Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2007

Факторы, влияющие на повышение уровня конкурентоспособности предприятий текстильной промышленности

Новосадов Сергей Александрович, ст. преподаватель кафедры экономических и юридических дисциплин Наро-Фоминского филиала Российского государственного социального университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 51

Аннотация:
В экономической системе ведущих отраслей промышленности текстильная отрасль занимает далеко не лидирующее положение. Сегодня в России доля текстильного производства в общем объеме отгруженных товаров обрабатывающего сектора составляет около 2%. Потеря поставок среднеазиатского хлопка, мощное наступление дешевой импортной продукции из стран Юго-Восточной Азии, Китая, Турции – это далеко не все моменты ухудшения положения отечественных производителей тканей.
Цитировать публикацию:
Новосадов С.А. Факторы, влияющие на повышение уровня конкурентоспособности предприятий текстильной промышленности // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 6. – С. 132-134.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В экономической системе ведущих отраслей промышленности текстильная отрасль занимает далеко не лидирующее положение. Сегодня в России доля текстильного производства в общем объеме отгруженных товаров обрабатывающего сектора составляет около 2%. Потеря поставок среднеазиатского хлопка, мощное наступление дешевой импортной продукции из стран Юго-Восточной Азии, Китая, Турции – это далеко не все моменты ухудшения положения отечественных производителей тканей.

Одним из факторов конкурентоспособности текстильной отрасли является ее вовлеченность во внешнюю торговлю (уровень экспорта и импорта). Доля тканей из синтетических и искусственных нитей в национальном экспорте неуклонно снижается.

Аналогичная тенденция наблюдается и в импорте, который до 2004 г. неуклонно рос, а потом снизился на 10%. В 2005 г. импорт текстильных тканей в 16,5 раз превысил экспорт. Все это дает основание предположить, что значительное сокращение потребностей в отечественных тканях вызвано резким увеличением поставок уже готовых изделий, годовой оборот которых, по сравнению с 2000 г., увеличился на 20% [3].

Позиции российского текстиля тканей на рынках промышленных развитых странах остаются крайне слабыми.

Политика правительства, взятая на открытость внутреннего рынка для доступа импортных компаний, в первые годы кризиса, дала в основном, отрицательные результаты.

По сравнению с 1990 г., производство тканей сократилось в целом в 3 раза, в том числе: хлопчатобумажных – в 2,53 раза; льняных – в 4,94; шелковых – в 8,34 [3]. После резкого спада производства в 1990 г. текстильная отрасль так и не оправилась. Ежегодные увеличения темпов продаж на 3-6% по хлопчатобумажным тканям не дали ощутимых результатов, и к сегодняшнему дню общий показатель производства едва покрывает около 30% выпуска начала 90-х гг. Еще более ухудшилась позиция шерстяных, а особенно шелковых производителей ткани, где продолжается спад темпов производства.

Процесс повышения уровня конкурентоспособности предприятия – это долгосрочная программа конкретных действий по созданию и реализации его продукции. В сфере производства тканей необходимо принимать конкретные управленческие решения, прежде всего, в следующих направлениях:

‑ модернизация и фокусирование производственных мощностей;

‑ максимальное использование производственного персонала;

‑ развитие структуры организации производства;

‑ модернизации управления качеством продукции;

‑ совершенствование и развитие производственной инфраструктуры;

‑ организация и кооперация взаимодействий с поставщиками и другими партнерами;

‑ повышение качества управления производством.

Повышение уровня конкурентоспособности производства может осуществляться посредством разработки и реализации следующих программ:

‑ программа синхронизации производства;

‑ программа управления материальными потоками;

‑ программа повышения организационной гибкости производства [4].

Интеграция России в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делает актуальной проблему повышения конкурентоспособности российских товаров. Особенно это касается предприятий текстильной промышленности. Таким образом, оценка факторов уровня конкурентоспособности производства ложится в основу разработки повышения степени соответствия выпускаемой продукции ценностной системе рынка.

Начиная с периода либерализации экономики, на российский рынок пришли зарубежные конкуренты. Поначалу это не вызвало негативной реакции отечественных производителей тканей, так как их продукция была, по их мнению, достаточно дифференцирована с точки зрения качества, доступных цен и гарантированными госзаказами. Однако экономическая ситуация в государстве начала усугубляться с нарастающей быстротой. Как следствие, к концу 90-х гг. господствовала ценовая конкуренция, в которой выигрывал производитель, имевший минимальные издержки. Поскольку себестоимость импортных тканей была ниже, это послужило для них серьезным аргументом к завоеванию рынка.

Далеко не все отечественные предприятия текстильной отрасли выдержали такую конкуренцию. Многие, ввиду своей неповоротливости и отсутствия производственной гибкости, обанкротились. Остались лишь те, у которых имелось современное оборудование, и была прочно налажена система каналов сбыта и маркетинга.

На уровень конкурентоспособности предприятий отечественной текстильной промышленности в современных условиях влияют, прежде всего, следующие факторы:

‑ отсутствие четкой и целенаправленной политики государства в сфере текстильной промышленности;

‑ либерализация таможенной политики по отношению к поставкам импортной продукции;

‑ отсутствие программы защиты внутреннего производственного рынка текстиля от засилья товаров зарубежных конкурентов;

‑ прямая зависимость от основных поставщиков, диктующих отпускные цены на сырье;

‑ отсутствие законодательной базы, обеспечивающей юридическую поддержку отечественных производителей текстиля;

‑ появление новых предприятий с участием иностранного капитала, отличающихся мобильностью, быстро и часто внедряющих новинки и новые технологии;

‑ отсутствие инвестиционных вливаний вследствие непривлекательности отрасли;

‑ повышение количества и форм рисков в текстильной отрасли;

‑ снижение покупательского спроса на отечественную продукцию ввиду сокращения платежеспособности населения;

‑ переориентация некоторых основных поставщиков сырья (пряжи, лавсановой и полиэфирной нити) на импортных покупателей;

‑ переход на импортные ткани некоторой доли российских швейных предприятий, предпочитающих получать сырье без перебоев, точно и в срок;

‑ потеря экономических связей с партнерами из стран СНГ.

Все перечисленные факторы ощутимо влияют на экономическое состояние как отрасли в целом, так и отдельных ее составляющих. Необходимо скорейшее вмешательство государства с целью финансовой (инвестиционной) поддержки, в противном случае мы потеряем текстильную отрасль.

Интеграция России в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делают проблему повышения конкурентоспособности российской продукции, особенно рынка тканей и изделий из нее, весьма актуальной.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции М.: Изд-во стандартов, 1991
2. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт, 2001
3. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. – М.: Росстат, 2006
4. Родионова В.Н., Федоркова Н.В., Чекменев А.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие, - М.: Изд-во РИОР, 2005
5. Хардинг Г. Маркетинг промышленных товаров. Пер. с англ. – М.: Сирин, 2002