Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2007

Прогнозирование структурных изменений предпринимательской деятельности в региональных агросистемах

Здоров Александр Борисович, канд. экон. наук, доцент Российской международной академии туризма (РМАТ), Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 25

Аннотация:
Прогнозирование структурных изменений представляет собой изучение закономерностей отраслевых преобразований в отдельно взятом регионе или в стране в целом. Это проект того, куда выгоднее всего вкладывать деньги предпринимателю. Проектирование структурных изменений основывается на законах экономического, социального и регионального развития с учетом природно-климатического и историко-культурного потенциала. В прогнозах отдельной составной частью является инновационная программа выявления перспективных отраслей производства и возможностей их размещения.
Цитировать публикацию:
Здоров А.Б. Прогнозирование структурных изменений предпринимательской деятельности в региональных агросистемах // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 6. – С. 152-155.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Прогнозирование структурных изменений представляет собой изучение закономерностей отраслевых преобразований в отдельно взятом регионе или в стране в целом. Это проект того, куда выгоднее всего вкладывать деньги предпринимателю. Проектирование структурных изменений основывается на законах экономического, социального и регионального развития с учетом природно-климатического и историко-культурного потенциала. В прогнозах отдельной составной частью является инновационная программа выявления перспективных отраслей производства и возможностей их размещения.

Поиск новых видов деятельности базируется на теории структурных изменений, выявлении ключевого интегрирующего элемента, способного аккумулировать другие элементы в единую систему для получения мультипликационного интегрирующего эффекта. Суть теории сводится к тому, что все отрасли системы связаны технологически, поэтому даже незначительные изменения в базовых отраслях приводят к эффекту мультипликации. Ключевой элемент объединяет две и более отраслей в единый комплекс или два-три комплекса в более сложную экономическую систему. Ключевая отрасль выявляется по принципу дефицитности ее продукции на рынке и вызывает необходимость приоритетного финансирования.

Так, дефицит комбикормов в животноводстве обусловливает увеличение капиталовложений. Повышение капитальных затрат до уровня их нормативной рентабельности (85-100%) не только стимулирует рост объемов производства, но и оптимизацию качества производимых комбикормов. А это, в свою очередь, способствует обеспечению нормативного прироста объемов животноводческой продукции.

Стоимость зерна, обогащенного белково-витаминными добавками, увеличивается в составе комбикормов в 3 раза, а в составе животноводческой продукции уже в 9 раз. Рыночные цены на зерно и мясо также различаются в 9-10раз.

Комбикормовая промышленность и в зарубежных производственных структурах является основой интегрирования зерно-мясного производства, например в Perdue Farms (США), Micarna (Швейцария).

Российские агросистемы представляют собой: ассоциации фермеров, сельскохозяйственные предприятия, личные хозяйства граждан, перерабатывающую промышленность, сферу хранения продукции и торговли, транспортные и машиностроительные компании. Все они составляют единый агропромышленный комплекс (АПК) страны. Ключевые интегрирующие элементы АПК в более сложных экономических системах могут иметь подчиненное значение, а элементы, которые имели подчиненное значение, начинают играть ключевую роль.

Так, туризм является составной частью социальной сферы села и имеет подчиненное положение. Но при объединении аграрного и туристского комплексов туризм приобретает доминирующее значение. Продовольственные ресурсы направляются в туриндустрию и «обогащаются» комплексом социально-культурных программ пребывания. Туризм из «затратного» превращается в высокодоходный механизм. Помимо многократного мультипликационного эффекта возрастает социальная роль предпринимателя, связанная с «оживлением» сельскохозяйственного производства, развитием социальной сферы села, созданием новых рабочих мест.

Региональные аспекты развития агросистем основываются на законе территориального разделения труда и специализации. В наиболее укрупненной форме можно выделить, например, Южный регион (включая центрально-черноземные области) и Нечерноземную зону РФ. Первый специализируется на зерно-мясном, второй - на овоще-молочном направлении.

Альтернативной частью предпринимательской деятельности в НЧЗ РФ является кооперирование производственной и социальной сфер села. Трудности возникают при выборе ключевого элемента, объединяющего две названные сферы. Теория и практика прогнозирования выделяет в качестве такого элемента аграрный туризм, который включает производство продуктов питания для туриндустрии.

Первоначальные причины обращения европейских государств к полити­ке поддержки агротуризма разные, но в основном экономические и социаль­ные. Зачастую это стимулировалось новыми внешними факторами. Практи­чески ни одна страна "первой волны" (Италия, Франция и др.) не обращалась к агротуризму как форме малого бизнеса на селе в целях получения дополнительного дохода. Как пра­вило, причиной являлась потеря конкурентоспособности основной агропродукции на международном рынке.

Необходимость реструктуризации сель­ского хозяйства неизбежно ве­дет к сокращению числа занятых в основном производстве и ставит проблему создания рабочих мест на селе. Важнейшим фактором обращения к агротуриз­му стал передел европейского сельхоз рынка в связи с образованием ЕС, что поставило национальных агропроизводителей в совершенно новые условия конкуренции вследствие введения системы квотирования и запрета открытой протекционистской политики. Ставилась задача стабилизировать цены на агропродукцию и избежать кризисов перепроизводства, снизить национальные объемы сельхозпроизводства. При этом необходимо бы­ло найти социальные амортизаторы, которые позволили бы занять работой сельских жителей. В этих условиях агротуризм стал рассматриваться как форма малого семейного бизнеса и получил политическую поддержку властей.

С последней реформой общей сельскохозяйственной политики ЕС (ОСХП) в 1992г. взят курс на снижение гарантированных цен, чтобы приблизить их к мировым и помочь европей­скому экспорту. В рамках ОСХП в ряде регионов принимаются меры по раз­витию многоотраслевого хозяйства, в частности, выделяются средства и на развитие агротуризма.

Развитию туризма в сельской местности способству­ет и то, что ОСХП предусматривает комплексное развитие территорий путем финансирования различных элементов инфраструк­туры, в частности такого важного, как строительство дорог. Агротуризм изначально рассматривался в качестве социального амортизатора при реструктуризации аграрного сектора экономики, позволяя перевести избыток трудовых ресурсов в альтернативный сектор производства услуг и создавать новые рабочие места в сельской местности. Поэтому не случайно политика поддержки агротуризма в ЕС направлена на экономически отсталые районы.

Для российской экономики социальная сфера села характеризуется наличием национальных приоритетов. Программа жилищного обеспечения должна включать, по нашему мнению, средства для размещения не только местных жителей, но и туристов в личных и государственных секторах социальной инфраструктуры. Повышение образовательного и культурного уровня коренного населения способствует развитию туристской отрасли в регионе и решению многих социальных задач. Местные лечебные учреждения, осуществляющие свою деятельность на базе своих целебных источников, являются основой развития лечебно-оздоровительного туризма.

Практика прогнозирования комплексного развития туристской отрасли показывает, что затратный механизм социальной сферы превращается в высокодоходное производство.

Образование, здравоохранение, жилищная обеспеченность – это единая цепь агротуристского комплекса, кооперации отдельных звеньев, необходимых для воплощения идей социально-экономических преобразований в современной России. Прогнозирование предпринимательской деятельности в региональном туризме показывает, что доход по административному району составляет порядка 30-50 млн. руб. в год. В масштабе национальной экономики это 45-60 млрд. рублей.

Таким образом, культурно-познавательный и другие виды социальной сферы села начинают приносить прибыль при развитии туризма в регионе. По оценкам зарубежных экспертов, агротуризм приносит не меньший доход, чем основное производство сельскохозяйственной продукции.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241