Союз предприятий

Иванов Ю.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (9), Сентябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Иванов Ю.В. Союз предприятий // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 9. – С. 7-13.

Аннотация:
Объединения предприятий относят к интеграционным трансформациям. Наиболее распространенные варианты объединений предприятий можно свести к трем группам. Первая группа. Объединение независимых предприятий, к которым относятся: а) ассоциации (союзы); б) картели; в) консорциумы; г) сетевые организации. Вторая группа. Объединение частично зависимых предприятий, включающих: а) синдикаты; б) альянсы; в) промышленные (коммерческие, финансовые, консалтинговые) группы. Третья группа. Объединение зависимых предприятий, к которым относятся: а) концерны; б) финансово-промышленные группы. Рассмотрим особенности и с какой целью создается каждый вид объединений.

Ключевые слова: сетевые организации, интеграционные объединения, ассоциации, картели, консорциумы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Объединения предприятий относят к интеграционным трансформациям. Наиболее распространенные варианты объединений предприятий можно свести к трем группам.

Первая группа. Объединение независимых предприятий, к которым относятся:

а) ассоциации (союзы);

б) картели;

в) консорциумы;

г) сетевые организации.

Вторая группа. Объединение частично зависимых предприятий, включающих:

а) синдикаты;

б) альянсы;

в) промышленные (коммерческие, финансовые, консалтинговые) группы.

Третья группа. Объединение зависимых предприятий, к которым относятся:

а) концерны;

б) финансово-промышленные группы.

Рассмотрим особенности и с какой целью создается каждый вид объединений.

В случае объединения независимых предприятий члены группы сохраняют свою независимость и права в полном объеме. Структура объединения получается симметричной, т.к. все его члены имеют одинаковые права и обязанности.

Ассоциация (союз) ‑ некоммерческая организация, создаваемая по договору между предприятиями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Они создаются для обмена информацией, сокращения расходов на оплату приглашенных консультантов, лоббирования коллективных интересов предпринимателей, вошедших в объединение.

Картель ‑ соглашение о разделе рынка, предполагающее координацию бизнес-планов в части планов продаж.

Консорциум ‑ временное договорное объединение для осуществления совместных проектов. Чаще всего консорциумы создаются для разработки месторождений полезных ископаемых, реже – в обрабатывающей промышленности. При этом предприятие может участвовать в конкретном консорциуме частью своих ресурсов, а остальные использовать в других областях бизнеса.

Сетевая организация. В этих организациях часть существенных для бизнеса функций, прежде всего производство, передана на контрактной основе сторонним подрядчикам. В сетевых организация на первый план выходят информационные кооперационные связи, а обычная производственная интеграция ее дополняет.

Объединения независимых предприятий (предпринимателей) создаются тогда, когда имеется несколько предприятий одного профиля, имеющих и осознающих общие интересы и/или цель и не являющихся прямыми конкурентами. Отношения между членами объединения и объединением чисто договорные, вступить в объединение и выйти из него можно в любой момент без согласия других его членов, члены объединения не теряют своей самостоятельности и прав юридического лица.

Во втором случае (объединение частично зависимых предприятий) члены объединения зависят друг от друга, координируют всю или часть своей деятельности, обмениваются акциями, но при этом права в области управления никому не передаются. Структура и в этом случае получается симметричная.

Синдикат ‑ объединение, имеющее общую структуру продвижения товаров и услуг на рынки, осуществляющее общее управление сбытом, а также общее планирование в части сбыта и маркетинга.

Альянс ‑ аналог синдиката в финансовой (инвестиционной, банковской) области.

Промышленная (коммерческая, финансовая, консалтинговая) группа ‑ объединение предприятий, ведущих скоординированную, соответственно, промышленную, коммерческую, финансовую, консалтинговую политику. Предприятия обычно ведут общий учет и управляют общими финансами. Иногда члены группы взаимно обмениваются акциями друг друга или создают совместные предприятия. Вариантом промышленной группы является сетевая организация.

В третьем случае (объединение зависимых предприятий) часть членов объединения передают некоторые функции управления другим, теряя часть самостоятельности. Структура получается асимметричной, с разными правами и обязанностями у разных членов объединения. К таким объединениям относятся концерн и ФПГ.

Концерн ‑ это объединение предприятий, при котором централизуется часть функций (финансовое управление, снабжение, сбыт) с целью снижения издержек. Кроме того, в концернах обычно присутствует координационный центр. Часто концерн бывает организационным аналогом технологического комбината (металлургический комбинат, камвольно-суконный комбинат, лесопромышленный комплекс).

Крупные мировые концерны, имеющие десятки предприятий, филиалов и представительств в разных странах мира, называются транснациональными корпорациями. Классический пример ТНК - Samsung. Его структура представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика превращения (объединения) компании Samsung. в ТНК

Название
Год
основания
Число
Занятых
Специализация
Samsung
1938
5239
Оптовая и розничная торговля, разработка природных ресурсов
Samsung Engineering & Const
1957
3400
Проектирование и строительство объектов в различных областях
Samsung Fine Chemicals
1964
674
Производство удобрений, других химических товаров
Samsung Elektronics
1969
51926
Интегральные схемы, бытовая электроника, персональные компьютеры, факсы
Samsung Display Devices
1970
11000
Цветные кинескопы, дисплеи и мониторы
Samsung Electromechanics
1973
9206
Комплектующие для аудиотехники и автомобильная электроника
Samsung Heavy Ind.
1974
11192
Машиностроение
Samsung Petro Chemical
1974
510
Нефтепереработка
Samsung Aerospace Ind.
1977
6342
Самолеты, авиадвигатели, продукция оборонного назначения
Samsung Data Systems Co.
1985
4145
Н.д.
Samsung General Chemicals Co.
1988
1379
Синтетические волокна, каучук
Samsung Motors
1995
н.д.
Легковые автомобили, грузовики

Финансово-промышленная группа ‑ совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ (Федеральный Закон “О финансово-промышленных группах” от 30 ноября 1995).

Первой официально зарегистрированной в 1993 году была ФПГ “Уральские заводы”, г. Ижевск. В группе 20 участников, около 40 тысяч работающих, финансово-кредитные учреждения: “Евроазиатская страховая компания”, Евроазиатский банк экономического развития, г. Ижевск. Направления деятельности: телекоммуникационное оборудование, системы связи, медицинская техника и приборы, оборудование для ТЭК и АПК, стройматериалы.

Количество зарегистрированных ФПГ непрерывно увеличивается. На 1.01.98 г. было зарегистрировано 72 ФПГ, объединившие 1500 предприятий и организаций, почти 100 финансово-кредитных учреждений. Еще около ста инициативных групп вели подготовительную работу по созданию ФПГ. Эксперты считают, что в ближайшее время следует ожидать появления 150-200 крупных ФПГ.

Кроме официально зарегистрированных ФПГ имеются незарегистрированные, но существующие фактически группы, например Альфа-групп.

Процесс создания объединений зависимых предприятий в России шел и идет двумя путями: сверху и снизу.

Сверху в процессе приватизации государственных предприятий создавались промышленные и финансовые группы, которые в некоторых случаях выросли в ФПГ. Основой такого объединения могли быть главк (“Энергомашкорпорация”), комбинат (Усть-Илимский ЛПК), объединение (“ЛУКойл”). Эти формы в России сейчас очень текучи: нефтяные компании начинали процесс консолидации с формы, близкой к неофициальной ФПГ, затем постепенно переросли в концерны, а в перспективе, после обмена акций дочерних предприятий на основные, реорганизуются в открытые акционерные общества. В литературе этот процесс получил название ‑ создание “вертикально-интегрированных компаний”.

Второй путь создания подобных объединений ‑ снизу. Руководители успешных коммерческих компаний и банков, образовавшихся уже в новых условиях, начали создавать группы почти одновременно с созданием основного бизнеса. Таким образом появились коммерческие и финансовые группы, а затем и финансово-коммерческие. Названия некоторых из них уже не раз приводились в этой статье.

В результате приватизации и дальнейшей эволюции два этих пути начали соединяться, и в результате в России постепенно образуется новый промышленно-финансовый костяк экономики ‑ несколько десятков мощных групп. Сегодня это примерно половина российской экономики.

Значительную роль в ФПГ играли и играют банки.

Интеграционные трансформации могут осуществляться независимо друг от друга, а могут быть последовательными этапами одного интеграционного процесса. Например, предприятие, выпускающее готовую продукцию, находит нового поставщика сырья или полуфабрикатов и заключает с ним краткосрочный контракт. Со временем краткосрочный контракт сменяется долгосрочным, кооперационные связи приобретают длительный характер. Дальнейшими этапами интеграции могут быть: синдикат ‑ концерн ‑ единое предприятие.

При этом необходимо иметь в виду, что здесь мы рассматриваем только трансформации, т.е. реорганизации, меняющая число юридических лиц. На практике, особенно в популярной экономической литературе эти термины употребляются расширительно. Например, “слиянием” называют покупку одной компанией пакета акций другой компании, “альянсом” ‑ договор между двумя банками о проведении общей финансовой политики.

Вопросы интеграции предприятий подробно рассмотрены О. Уильямсоном. “Я полагаю, что для объяснения наблюдаемых тенденций вертикальной интеграции, ‑ говорит он, ‑ необходимо объединить анализ жизненных циклов отраслей с изучением трансакционных издержек. ... Вероятность того, что интеграция “вперед” оправдывается снижением трансакционных издержек, намного больше для продуктов, продаваемых до наступления стадии их зрелости”. (Интеграция “вперед” ‑ включение в фирму сбытовых организаций). “Основные выгоды от вертикальной интеграции с точки зрения применяемой мной экономической теории трансакционных издержек заключается в экономии скорее управленческих, чем производственных затрат”.

Появление в 20-х годах нашего века дивизиональных структур легко объясняется с точки зрения экономии трансакционных издержек. “Сфера применения мультидивизиональной структуры, изначально использовавшейся фирмами, действовавшими в относительно специализированных сферах бизнеса, была в дальнейшем расширена для управления с ее помощью диверсифицированными активами (в рамках конгломерата) и прямыми зарубежными инвестициями (в условиях транснациональной корпорации).

В первом случае мы имеем дело с жизненно важным организационным компромиссом, когда фирма выборочно интернализирует некоторые функции, обычно ассоциируемые с рынком капиталов. Процессы формирования ТНК также не были повсеместными, а были типичны для более технологически развитых отраслей, характеризующихся повышенными темпами НИОКР и более сложной процедурой передачи технологий. Динамика зарубежных прямых инвестиций не поддается объяснению на основе “монополистической” гипотезы, но становится вполне понятной при ее изучении на основе теории трансакционных издержек”.


Источники:

1. Винслав Ю. Отечественные ФПГ: достигнутые рубежи и задачи развития // Российский экономический журнал, 1997, №9.
2. Винслав Ю. Результаты мониторинга деятельности ФПГ // Российский экономический журнал, 1997, №10.
3. Винслав Ю., Войтенко А., Германова И., Ворощук А. Развитие постсоветских ТНК: экономические, правовые и политические проблемы // Российский экономический журнал, 1999, №4.
4. Винслав Ю, В.Дементьев, А.Мелентьев, Ю.Якутин. Развитие интегрированных корпоративных структур в России // Российский экономический журнал, 1998, №11,12.
5. Голубева С. Транснационализация российских ФПГ // Российский экономический журнал, 1996, №7.
6. Иванова Н. Империя Самсунг // Эксперт, 1997, № 40.
7. Сосковец О. Объединения предприятий способствуют оживлению экономики // Финансовые известия, 22 января 1998.
8. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. С-Петербург, Лениздат, 1996.
9. Хуснутдинов М., Винслав Ю. Конвенция о транснациональных корпорациях: условия принятия, содержание и проблемы реализации // Российский экономический журнал, 1998, №4.
10. Цыгичко А. Перспективы корпоративного строительства в России и СНГ // Экономист, 1998, №5.
11. Шарифов В. Опыт неформальной ФПГ холдингового типа: роль финансовых институтов // Российский экономический журнал, 1997, №10.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:58:27