Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2007

Функционирование частного сектора сферы социальных услуг

Кухтинова Людмила Георгиевна, канд. экон. наук, доцент Пензенского государственного университета, докторант Самарского государственного экономического университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 37

Аннотация:
Реформирование сферы социальных услуг осуществляется во многих странах. При этом сегодня четко прослеживается тенденция снижения масштабов участия государства в этой области его ответственности. Увеличивается доля муниципальных и частных социальных услуг. Отсюда следует, что при определении стратегии преобразований в этой сфере приоритет начинает отдаваться социальной направленности принимаемых рыночных решений.
Цитировать публикацию:
Кухтинова Л.Г. Функционирование частного сектора сферы социальных услуг // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 38-42.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Реформирование сферы социальных услуг осуществляется во многих странах. При этом сегодня четко прослеживается тенденция снижения масштабов участия государства в этой области его ответственности. Увеличивается доля муниципальных и частных социальных услуг. Отсюда следует, что при определении стратегии преобразований в этой сфере приоритет начинает отдаваться социальной направленности принимаемых рыночных решений.

Новые объективные факторы (нарастающий эффект старения населения, переход к непрерывному образованию, расширение социальных гарантий) приводят к необходимости использования в этой области деятельности рыночных механизмов или отдельных элементов рыночных отношений. Сфера контрактных отношений сегодня охватывает социально-культурные услуги. Их растущие объемы предоставляются частными и некоммерческими секторами. Изменяется модель оказания услуг, распределительный механизм замещается актом их купли-продажи [1].

Эволюция государственного регулирования сферы социальных услуг в большинстве европейских стран на протяжении 1990-х годов шла по пути создания новых регулирующих механизмов. Например, в Германии появились возможности выбора между различными фондами медицинского страхования, стало возможным учреждение глобальных бюджетов для больниц, осуществление контроля  роста  цен [2].

Частный сектор сферы социальных услуг формируют свои коммерческие и некоммерческие организации, которые, являясь субъектами экономических отношений, ответственными за формирование и развитие человеческого капитала, выступают в роли не только инвестора в части предоставления социальных услуг, но и пользователя человеческого капитала в производственном процессе и продуцента социальных услуг.

Рыночные отношения в сфере социальных услуг распространяются за пределы частного сектора. Как некоммерческая организация бюджетное учреждение может оказывать платные услуги, получая прибыль, но их следует рассматривать как средство получения дополнительных финансовых ресурсов для осуществления основной деятельности, компенсирующее нехватку средств и расширяющее возможности оказания социальных услуг.

Предпринимательской такую деятельность в рамках государственного и муниципального учреждения можно назвать только условно, так как отсутствует её сущностная характеристика ‑ осуществление деятельности на свой страх и риск. По обязательствам учреждения при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность несёт собственник имущества этого учреждения.

Учитывая значимость сферы социальных услуг, надо очень взвешенно подходить к усилению рыночных механизмов в этой области, так как это может привести к негативному воздействию на процессы воспроизводства, нарушить принцип равного доступа к социальным услугам, привести к расслоению общества, концентрации социальный ресурса  у отдельных слоев и групп.

На наш взгляд, коммерциализация в государственном и муниципальном секторах сферы социальных услуг должна иметь ограниченный характер, это позволит обеспечить доступность образования, здравоохранения и других социальных услуг для любого человека вне зависимости от его благосостояния, а значит сформировать «человеческий капитал», соответствующий требованиям постиндустриального общества.

Важной особенностью функционирования частного сектора сферы социальных услуг является ограниченный характер рыночных отношений, когда наряду со значительным воздействием факторов рынка, существенным влиянием цены на спрос, характерный для этого вида услуг, обеспечивается приоритет социальных факторов.

Коммерческие предприятия, имея основную цель ‑ получение прибыли, в условиях современного насыщенного конкурентного рынка не могут не использовать в управленческой деятельности концепцию маркетинга, подчиняя всю свою деятельность удовлетворению желаний и потребностей конкретных потребителей. Эффективный механизм управления некоммерческой организацией также предполагает применение концепции маркетинга.

Достижение конкурентного преимущества возможно при условии обмена информацией, четкого распределения ответственности в решении задачи предоставления социально-значимых услуг между продуцентами социальных услуг и органами государственной и муниципальной власти. Именно последние могут взять на себя роль координирующего и направляющего центра, осуществляющего

‑ анализ социальных потребностей;

‑ исследование потребителей социальных услуг, состояния спроса и тенденций его изменения, а также стратегических факторов, влияющих на деятельность организации;

‑ выработку рекомендаций и регулирующих воздействий для продуцентов социальных услуг.

Государство осуществляет поддержку: а) социальной сферы посредством субсидирования потребителей социальных услуг; б) организации предоставления бесплатных услуг; в) финансовой помощи некоммерческим организациям образования, здравоохранения, культуры и др. Однако государственная поддержка должна быть дифференцирована в зависимости от размеров осуществляемой некоммерческими организациями предпринимательской деятельности.

При недостатке финансовых ресурсов актуальной является задача интеграции финансовых потоков (в рамках социального бюджета, основанного на нормативах и стандартах, а также на государственных и муниципальных заказах). Именно использование социального бюджета позволяет, на наш взгляд, реализовать принципы, положенные в основу бюджетирования, ориентированного на результат, то есть обеспечить распределение бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами государственного регулирования сферы социальных услуг. Через социальный бюджет к реализации социальной политики наряду с государственными и муниципальными подключаются частные организации.

Координация государственных интересов и интересов субъектов сектора частных социальных услуг реализуется через индикативное планирование, осуществляемое государственными органами управления. Анализируя опыт использования данного вида планирования в российской и зарубежной экономике, можно сделать вывод о существовании объективной потребности реальной экономики в государственном регулировании сферы социальных услуг.

В РФ индикативное планирование не нашло еще должного применения. Некоторые его положения законодательно оформлены, но отсутствие целостной и завершенной модели затрудняет его практическую реализацию. Современные условия развития рыночных отношений, усиления конкурентной борьбы делают актуальной задачу разработки методологических и методических вопросов создания общегосударственной системы индикативного планирования, отдельных ее подсистем, включая подсистему индикативного планирования сферы социальных услуг, и уже в ее составе ‑ подсистемы индикативного планирования частных социальных услуг.

Последняя охватывает отношения, складывающиеся между государственными органами и частными продуцентами социальных благ, и используется для реализации государственной стратегии развития сферы социальных услуг, изучения их рынка и разработки ориентиров (индикаторов) по качеству и объему частных социальных услуг, согласования общественных интересов и интересов частного бизнеса.

Из вышесказанного можно сделать вывод о необходимости разработки экономического механизма государственного регулирования частного сектора сферы социальных услуг с использованием государственных программ развития отдельных отраслей, индикативного планирования, других косвенных методов, оказывающих регулирующее воздействие на деятельность организаций частного сектора сферы социальных услуг.



[1] Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. – М.: Наука, 2001, с.47, 48.

[2] Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран./ред. Солтман Р.Б., Буссе Р., Моссиалос Э. / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь мир», 2002, с. 6


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241