Венчурная филантропия – институт социальной ответственности бизнеса

Ульянова О.Ю., Никифорова М.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (95), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ульянова О.Ю., Никифорова М.Е. Венчурная филантропия – институт социальной ответственности бизнеса // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 111-115.

Аннотация:
Венчурная филантропия, как разновидность благотворительности, нацелена на использование стратегий развития венчурного предпринимательства в сфере социальной ответственности. Концепция венчурной филантропии содействует институциональному развитию грантополучателей и инновационному партнерству «наука – предприниматели – общество – государство». Для успешной реализации такой концепции необходимо учитывать траекторию и процесс закрепления и воспроизводства стихийных, разрозненных актов благотворительности.

Ключевые слова: благотворительность, венчур, научное сотрудничество, венчурное предпринимательство, венчурная филантропия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Ульянова О.Ю.

канд. экон. наук, доцент, докторант кафедры экономической теории

Венчурная филантропия, как разновидность благотворительности, нацелена на использование стратегий развития венчурного предпринимательства в сфере социальной ответственности. Концепция венчурной филантропии содействует институциональному развитию грантополучателей и инновационному партнерству «наука – предприниматели – общество – государство». Для успешной реализации такой концепции необходимо учитывать траекторию и процесс закрепления и воспроизводства стихийных, разрозненных актов благотворительности.

Целью венчурной филантропии является финансовая устойчивость и организационное развитие грантополучателя, а также институциональное развитие, эффективное функционирование социальной инфраструктуры, разработка инноваций и их быстрая диффузия. Венчурное предпринимательство актуализируется в условиях формирования постиндустриального общества, поэтому необходимы такие инновации, которые качественно изменяют содержание различных видов деятельности. «Лицо» венчурной индустрии претерпевает постоянные изменения.

Венчурная филантропия осуществляется как в институционализированных формах через фонды и некоммерческие организации, так и персонально. Исполнение функций института благотворительности закрепляется в механизме, одним из типов которого являются эндаументы (от англ. endowment – дар, пожертвование). Например, эндаумент формируется в высшей школе при проведении научных исследований и разработки инновационных технологий рискового характера. Мировой опыт показывает, что венчурные фирмы работают в основном с университетскими эндаументами.

В западных странах подобная форма благотворительности существует длительное время и предполагает, что сумма пожертвований, вносимых меценатом, вычитается из базы по налогу на прибыль. В российском же варианте [1] от уплаты налога на прибыль будут освобождены только некоммерческие организации и фонды, которые должны увеличивать размер целевого капитала за счет его эффективного размещения. Бизнес же будет заниматься благотворительностью на прежних основаниях, не рассчитывая на налоговые льготы [1]. Некоторые российские некоммерческие организации в настоящее время существуют в форме эндаументов, однако, в институционально-правовом обеспечении до сих пор не существовало такого понятия. Введенный закон представляется первой попыткой формализации благотворительности на основе трансплантации подобного института, в частности, венчурной филантропии.

В мировой практике эффективно функционируют фонды целевого капитала, за счет которых финансируют элементы социальной инфраструктуры. Особенностью адаптации системы фондов целевого финансирования для России является отсутствие налоговых льгот, но сама схема станет более удобной для бизнеса и прозрачной для государства. Однако риск возникновения отрицательных внешних эффектов еще существует.

Минимальный капитал эндаумента установлен в размере 3 млн. руб. [2], на его формирование отводится один год, после чего владелец обязан за две недели передать средства в доверительное управление управляющей компании. Согласно закону, некоммерческая организация не вправе распоряжаться пожертвованиями до их передачи в доверительное управление. Целевой капитал может размещаться в российские и иностранные ценные бумаги, недвижимость, банковские депозиты.

Однако, как и любой механизм, предусматривающий льготное налогообложение, эндаументы могут стать очередными налоговыми «дырами». На первый взгляд, для желающих творить добро закон ничего не меняет. Благотворители – юридические лица налоговых льгот не получат, однако, благотворители-граждане имеют право на льготы. Главная налоговая новация состоит в том, что некоммерческие организации освобождаются от уплаты налога на прибыль с тех доходов, которые они получат от эндаумента. Но это правило касается только пожертвования в целевой капитал. Сфера применения закона жестко ограничена – это такие элементы социальной инфраструктуры, как образование, наука, здравоохранение, культура, искусство, архивное дело и социальная поддержка.

Объективно говоря, появление подобного закона незрело. Институциональный механизм благотворительности в виде эндаументов должен формироваться эволюционно.

Наиболее развита система эндаументов в США, где благотворительность формализована и институционализирована. Один из старейших эндаументов в мире – Harvard University’s endowment – получил первый взнос в виде участка земли от выпускников университета в 1649 г. К концу 2005 г. общий объем средств этого фонда составил $25,9 млрд. Доходы от управления активами направляются на выплату зарплат преподавателям и стипендий одаренным студентам, финансирование библиотек и музеев университета, а также проведение исследований.

Капитал эндаумента Йельского университета составляет почти $13 млрд., Принстонского и Стэнфордского – порядка $10 млрд. В США существуют аналогичные программы и в области культуры. В частности, действует эндаумент, называемый «Национальный фонд искусств», который за свою сорокалетнюю историю выдал более 124 тыс. грантов на сумму в $4 млрд.

Специфика популярной в России стратегии трансплантации институтов вновь проявляется на примере этого нужного закона. Закон, как последняя стадия формального закрепления сложившихся форм хозяйственных взаимодействий в России, обычно является первой стадией процесса становления институтов. Институты не столько строятся или конструируются, сколько выращиваются, подобно тому, как выращивается кристалл [3].

Российский бизнес поддерживает закон об эндаументах в его нынешнем виде, так как со своей стороны опасается «дискредитировать идею» настойчивыми пожеланиями налоговых льгот. Впоследствии, когда эндаументы как институциональный механизм венчурной филантропии докажут свою жизнеспособность, можно будет вернуться к вопросу отнесения хотя бы части благотворительных взносов на затраты или предусмотреть возможность возврата вложенных в эндаумент средств по истечении определенного срока.

Венчурная филантропия как вид благотворительности, с одной стороны, есть возмещение бремени отрицательных внешних эффектов при быстром переходе к рыночной экономике, а с другой, амортизация «провалов» государства по выполнению экономических функций, в частности перераспределения доходов в обществе. Социальные инвестиции позволят российскому бизнесу повысить уровень своей добропорядочности и продемонстрировать понимание своей ответственности за инновационное развитие страны, а социальная ответственность бизнеса и социальное инвестирование станут легитимными и достойными институтами отечественного предпринимательства.

[1] Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30 декабря 2006 г. №275-ФЗ.


Источники:

1. Ситнина В. Государство добрых дел // Профиль. ‑ 2006. ‑ № 42 (503). ‑ С. 60–61.
2. Рубченко М. Хрупкий благотворительный баланс // Эксперт. – 2006. ‑ №40. ‑ С. 92–95.
3. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. – М.: Наука, 2004. ‑ 240 с. С. 7.

Страница обновлена: 14.04.2024 в 20:40:02