Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2007

Анализ итогов развития финансово-хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса Западной Сибири в 1990-е годы

Никифоров Олег Александрович, д-р ист. наук, профессор, заведующий кафедры экономической теории Омского государственного педагогического университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 36

Аннотация:
Анализ итогов развития финансово-хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса Западной Сибири в 1990-е годы...

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Никифоров О.А. Анализ итогов развития финансово-хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса Западной Сибири в 1990-е годы // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 44-50.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Несмотря на недостатки, присущие системе государственной поддержки предпринимательства,  малый бизнес в Западной Сибири интенсивно развивался. Причина этого - функции, свойственные данному сектору экономики. Одна из основных -  рост потенциала создания новых рабочих мест в условиях прогрессировавшей безработицы   [1, С.87, 90; 2, С.43-44].

Таблица позволяет сделать следующие выводы. Тенденции изменения численности малых предприятий (МП) в Западной Сибири имели отличия от общероссийских. Если в стране с 1995 г. наметилось сокращение числа МП, то в Западной Сибири, за исключением Кемеровской области, их рост продолжался.

Таблица

Численность малых предприятий в Западной Сибири в 1990 -1998 гг.

(в ед.)

Регион

1990 г.

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

Томская обл.

1300

1589

  1156

  1593

2312

2611

 4338

 4445

-

Новоси-бирская обл.

 40

3950

19481

29221

8696

8711

17367

22265

-

Алтайc-кий край

-

-

-

4947

5376

10404

10026

-

-

Кемеровская обл.

-

-

-

-

-

14460

14429

11519

10300

Омская обл.

-

-

-

-

-

9222

9507

10700

11000

Россия

-

267000

560000

865000

1млн.

877000

-

840000

868000

Источник: [3, С.9].

 Уменьшение количества малых фирм в России обусловлено действием группы факторов. К ним относились изменения в федеральном законодательстве, касавшиеся предельной численности работавших на малых предприятиях. До июня 1995г. к малым относились фирмы с числом занятых до 200 чел., после - 100 чел. [2.C.42]. Сказалось и резкое ужесточение правительством финансово-кредитной политики в 1994 - 1995 гг., ослабление внимания властей к сфере малого бизнеса в силу проведенной в 1993 - 1994 гг. массовой приватизации, когда большая часть материально-технических и финансовых ресурсов осталась в крупной промышленности. Да и процесс массового создания малых предприятий чрезвычайно затратен [4]. На протяжении всего десятилетия сохранялся и высокий барьер выхода на рынок, что служило тормозом для роста числа малых фирм [5.С.5-6].

Специфика динамики численности МП в Западной Сибири объяснялась  комплексом причин. Рыночные реформы, из-за удаленности исследуемых территорий от центра, начались там позже и проходили более медленно. Имела место определенная инерционность изучаемого процесса. Большинство краев и областей Западной Сибири принадлежали к депрессивным территориям, где последствия экономических реформ проявились в более тяжелых формах. Востребованность  малого бизнеса, как эффективного санационного инструмента социально-экономической жизни общества, продолжала оставаться высокой.

К концу XX в. малые предприятия не смогли приобрести сколько-нибудь заметный удельный вес в количестве хозяйственных субъектов. Даже в 1998 г., когда экономическая ситуация стала улучшаться и имел место впервые за долгие годы рост экономического производства на 0,8%, общее число МП составляло лишь 12% от всех хозяйствующих субъектов в стране (в Западной Сибири − 12,5%) [3, C.14; 6, C.68].      

Особую роль играло и количество трудовых ресурсов, занятых в этой сфере экономики, что особенно важно в условиях продолжавшегося экономического спада. Тенденции, свойственные динамике рабочих ресурсов на МП, в основном совпали с характером процессов, имевших место при колебаниях числа хозяйственных субъектов малого бизнеса. Так, параллельно росту МП в России до 1995 г. шло увеличение рабочих мест, создаваемых ими. Удельный вес занятых в малом секторе экономики страны в этот период вырос с 5,6 до 15,7%. Но во второй половине 1990-х годов углубление экономического спада стимулировало и  сокращение трудовых ресурсов в малой экономике. К 1997 г. количество рабочих мест сократилось на 600 тыс. по сравнению с 1995 г. Начало экономического подъема в 1998 г. не привело к увеличению числа занятых в малом бизнесе. Их удельный вес сократился на 1,7% по сравнению с 1995 г. В Западной Сибири рост количества новых рабочих мест на МП, так же, как и увеличение их числа, продолжался до 1996 г. Налицо подтверждение вывода о существенной роли инерционности в процессах [3, С.10; 7, С.1]. Изменение среднесписочного состава МП тесно связано с динамикой их численной структуры и занятостью в данном секторе экономики. В целом четко проявилась тенденция к сокращению среднесписочной численности МП. Если в начале 1990-х годов  на малой фирме в Западной Сибири работало в среднем 12,1 чел., то к концу XX в. − лишь 6,2 чел. [3, C.10-11].  

В результате к концу XX в. общество оказалось не ближе, а гораздо дальше от целей, стоявших перед Россией в начале реформ. Более глубокое понимание причин этого дает отраслевая структура малого бизнеса. Наиболее привлекательными в Западной Сибири в 1990-е годы были три сферы предпринимательской деятельности: торговля и общепит, строительство, промышленность. Среди них торгово-посреднические услуги занимали приоритетное место по сравнению с другими видами деятельности (40 – 50% предприятий, 30 – 40% рабочей силы). Численность строительных организаций колебалась от 13  до 27%, а трудовых ресурсов − от 20 до 60%. В промышленности аналогичные показатели находились в рамках от 13 до 20 %. При этом в двух последних отраслях господствовала тенденция к последовательному сокращению, как числа хозяйственных субъектов, так и занятых в них людей. В торговле и сфере услуг она стала преобладающей лишь во второй половине 1990-х годов [3, С.14-18].

Таким образом, не выдерживает критики позиция, насаждавшаяся определенными кругами в России, о том, что страна была обречена в 1990-е годы на развитие комково-ящичного бизнеса на этапе накопления капитала. Стоит поспорить и с выводами Е. Брагиной. Современное состояние малого бизнеса, которое начало формироваться, начиная со второй половины 1990-х годов, обусловлено в большей степени не объективными, а субъективными факторами [1, C.91].

После 1993 г., когда последовали ужесточение кредитно-финансовой политики государства и либерализация экономики, производственные сферы теряют  привлекательность, уступая место торгово-посредническим операциям. Так, к 1995 г. удельный вес предприятий торговли и общественного питания в Томской области вырос с 3 % в 1990 г. до 45,4 % в 1995 г., в Новосибирской области - с 5 % в 1991 г. до 53 % в 1995 г. В Алтайском крае в 1995 - 1996 гг. 50,3 % малых фирм было занято в этой отрасли, в  Кемеровской  области  в  1996 г. там  работало  48 %  предприятий и 37 % трудовых ресурсов. В тоже время удельный вес предприятий в строительстве упал в Томской области с 43,7 % в 1990 г. до 19,3 % в 1996 г., в Новосибирской области с 24 % в 1991 г. до 18 % в 1996 г., а число занятых с 65  до 28,8 % [3, С.20-27; 6, C.11-15]. Подобные тенденции наблюдались в промышленности, науке и научном обслуживании, сфере потребительских услуг. Однако к середине 1990-х годов сфера торгово-посреднической деятельности почти полностью исчерпала возможности своего интенсивного развития и роста прибыли [8, С.34-35]. В Томской области удельный вес малых фирм сократился как следствие с 45,4 %  в 1995 г. до  41 %  в 1996 г., в Кемеровской  области  с  48%  в 1996 г. до 37 % в 1997 г., число занятых с 37 % до 31,3 %.  Следствием это стало сокращение удельного веса МП и числа занятых. Обращало на себя внимание и нарастание негативных явлений в процессе становления инновационного предпринимательства [9, С.115].  

Тенденции изменения объемов производства практически идентичны описанным выше процессам. В первой половине 1990-х годов объемы производства на МП Западной Сибири нарастали. Росли не только абсолютные показатели, но и удельный вес в объеме выпуска продукции всех предприятий региона. В Алтайском крае доля МП выросла с 0,2 % в 1993 г. до 25,7 % в 1996 г., в Новосибирской области с 0,1 % в 1991 г. до 13 % в 1996 г. Период же с 1996 по 1997 гг. сопровождался спадом объемов производства в большинстве краев и областей Западной Сибири. В России спад начался годом раньше в 1995 г. [3, С.2-5; 7, С.5-9; 10, С.70].

Одной из важнейших задач малой экономики − учитывая дотационный характер подавляющей части бюджетов − было создание дополнительного источника пополнения доходной части бюджетов. Без привлечения этих финансовых средств государственные органы управления на местах не в состоянии решить большинство кардинальных социально-экономических проблем. Удельный вес налоговых отчислений субъектов малого бизнеса в Западной Сибири один из самых высоких в России. Так,  в Кемеровской области малая экономика приносила от 7 до 14,5% всех налоговых сборов, в Новосибирской области от 16 до 19%,  в  Томской – от 10 до 15%, в Омской - от 6 до 8%. [3, С.15;7, С.12-17; 10].

Развитие малого предпринимательства в Западной Сибири в 1990-е  годы  характеризовалось  следующими тенденциями.  До 1996 г. преобладали позитивные моменты. В их числе рост количества субъектов малого бизнеса, рабочих мест, объемов производства, прибыльности деятельности, налоговых отчислений, заработной платы. Но абсолютный рост показателей был непродолжительным. Начиная с 1992 г. наблюдалось сокращение темпов роста по всем направлениям работы малых фирм. Это совпало с переориентацией основных направлений работы большей части предпринимателей. Производственная сфера потеряла свою привлекательность, уступив лидирующие позиции торгово-посредническим операциям. С 1996 г. рост основных показателей прекратился, и началось их неуклонное сокращение, частично прерывавшееся в 1997 и 1999 гг. ввиду краткосрочного улучшения рыночной конъюнктуры.

Таким образом, совпадая в целом с ходом развития малого бизнеса в России, малое предпринимательство Западной Сибири имело ряд характерных особенностей. Прежде всего, это инерционный характер развития данной сферы экономики. Малый бизнес в полной мере не решил ни одну из тех задач, которые возлагали на него отечественные реформаторы, ссылаясь на мировой опыт. Вместе с тем он подтвердил свой высокий потенциал в санации экономической структуры в кризисные периоды развития как вспомогательный источник.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Брагина Е. Малый бизнес: состояние и проблемы // Свободная мысль.− 1995. −№ 11. −С.86-93.
2. Афанасьев В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблем занятости // Российский экономический журнал. −1996. −№ 10. −С. 40- 45.
3. Малое предпринимательство в России // Аналитический докл. Фонда поддержки и развития предпринимательства РФ. - М., 1998. - 31 с. //www.moskou.ru свободный.
4. Левчук Д. Новая гигантомания. Независимая газета. 1992. 17 апр.
5. Отчет о работе Комитета по поддержке малого предпринимательства администрации Томской области (АТО) за 1997 г. // Тек. арх. АТО. – 21с.
6.Радаев В.В. Предпринимательство в Томской области: развитие малого бизнеса // Региональный подход к реструктурированию промышленности в Томском регионе: Докл. на межд. семинар. - Томск, 1997. - 76 с.
7.Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий по отраслям экономики Томской области за 1997 г. // Тек. арх. АТО. – 30 с.
8.Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. −1996. −№ 7. −С. 30 - 57.
9. Эмрахов А. Проблема становления инновационного предпринимательства // Маркетинг. −1998. −№ 2. −С. 114-116.
10. Вардомский Л., Самбурова Е. Предпринимательство в России: региональные различия // Проблемы теории и практики управления. −1996. −№2. −С. 68-70.