Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2007

Некоторые аспекты управления социальными инвестициями в предпринимательской сфере

Петрова Татьяна Павловна, магистр социальной работы, аспирантка Королёвского института управления, экономики и социологии (КИУЭС), Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 15

Аннотация:
Актуальность социального инвестирования как самостоятельной проблемы объективно обусловлена пересечением интересов предпринимательства с интересами государства в лице органов власти различных уровней, а также общества. В данном контексте с 2000 по 2006 год произошёл существенный количественный и качественный рост компаний, строящих свою деятельность на основе социальной ответственности, ведущих социальную отчётность в различных формах.
Цитировать публикацию:
Петрова Т.П. Некоторые аспекты управления социальными инвестициями в предпринимательской сфере // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 56-59.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Актуальность социального инвестирования как самостоятельной проблемы объективно обусловлена пересечением интересов предпринимательства с интересами государства в лице органов власти различных уровней, а также общества. В данном контексте с 2000 по 2006 год произошёл существенный количественный и качественный рост компаний, строящих свою деятельность на основе социальной ответственности, ведущих социальную отчётность в различных формах.

Процесс социального инвестирования в масштабах России характеризуется неравномерностью. На сегодняшний день наибольшая нагрузка приходится на крупные предприятия, в особенности на предприятия, относящиеся к «тяжёлым» секторам производства. В частности, доля социальных инвестиций в валовых продажах предприятий химической промышленности составляет 11,9%, лесной и лесоперерабатывающей промышленности – 5,5%, чёрной металлургии – 5,1%. Соответствующий показатель в отрасли сервиса составляет 0,4%, в финансовом секторе – 0,1% [1].

Существенным фактором, препятствующим развитию социальных инвестиций предпринимательства, относится недостаток информации о содержании понятия «социальные инвестиции».

Социальные инвестиции - это механизм реализации корпоративной социальной ответственности, состоящий из обязательных выплат согласно требованиям государства и добровольного целесообразного выделения предпринимателем ресурсов на реализацию социальных проектов, способных принести компании экономический и социальный эффект, а также репутационные преимущества в долгосрочной перспективе.

Социальные инвестиции классифицируются по различным основаниям.

По степени добровольности:

обязательные - регулируемые государством на основе ряда нормативно-правовых актов (Гражданский Кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Экологическое законодательство и т.п.) и являющиеся обязательными для всех представителей предпринимательства;

добровольные - являющиеся собственной добровольной инициативой коммерческой структуры, реализуемые в целях получения дополнительных репутационных преимуществ, социальной и экономической эффективности.

По способу формирования:

естественные - данный способ формирования отличается сложностью и временной продолжительностью. Социальную роль компания приобретает в результате своего эволюционного развития в условиях конкурентной среды при накоплении определённого количества социальных качеств. Добровольные социальные инвестиции наиболее полно соответствуют основной деятельности компании;

искусственные - могут быть применимы для любого направления предпринимательской деятельности с помощью активного использования коммуникативных механизмов. Добровольные социальные инвестиции не в полной мере соответствуют основной деятельности компании. Чаще применяются в предпринимательской деятельности, неоднозначно оцениваемой обществом (табачная и алкогольная промышленность и т.п.), в целях нейтрализации неблагоприятного общественного мнения.

По уровню реализации:

внутренние - инвестиции компании в рамках собственной деятельности. Включают инвестиции в человеческий капитал, повышение качества жизни сотрудников и членов их семей, а также в реализацию интересов акционеров;

внешние – механизм реализации корпоративной социальной ответственности перед обществом в широком смысле слова:

а) на уровне компании – инвестиции в добросовестную деловую практику, развитие взаимоотношений с поставщиками и партнёрами;

в) на уровне территории присутствия компании – инвестиции в развитие местного сообщества;

с) на межрегиональном уровне - актуально для крупных предпринимательских структур, имеющих сеть предприятий в различных регионах России. На межрегиональном уровне социальные инвестиции реализуются с учётом местной специфики каждого региона (природно-климатических условий, среднего уровня заработной платы, местного уровня безработицы, демографической ситуации, культурно-исторических особенностей и прочих характерных показателей конкретного региона) с целью гармоничного межрегионального взаимодействия и развития;

д) на международном уровне - характерны для международных компаний. Необходимым условием социального инвестирования в данном случае является наиболее полное соответствие установленным международным нормам и стандартам.

По степени активности бизнеса:

1) Про-активные социальные инвестиции - коммерческая структура выступает инициатором развития собственной корпоративной социальной ответственности, выстраивает социальную политику, устанавливает связи с объектами социальной ответственности.

2) Ре-активные социальные инвестиции – направляются предпринимателем в ответ на запрос организации–инициатора.

Несмотря на многообразие видов, можно выделить ряд общих принципов системы управления социальными инвестициями:

  1. Принцип добровольности. Данный принцип подразумевает определённый уровень добровольного участия организации в решении социальных проблем. Это участие лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же повышает эти требования [2].
  2. Принцип целенаправленности. Социальные инвестиции должны соответствовать общей стратегии основной хозяйственной деятельности компании, способствовать достижению ее ключевых целей.
  3. Принцип пролонгированности. Социальные инвестиции служат повышению капитализации предпринимательской деятельности в долгосрочной перспективе.
  4. Принцип единства стандартов. В настоящее время в отечественной практике отсутствует чётко сформированная система оценки качественных и количественных показателей социальных инвестиций. Формированию единых стандартов во многом способствует введение системы социальной отчётности.
  5. Принцип максимальной информационной открытости характеризует деятельность в области построения взаимоотношения со всеми заинтересованными сторонами.

Основной целью социального инвестирования является повышение экономической эффективности предпринимательской деятельности. Как показывает практика, эффективное управление социальными инвестициями позволяет получить более высокие результаты при меньших затратах за счёт выполнения следующих задач:

1)                 Повышение социальной эффективности. Улучшение и облегчение условий труда, изменение его содержания, развитие творческих функций, способностей и потребностей работников, преодоление существующих различий в труде. Обобщающим показателем социальной эффективности производства являются образ и качество жизни, отражающиеся в продолжительности жизни населения страны [3]. Кроме того, социальные инвестиции способствуют формированию устойчивой позитивной мотивации работника в трудовой деятельности в данной компании, что особенно актуально в современных условиях дефицита квалифицированных кадров.

2)                 Получение репутационных преимуществ. Развитие системы управления социальными инвестициями и раскрытие информации в социальных отчётах способствует формированию позитивного имиджа компании, повышению её конкурентоспособности в области привлечения потребителей и инвесторов.

Социальные инвестиции предпринимательства позволяют гармонизировать взаимоотношения компаний-инвесторов с региональными властями, то есть государством и обществом, а также способствуют выходу компании на международный уровень и расширению границ бизнеса.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Доклад о социальных инвестициях. – М: Ассоциация менеджеров России, 2004. – 80 с.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Достоинства и недостатки концепции социальной ответственности // Основы менеджмента. – М.: Дело, 1997. – С. 144–147.
3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Словарь рыночной экономики / Под общ. ред. Г.С. Вечканова. – СПб.: Петрополис, 1995. – 358 с.