Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2007

Планирование, как возможность выживания для малых и средних организаций в условиях региональной экспансии торговых гигантов

Кутазова Ирина Алексеевна, аспирантка Сибирского университета потребительской кооперации, доцент кафедры производственного менеджмента и маркетинга Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
За последние пять лет в России наблюдается экстенсивное развитие розничных торговых сетей, поглощающих мелкие магазины. Возрастают и масштабы экспансии западных ритейловых гигантов, в связи с чем значительно повышается необходимость в качественном планировании деятельности малых и средних торговых организаций.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Кутазова И.А. Планирование, как возможность выживания для малых и средних организаций в условиях региональной экспансии торговых гигантов // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 48-52.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


За последние пять лет в России наблюдается экстенсивное развитие розничных торговых сетей, поглощающих мелкие магазины. Возрастают и масштабы экспансии западных ритейловых гигантов, в связи с чем значительно повышается необходимость в качественном планировании деятельности малых и средних торговых организаций.

Проведенное обследование деятельности малых и средних российских розничных торговых организаций показало, что, как правило, текущее планирование оборота на большей их части вообще не производится, либо носит поверхностный характер, а составление текущего плана проводится на основе приблизительных показателей. То же касается и методов бюджетирования, маркетинговых исследований, логистики и мерчандайзинга. При этом наблюдается фрагментарность и несистематичность их применения в оценке влияния на розничный оборот торговой организации факторов внешней и внутренней среды.

Одним из возможных путей обеспечения выживания и повышения конкурентоспособности для малых и средних торговых организаций является внедрение комплексной методики текущего планирования, при которой возможен учет влияния факторов внешней и внутренней среды на объем и структуру розничного оборота товаров.

Учет воздействия данных факторов возможен с помощью матрицы приоритетов. Ее построение осуществляется на основе оценок характера воздействия факторов (периодичности, интенсивности, очередности) на показатели розничного оборота (величину, структуру, состав), полученных методом экспертных оценок.

Использование данной методики позволяет осуществить более точный и полный учет воздействия среды на розничный оборот, что, в свою очередь, позволяет оптимизировать весь процесс планирования и повысить точность и надежность текущего планирования.

При этом текущее планирование должно представлять собой циклический процесс, состоящий из нескольких этапов:

1 этап. Построение матрицы приоритетов факторов.

2 этап. Анализ текущей ситуации (анализ изменений розничного оборота, факторный анализ, оценка дохода и прибыли от реализации).

3 этап. Текущее планирование розничного оборота (разработка ассортиментных портфелей, оценка и выбор их доходности).

4 этап. Внедрение текущего плана розничного оборота (составление календарного плана проведения мероприятий по реализации текущего плана и его реализация).

Диагностика ситуации предполагает комплексный анализ внутренней и внешней среды при использовании методов экономического анализа и маркетинга. При этом анализируемый период равен:

‑ для действующих организаций с налаженной системой планирования – один год;

‑ для действующих организаций, не применяющих в своей деятельности текущее планирование – пяти годам;

‑ для вновь созданных – анализ может либо не проводиться, либо анализируется деятельность ведущих организаций территории.

Далее, на основе матрицы приоритетов, проводится анализ воздействия факторов на розничный оборот путем проведения маркетинговых исследований и построения модели розничного оборота по каждой группе товаров.

Составление текущего плана проходит в несколько этапов. На первом этапе осуществляется составление ассортиментных портфелей с учетом сезонности для различных товарных групп с детализацией по подгруппам и наименованиям для использования их в различные кварталы, месяцы, недели планового года.

Положительным моментом в использовании методики построения ассортиментных портфелей является возможность единовременной их разработки с последующей корректировкой при многоразовом применении в зависимости от изменения степени воздействия факторов внешней и внутренней среды и необходимого уровня доходности.

Оценка доходности ассортиментных портфелей проводится по аналогии с оценкой доходности инвестиционных портфелей, посредством которой и осуществляется их выбор с учетом временного периода их использования.

На следующем этапе, на основе выбранных ассортиментных портфелей осуществляется составление текущего плана структуры, величины и состава розничного оборота с учетом целевой направленности развития торговой деятельности организации на весь плановый период.

Таким образом, при условии применения компьютерного программного обеспечения, можно оперативно и быстро реагировать на изменения воздействия факторов внешней и внутренней среды, корректируя в соответствии с ними плановые величины.

В ходе автоматизации процессов планирования возникают проблемы, нуждающиеся в незамедлительном их решении. Так, вся поступающая текущая информация об изменениях во внутренней и внешней среде должна учитываться, обеспечивая целостность и согласованность между различными видами планирования. А отсутствие единого программного продукта и ограниченность возможностей применения существующих предопределяют потребность в создании специализированного программного обеспечения, обладающего простотой и удобством для пользователей, и при этом позволяющее в полной мере реализовать на практике данную комплексную методику.

Разработка единого программного продукта должна проходить при непосредственном участии ведущих экспертов по программному обеспечению с учетом требований и рекомендаций специалистов в области планирования розничной торговли, и содержать следующие основные элементы:

учетный модуль – информационная база, содержащая информацию о воздействии факторов внешней и внутренней среды;

матрицу приоритетов факторов, разрабатываемая на основе данных, получаемых из учетного модуля;

аналитический модуль, проводящий анализ розничного оборота и строящий его модель на основе матрицы приоритетов факторов;

плановый модуль, осуществляющий текущее планирование розничного оборота и генерирование ассортиментных портфелей на основе модели розничного оборота.

С точки зрения современного управления, успешная деятельность торговых организаций предполагает как способность быстрого реагирования на изменения во внешней и внутренней среде, так и их предвосхищение.

Поэтому текущее планирование, как одна из составляющих процесса управления, становится обязательным и неотъемлемым инструментом в повышении эффективности торговой деятельности средних и малых организаций. Использование при этом комплексной методики текущего планирования розничного оборота направлено на развитие у организации конкурентных преимуществ и более полное удовлетворения потребностей потребителей.

Разработка же и реализация текущего плана розничного оборота на базе современных информационных технологий является оправдывающим себя методом повышения эффективности торговой деятельности, позволяющим, при существующих ограничениях, решать довольно широкий круг задач для средних и малых организаций розничной торговли.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Корецкая Л. К. Розничная торговля - индикатор состояния рынка потребительских товаров. – Новосибирск: СибУПК, 2000.
2. Кутазова И. А. Автоматизация процесса планирования в розничной торговле // Информатика и проблемы телекоммуникаций. – Материалы российской научно-технической конференции. Новосибирск: СибГУТИ, 2000.
3. Бакаева В. В. Технология продаж. - Новосибирск: СибУПК, 2001.
4. Кутазова И. А. Проблемы информационного обеспечения регионального анализа // Информатика и проблемы телекоммуникаций. – Материалы международной научно-технической конференции. Новосибирск: СибГУТИ, 2002.
5. Берман Б. Эванс Дж. Р. Розничная торговля: стратегический подход, 8-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
6. Каплан А. В. и др. Решение экономических задач на компьютере. – М.: ДМК Пресс; СПб: Питер, 2004.
7. Кутазова И. А. Основные направления совершенствования текущего планирования розничного оборота в сфере торговли // Информатика и проблемы телекоммуникаций. – Материалы российской научно-технической конференции. Том 2. Новосибирск: СибГУТИ, 2005.
8. Мещеряков А. И. Управление товарным ассортиментом торговой компании. – М.: Маркет ДС, 2004.
9. Кутазова И. А. Методика построения матрицы приоритетов факторов // Информатика и проблемы телекоммуникаций. – Материалы российской научно-технической конференции. Том 1. Новосибирск: СибГУТИ, 2006.