Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2007

Состояние регионального рынка платных услуг Сибирского федерального округа (на примере Республики Алтай)

Ларин Евгений Владимирович, соискатель Сибирского университета потребительской кооперации, г. Новосибирск, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 12

Аннотация:
Деятельность на региональном рынке платных услуг обладает определенной спецификой, которая заключается в том, что большинство видов услуг имеет четкие территориальные границы, а такие как санаторно-курортные, туристские, услуги железнодорожного, авиационного и речного транспорта носят межрегиональный характер. Основная часть рынка платных услуг локализуется в пределах населенных пунктов – областей и городов.
Цитировать публикацию:
Ларин Е.В. Состояние регионального рынка платных услуг Сибирского федерального округа (на примере Республики Алтай) // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 63-66.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Деятельность на региональном рынке платных услуг обладает определенной спецификой, которая заключается в том, что большинство видов услуг имеет четкие территориальные границы, а такие как санаторно-курортные, туристские, услуги железнодорожного, авиационного и речного транспорта носят межрегиональный характер. Основная часть рынка платных услуг локализуется в пределах населенных пунктов – областей и городов.

Рынок платных услуг Сибирского федерального округа (СФО) охватывает территорию четырех республик (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия), в состав которых входят четыре автономных округа (Таймырский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский),  два края (Алтайский, Красноярский) и шесть областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская).

Так как наше исследование касается рынка платных услуг Республики Алтай (РА), целесообразно рассмотреть его состояние в сравнении с показателями РФ и СФО (табл. 1). Как видим, по объему платных услуг населению округа в расчете на душу населения СФО среди других федеральных округов находится на пятом месте.

Таблица 1

Объем платных услуг населению в 1999-2005 гг. (в текущих ценах; млн. руб.)

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2005 к 1999,  в %

Российская

Федерация

443654

62755

811713

1088016

1430669

1789779

2265500

510,6

СФО

48543

64508

84621

118985

152600

187242

235636, 7

485,4

Республика

Алтай

120

161

274

441

590

734

1010, 6

842,2

Дифференциация объема потребления платных услуг на душу населения прослеживается и внутри округа.

Объем рынка услуг в Республике Алтай в 2005 г. составил 0,4% по СФО. Тем не менее, следует отметить,  что в течение 1999-2005 гг. в республике наблюдался устойчивый рост оказываемых населению услуг. Так,  по  сравнению с 1999 г. в 2005 г. объем услуг в Республике Алтай увеличился в 8,4 раза.

Среди причин, повлекших рост реализации платных услуг как в самом округе, так и в  Республике Алтай, можно назвать увеличение доходов населения (по СФО – на 227,4%, по республике – на 289,3%), повышение цен на предлагаемые услуги, увеличение количества предприятий и объема оказанных населению платных услуг.

Индекс физического объема платных услуг населению (табл. 2) свидетельствует о том, что не только рост цен влиял на увеличение реализации платных услуг.

 

Таблица 2

Индекс физического объема платных услуг населению за 1999-2004 гг. (в процентах к предыдущему году)

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

СФО

112,4

102,5

99,6

104,8

101,9

107,5

РА

88,9

102,7

115,6

112,5

103,9

104,5

По оценкам Министерства экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай, объем валового регионального продукта (ВРП) за период 1999-2003 гг. увеличился в 3 раза и в 2003 г. составил 7766,3 млн. руб. При этом соотношение производства товаров и производства услуг – в пользу последнего ‑ в рассматриваемом периоде практически не изменялось. Если в 1999 г. производство товаров составляло 46,3%, то в 2003 г. производство услуг стало занимать 57,3%.  Как уже отмечалось, валовой региональный продукт за анализируемый период вырос в три раза.

С позиций структуры производства ВРП республики  ситуация складывалась следующим образом.

Производство товаров в период 1999-2003 гг. выросло почти в 3 раза (292,5%). При этом высокие темпы роста отмечались в строительстве (546,8%), лесном хозяйстве (305,0%), в промышленности (266,3%) и сельском хозяйстве (241,1% ).

Производство услуг росло более высокими темпами (338,4%), что характеризует положительную динамику развития Республики Алтай в анализируемом периоде.

При определении ВРП производство услуг рассматривается в комплексе: рыночные услуги в отраслях и нерыночные услуги. В республике эти показатели  возросли на 339% и 337% соответственно.

Набор конкретных видов услуг примерно одинаков. Советская индустриализация не успела дойти до Горного Алтая, поэтому ведущей отраслью экономики республики оставалось сельское хозяйство. В 1990-е гг. оно испытало обвальный спад и сегодня на его долю приходится только 21,3% валового регионального продукта.

В промышленности республики доминируют три отрасли – пищевая (28,2%), электроэнергетика (27,9%), цветная металлургия (20,0%). Остальные – машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленности, промышленность строительных материалов, легкая промышленность, мукомольно-крупяная и комбикормовая, полиграфическая и другие промышленные производства занимают 0,4-9,2%.

Оживление экономической жизни в республике в последние годы связано с малым и средним бизнесом, который, наряду с  другими направлениями деятельности, занят обслуживанием растущего потока туристов и отдыхающих. Масштабы рекреационного освоения Алтая косвенно отражает и статистика малого предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай характеризуется следующими показателями.  В 2004 г. было зарегистрировано 795 предприятий, в которых занято около 7 тыс. чел. Наиболее привлекательными для малого бизнеса являются: торговля и общественное питание (30,4%); промышленность (16,1%); строительство (13,7%); сельское хозяйство (11,7%). Всего же в этих отраслях зарегистрировано более 70% всех предприятий и занято 78,8% от всех работающих в малом бизнесе.

Остальные предприятия в качестве основной выбрали общую коммерческую деятельность: непроизводственные виды бытового обслуживания населения, финансы, кредитование, страхование, пенсионное обеспечение, т.е., в основном, предлагают платные услуги населению. Главным образом, это либо частные предприниматели, либо очень малые (по 2-3 чел.) предприятия.

Характеризуя динамику структуры платных услуг населению округа в анализируемом периоде,  можно отметить рост услуг связи (на 6,4%), жилищно-коммунальных услуг (на 1,9%), культуры (на 0,9%), медицинских (на 0,3%), физической культуры и спорта (на 0,1%). По остальным видам услуг произошло снижение, особенно по  предоставлению бытовых и транспортных услуг, соответственно,  на 4,1% и 3,6%. Такое снижение, по нашему мнению, объясняется значительным ростом  тарифов на перевозки пассажиров и ростом цен на бытовые услуги. Аналогичные тенденции складываются и в структуре платных услуг Республики   Алтай.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Сибирском федеральном округе и Республике Алтай сфера услуг развивается достаточно высокими темпами. В то же время, имеются значительные резервы для дальнейшего ее развития в части туризма, бытовых, медицинских, санаторно-оздоровительных и других услуг. Для успешного развития сферы услуг необходимы маркетинговые исследования потребности населения в конкретных видах услуг и возможностей предоставления их в отдельных районах.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат.сборник. – М.: Госкомстат России, 2002.
2. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат.сборник. – М.: Госкомстат России, 2003.
3. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат.сборник. – М.: Госкомстат России, 2004.
4. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат.сборник. – М.: Госкомстат России, 2005.
5. Статистический ежегодник Республики Алтай. 2004: Стат. сборник. –– Горно-Алтайск: Алтайстат, 2004.
6. Статистический ежегодник Республики Алтай. 2005: Стат. сборник. –– Горно-Алтайск: Алтайстат, 2005.