» принимает «нечеловеческие» формы, становясь нечестной даже против воли и желания ее участников.

Все недобросовестные действия, безусловно, не совершаются случайно и поэтому объективно носят умышленный характер. Если же умысел хозяйствующего субъекта через структуру суда, как правило, доказать очень сложно (для чего требуется оценивать его деятельность, исходя из всей совокупности признаков, составляющих понятие недобросовестной конкуренции), то теоретически логика вывода такого поведения достаточно проста ‑ любая конкуренция по определению недобросовестная.

В результате направшивается вывод о невозможности установления экономических условий для достижения «здоровой конкуренции». Признание же попытки добиться невозможного снимает проблему по определению недобросовестной конкуренции. Отсюда следует, что добросовестная конкуренция – есть не просто соревнование, а является видом соперничества.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241