Управление и эффективное использование конкурентных преимуществ на рынке рыбопродукции

Филиппов К.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (7), Июль 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Филиппов К.А. Управление и эффективное использование конкурентных преимуществ на рынке рыбопродукции // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 7. – С. 73-78.

Аннотация:
Управление рыбохозяйственными организациями в рыночной экономике значительно сложнее, чем в условиях административно-командной системы. Это связано с объективно необходимым расширением не только их прав и ответственности, но и с потребностью более гибко реагировать на изменения внешней среды. Поэтому сегодня у рыбохозяйств возникли новые цели и задачи, которые раньше им никогда самостоятельно не приходилось не только решать, но даже и ставить.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, рыбохозяйственный комплекс, рыбное хозяйство, рыбохозяйственный бизнес



Проблема управления

Управление рыбохозяйственными организациями в рыночной экономике значительно сложнее, чем в условиях административно-командной системы. Это связано с объективно необходимым расширением не только их прав и ответственности, но и с потребностью более гибко реагировать на изменения внешней среды. Поэтому сегодня у рыбохозяйств возникли новые цели и задачи, которые раньше им никогда самостоятельно не приходилось не только решать, но даже и ставить. Все появившиеся в связи с этим проблемы невозможно решить без широкого использования в управлении хозяйством так называемого ситуационного подхода, согласно которому внутренняя среда фирмы есть не что иное, как адекватная реакция на воздействие внешних факторов.

Значение воздействия факторов внешней среды сегодня резко возросло. Это связано с усложнением всей системы общественных отношений (социальных, экономических, политических, правовых и т.п.). Адаптация к факторам внешней среды особенно важна для рыбного хозяйства, имеющего обширные, глубоко интегрированные связи с партнерами, потребителями, поставщиками и др.

Нужно заметить, что для рыбной промышленности, как сложной системы, имеющей высокий уровень интеграции не только в отечественную, но и в мировую экономику, а также тесную связь с природной средой, характерна очень высокая неопределенность, обусловленная чрезвычайной сложностью и динамизмом многочисленных взаимосвязанных процессов. Поэтому для эффективного управления рыбохозяйственными структурами необходим учет самых различных рисков. Так, для предупреждения рисков, связанных с неплатежеспособностью покупателей, в контрактах на поставку рыбопродукции необходимо оговаривать максимальный срок задержки платежа, после которого начинают действовать штрафные санкции.

В целях снижения рисков, связанных с повреждением или гибелью судов должно осуществляться комплексное взаимодействие со страховыми компаниями.

Для сокращения рисков, связанных с сокращением сбыта, необходимо постоянно развивать каналы реализации. В ходе управления рыбохозяйственными организациями необходимо учитывать возможные изменения в налоговой, таможенной и финансово-кредитной политике государства.

Повышение экономической устойчивости организации рыбной отрасли связано с широким использованием лизинговых операций и развитием внешнеэкономической деятельности, включая импортно-экспортные операции и совместное предпринимательство. Эти направления деятельности наряду с совершенствованием используемых технологий рыбопереработки должны рассматриваться в качестве приоритетных объектов управления.

Повышение конкурентоспособности рыбоперерабтывающих предприятий

Вопросы повышения конкурентоспособности российской экономики сегодня являются одними из наиболее актуальных. От их решения во многом зависит как стабилизация всеобщей экономической ситуации в стране, так и выживание отдельных хозяйствующих субъектов. Задачи повышения конкурентоспособности требуют развития производственно-технической базы, совершенствования форм и методов хозяйствования. Эффективное использование конкурентных преимуществ необходимо для всех субъектов рыночных отношений, включая как предприятия высокотехнологичных машиностроительных отраслей, так и организации продовольственного комплекса, в т.ч. рыбохозяйственные организации.

Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут товарного рынка, как естественное условие протекания рыночных процессов, отличается возросшей масштабностью, динамизмом и остротой.

Основными внутри российскими конкурентами рыбопромысловой и перерабатывающей сахалинской фирмы ООО "Компания Тунайча" являются: ОАО "Океанрыбфлот" (Камчатка); ОАО "Дальрыба" (Владивосток); рыболовческий колхоз "Дружба"; ОАО "Пиленга Годо"; СП "Сисафико". Три последние организации действуют на территории Сахалинской области. Наиболее острая конкуренция на российском рыбном рынке отмечается в сфере торговли свежемороженной рыбы. Икра и консервы, производимые ООО "Компания Тунайча" по передовым технологиям, настолько конкурентоспособны, что не имеют аналогов в России и занимают свою отдельную рыночную нишу.

Анализируя основные преимущества ООО "Компания Тунайча", нужно отметить то, что она является единственным на Сахалине предприятием, на котором уже несколько лет успешно эксплуатируется механизированная линия разделки лосося. Это позволяет при минимальной численности работающих обеспечить своевременную и быструю обработку более 100 тонн сырца лососёвых в сутки с обеспечением высокого качества выпускаемой продукции.

Предприятие находится на берегу залива Мордвинова в экологически чистой зоне Охотского моря, рядом с собственными промысловыми участками, что даёт возможность в течении 30 минут поставить рыбу от невода до цеха обработки. Это также влияет на качество продукции. Предприятие защищено от заноса и распространения инфекции дезбарьером для прохождения автотранспорта и санпропускником для прохождения –работников цеха.

Кроме того среди преимуществ ООО "Компания Тунайча", можно выделить следующие черты:

- наличие собственного мощного мобильного рыбодобывающего флота, позволяющего компании быть независимой от поставщиков сырья;

- активное ведение прибрежного рыболовства;

- существование надёжных поставщиков материалов и комплектующих;

- наличие нового более высокотехнологичного перерабатывающего оборудования по сравнению с основными сахалинскими производителями рыбопродукции;

- близкие партнёрские отношения с одной из крупнейших в мире рыбодобывающей фирмой "Wards Cove Packing Company", имеющей годовой оборот более 500 миллионов долларов США;

- полная автономность работы производственной базы, что позволяет исключить негативные последствия, например энергетических кризисов;

- стабильный доступ к сырью (наличие необходимых квот и лимитов на добычу рыбы и морепродукции);

- наличие работоспособного, мобильного, инициативного аппарата управления фирмой;

- выпуск продукции, превосходящей по своим качественным свойствам продукцию основных производителей в Сахалинской области;

- наличие собственного представительства в г. Москве;

- налаженные каналы сбыта, постоянные надёжные партнёры, возможность осуществления поставок крупными партиями;

- высокая репутация Компании как у потребителей, так и у производителей, удовлетворённость заказчиков качеством продукции.

По нашему мнению, для упрочения своего экономического положения все хозяйствующие субъекты, будь то организации рыбной отрасли или предприятия иного сектора экономики, должны сделать возможно более точную оценку своей позиции на рынке, определить уровень конкурентоспособности предлагаемых товаров, установить основные факторы как способствующие, так и препятствующие продвижению данного товара на рынке.

Решающим уровнем успеха в конкурентной борьбе и предпосылкой прочного положения на рынке является четкая стратеги маркетинга. Компания "Тунайча", например, ведет детальное исследование рынка с самого начала своей деятельности. По результатам этих исследований было принято решение о выпуске продукции, на порядок опережающей остальных отечественных производителей.

Обеспечение конкурентоспособности требует разработки эффективной стратегии рыночной деятельности. Можно сказать, что между собой конкурируют не только товары, но и сами стратегии хозяйственного поведения. Более конкурентоспособной является та компания, которая, реализуя четкую стратегию, умеет создать более благоприятные условия для рыночного успеха.

В состав системы обеспечения конкурентных преимуществ, по нашему мнению, должны входить следующие подсистемы (блоки):

o исследования региональных рынков (отечественных и зарубежных), включая анализ состояния спроса, предложения, рыночных цен, степени конкуренции;

o анализ форм и методов сбыта и взаимодействия с партнерами;

o прогнозирование изменения конъюнктуры с учетом научно-технического развития и инноваций, стратегическое планирование;

o формирование потребностей рынка и поиск новых покупателей;

o регулирование цен, издержек производства и реализации;

o организация и управление продвижением товаров на рынке.

Среди организационно-экономических задач повышения конкурентоспособности, решаемых в компании "Тунайча", можно выделить следующие:

- улучшение учета и анализа результатов хозяйствования;

- все более тесная увязка вознаграждения персонала с результатами работы;

- усиление единства стратегических планов с оперативными;

- совершенствование системы информационного обеспечения и механизма передачи информации на разных уровнях управления компанией.

В качестве центрального элемента в стратегическом планировании можно выделить процесс определения приоритетных направлений деятельности и отбор целевых рынков. Цель сегментирования рынка заключается в оценке и выборе тех рыночных ниш, в которых возможно наиболее эффективное осуществление приоритетных направлений деятельности. При этом в зависимости от характеристик отдельных рынков и их сегментов должна вырабатываться соответствующая стратегия деятельности на каждом их них. Разумеется, стратегия хозяйствования на целевых рынках должна основываться на использовании важнейших конкурентных преимуществ, к которым относятся: лидерство в области предложения новой продукции; лидерство по уровню качества; лидерство в области ценовых преимуществ.

Заметим, что ориентация на лидерство в области предложения новаций предполагает большие расходы на НИОКР. Сегодня организации сталкиваются со значительным числом конкурентов, характеризующихся схожими объемами хозяйствования, уровнем технологии, качеством, ценами и географией деятельности. В этой ситуации конкурентоспособность может быть обеспечена лишь на основе внедрения уникальных технологий, ноу-хау, формирования имиджа "пионера, использующего и обладающего наиболее прогрессивными технико-технологическими решениями".

Достижения лидерства по качеству должно базироваться на тщательном анализе и удовлетворении различных запросов потребителей. При этом имидж фирмы, предлагающей продукцию высокого качества, обеспечивает долгосрочность потребительских предпочтений.

Учет изложенных обстоятельств и постоянное совершенствование форм и методов хозяйствования формируют у компании "Тунайча" сильные рыночные позиции и обеспечивают высокую конкурентоспособность ее продукции.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:01:09