Таможенные платежи: понятие и состав

Дворянов С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (91), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Дворянов С.В. Таможенные платежи: понятие и состав // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 90-94.

Аннотация:
Таможенные платежи различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди них есть налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (таможенные пошлины и сборы). Их объединяет то, что все они взимаются, как правило, в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Ключевые слова: экспорт, импорт, таможенные платежи, таможня, таможенные пошлины и сборы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Таможенные платежи различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди них есть налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (таможенные пошлины и сборы). Их объединяет то, что все они взимаются, как правило, в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Термин «таможенные платежи» используется не только в таможенном законодательстве. Он встречается, например, в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 2, 38, 188, 346.16 и др.), Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 16.2, 16.20, 16.21), Уголовном кодексе РФ (ст. 194).

Контроль уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через границу РФ осуществляют таможенные органы, что предусмотрено, в том числе, международными актами и соглашениями, например, правилами Киотской конвенции (гл. 1 Генерального приложения). Налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, регулируются нормами Налогового кодекса РФ.

Уплата таких платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров на территорию РФ, а также осуществляется при совершении иных действий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, в зависимости от избранного режима.

Таможенный кодекс РФ определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов (гл. 28, 29, 32, 33), а также особенности предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты по ним (гл. 30). Нормы Налогового кодекса РФ в этих случаях не применяются.

Согласно п. 31 ч. 1 ст. 11 ТК РФ под таможенным сбором понимается платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Таможенные сборы, включенные в перечень видов таможенных платежей, имеют иную правовую природу, нежели налоги. Таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, размер которой равен стоимости оказываемых услуг, что оговорено в правилах Киотской конвенции (гл. 1 Генерального приложения).

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», таможенная пошлина – это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В соответствии с последней редакцией Бюджетного кодекса РФ таможенным пошлинам и сборам придан статус неналоговых доходов федерального бюджета. На наш взгляд, это решение принято в связи с желанием законодателя сделать так, чтобы взимание таможенной пошлины регулировалось не налоговым, а таможенным законодательством.

Таможенная пошлина имеет исключительное значение в доходах федерального бюджета, а таможенное законодательство дает больше полномочий должностным лицам таможенных органов и меньше прав плательщикам таможенных платежей. Если бы таможенные платежи регулировались налоговым законодательством, то, например, действовала бы норма п. 2 ст. 40 НК РФ «…для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен». То есть обязанность по доказыванию неправильности цены легла бы на таможенные органы. Как известно, налоговые органы проигрывают большинство таких дел налогоплательщикам.

Таким образом, целесообразно дать определение таможенной пошлины. Таможенная пошлина – это косвенный налог, взимаемый таможенными органами при пересечении товарами границы Российской Федерации с целью финансового обеспечения деятельности государства и таможенного регулирования внешней торговли.

Следовательно, таможенные платежи объединяют различные по своей природе и назначению налоги и сборы. В связи с этим возникает необходимость их классификации.

Прежде всего, они различаются по функциональному назначению. Таможенная пошлина ориентирована на выполнение регулирующей и защитной функций. Однако не стоит умалять ее фискальное значение, особенно применительно к вывозной пошлине.

НДС и акцизы тоже имеют определенную регулирующую составляющую, но она носит иной характер – предоставить иностранным товарам равный налоговый режим с отечественными товарами на внутреннем рынке страны.

Таможенные сборы выполняют функцию оплаты услуг, оказываемых таможенными органами. Однако эти услуги в большинстве носят нерыночный характер, что подразумевает их безальтернативность и отсутствие цены как таковой. Статьей 8 Генерального соглашения по тарифам и торговле (в редакции 1994 г.) предусматривается ряд принципов в области установления и применения таможенных сборов при импорте. В частности, их ставка должна соответствовать среднему уровню затрат на оказание таможенными органами соответствующих услуг. Кроме того, таможенные сборы не должны взиматься в фискальных целях, а должны являться компенсацией расходов таможенных органов.

Безальтернативность означает, что услуги по таможенному оформлению не может оказать никто, кроме таможенных органов. Что касается цены, то таможенные органы не могут заниматься коммерческой деятельностью, получать прибыль, и, соответственно, реализовать услуги.

Единственная услуга, имеющая рыночный характер – это хранение товаров. Участника внешнеэкономической деятельности не принуждают обязательно хранить товары на складе временного хранения и таможенных складах таможенных органов. Однако сборы поступают в доходную часть федерального бюджета и выполняют фискальную функцию. Кроме того, нет прямой связи между издержками по оказанию данных услуг конкретной таможней и выделением ей бюджетных ассигнований за счет таможенных сборов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что таможенные платежи, а именно: федеральные налоги и сборы, взимаемые таможенными органами при пересечении товарами границы Российской Федерации и при оказании участникам внешнеэкономической деятельности таможенных услуг, предназначены:

во-первых, для формирования доходов федерального бюджета РФ;

во-вторых, для регулирования ввоза и вывоза товаров через границу РФ;

в-третьих, для компенсирования затрат таможенных органов на оказание услуг.


Источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.02.2006).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.02.2006).
3. Таможенный тариф Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ)
4. Основы таможенного дела/Под ред. В. Г. Драганова. - М., «Экономика, 1998.
5. «Серая» гвардия // Таможенное регулирование. Таможенный контроль, № 4, апрель 2006.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:26:09