Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2007

Приоритеты и методологические основы стратегического развития регионов России

Груничев Александр Станиславович, канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности Казанского государственного технологического университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 44

Аннотация:
Стратегический план развития региона должен опираться на внутренне непротиворечивую концепцию с ясно обозначенной целевой установкой. Если текущая экономическая политика вынуждена идти на компромиссы, то долгосрочная стратегия должна быть максимально цельной, то есть состоящей из взаимосвязанных элементов. При этом, конечно, следует учитывать как взаимную противоречивость отдельных целей (например, высокие темпы роста могут быть достигнуты за счет неэффективного использования ресурсов), так и определенное
расхождение краткосрочных и долгосрочных мер государственного регулирования (необходимое усиление фискального давления в условиях кризиса текущего бюджета подрывает инвестиционные стимулы и т.д.)

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Груничев А.С. Приоритеты и методологические основы стратегического развития регионов России // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 70-73.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Стратегический план развития региона должен опираться на внутренне непротиворечивую концепцию с ясно обозначенной целевой установкой. Если текущая экономическая политика вынуждена идти на компромиссы, то долгосрочная стратегия должна быть максимально цельной, то есть состоящей из взаимосвязанных элементов. При этом, конечно, следует учитывать как взаимную противоречивость отдельных целей (например, высокие темпы роста могут быть достигнуты за счет неэффективного использования ресурсов), так и определенное расхождение краткосрочных и долгосрочных мер государственного регулирования (необходимое усиление фискального давления в условиях кризиса текущего бюджета подрывает инвестиционные стимулы и т. д.) [1, 4].

Переход России к устойчивому развитию возможен только на основе обеспечения устойчивого развития всех ее регионов, которое можно представить как процесс изменения во времени сложной многоуровневой организации. Именно поэтому в настоящее время нельзя представить поступательного развития региона без четко определенной, осмысленной и адаптированной к региональным условиям стратегии [3].

В общепринятом понимании  инвестиционная стратегия — это стратегический инвестиционный портфель, формируемый в регионе. Он определяет направления инвестирования и методы реализации развития отдельных сфер экономики. Процесс формирования инвестиционной стратегии можно представить следующим образом [3].

Вначале на основе экономического анализа и оценки развития хозяйственного комплекса региона проводится выбор типа базовой стратегии структурных преобразований и инвестиционной политики, которым должна соответствовать определенная инвестиционная политика в регионе.

В основу типизации региона по признаку отнесения его к той или иной стратегии структурных преобразований и инвестиционной политики могут быть положены различные группы совокупных характеристик и факторов, отражающих важнейшие стороны развития хозяйственного комплекса региона в целом. Данные факторы можно разделить на две группы: объективные и субъективные [1].

Затем в рамках базовой стратегии разрабатывается инвестиционная стратегия. Этот процесс можно представить в виде определенной последовательности шагов.

Первый шаг. Выбор перспективных отраслей региона в качестве объектов инвестирования и определение целей трансформации их состояния. Для оценки их инвестиционной привлекательности используется методика, основанная на анализе концентрации отраслей экономики и тенденций их роста.

Оценка инвестиционной привлекательности включает следующие этапы [3]:

1. Определяется степень концентрации по доле в региональном валовом продукте. При этом все отрасли делят на две группы: отрасли специализации региона (базовые отрасли) и отрасли, поддерживающие и обслуживающие базовые. Внутри каждой отрасли рассматриваются предприятия и степень их концентрации на рынке (доля рынка, занимаемая предприятием). Выясняются возможности получения эффекта масштаба производства по каждой отрасли.

2. Установление системы показателей, которая позволяет определять эффект в сопряженных отраслях при вложении инвестиций в базовые отрасли. В качестве показателей можно использовать количество занятых и получаемый доход работников на один миллион вложенных инвестиций.

3. Расчет мультипликатора по каждой базовой отрасли.

Принцип мультипликатора основывается на взаимосвязи различных отраслей и производств в экономике. В наиболее упрощенном виде этот принцип можно описать следующим образом: рост спроса в одной отрасли автоматически будет вызывать рост спроса в другой отрасли или нескольких отраслях, которые технологически связаны между собой.

В общем виде эффективность в сопряженных отраслях может измеряться через мультипликатор по следующей зависимости:

                                      n

                               Э = Σ М Эi

                                     i=1

где Э — суммарный эффект от вложения инвестиций;

 М — мультипликатор;

 Эi — вторичный эффект в i-той отрасли от вложения инвестиций в базовую отрасль;

 n — количество отраслей, в которых получается эффект от вложения инвестиций в базовую отрасль [4].

Таким образом, регионы, выбранные в качестве объектов инвестирования,  и цели в их отношении отражаются в региональной инвестиционной программе. В соответствии с принципом измеримости, присущим стратегическим целям, возникает необходимость трансформации целей в конкретные задания (критерии управления).

Второй шаг в разработке региональной инвестиционной стратегии заключается в выявлении факторов управления, на которые необходимо оказывать воздействие, чтобы добиться поставленных целей. Такими факторами могут считаться свойства и элементы объекта управления в целом, свойства этих элементов, их связи с другими элементами.  Для организации воздействия на факторы управления различной природы необходимо выявить их совокупность и степень соответствия критериям управления, с тем  чтобы оценить потребность и возможность мобилизации ресурсов для приведения факторов управления в соответствие с поставленной целью (критерием).

Третий шаг заключается в установлении методов воздействия на факторы управления. Характер воздействия зависит от природы фактора и его восприимчивости к тем или иным факторам воздействия.

Методы управленческого воздействия можно классифицировать по разным признакам [4].

По характеру управленческих воздействий различают методы прямого и косвенного воздействия.

По виду используемых регулирующих инструментов выделяют: 

– административные;

– экономические;

– институциональные;

  - их различные комбинации [3].

Основными разработчиками концепции национальных инновационных систем стали К. Фримен, Б. Лундвал, Р. Нельсон. Общими для них принципами исследования явились следующие:

– придание знаниям особой роли в экономическом развитии;

– выделение инновационной конкуренции между предпринимателями как главного фактора экономической динамики;

– непосредственное влияние институционального контекста инновационной деятельности на ее содержание и структуру.

Инновационно-инвестиционная система в рамках экономической структуры общества относится к числу функциональных систем и обслуживает реальный сектор экономики, насыщая его своими ресурсами, ускоряя или замедляя процесс его развития.

Для эффективного функционирования инновационно-инвестиционной деятельности необходимо государственное регулирование. В государственном управлении можно выделить ряд аспектов: нормативно-правовой, административно-организационный и экономический.

Четвертый шаг в формировании инвестиционной стратегии заключается в определении совокупности необходимых ресурсов управления, с помощью которых организуется воздействие на состояние соответствующих факторов управления. Под ресурсами управления понимают источники воздействия на факторы управления: финансовые, социальные, природные, материально-технические, нематериальные, управленческие.

Ограничения по ресурсам могут привести к необходимости пересмотра состава выявленных факторов управления или методов управленческого воздействия на них [2].  

Таким образом, одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – формирование региональных экономических систем. Из общей идеи промышленной политики должна вытекать иерархия экономических и отраслевых приоритетов инвестиционной стратегии. Концепция промышленной политики регионов определяется заложенной системой приоритетов. Проблема приоритетов пока не решена ни на федеральном, ни на региональном уровнях. При этом следует помнить, что обоснование того или иного варианта приоритетов является непростой задачей.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Асаул А.Н., Денисова И.В. Состояние инвестиционного климата региона – основа развития строительного комплекса. http: //www.aup.ru
2. Матвеев К. Ю. Развитие институциональной системы рынка инновационно-инвестиционных ресурсов России //Экономика и политика. 2005. № 1. С.113-124.
3. Самогородская М.И. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 4. С.113-124.
4. О стратегии как форме прогнозирования контуров будущего http: //www.aup.ru